Фотографии:
https://www.flickr.com/photos/142063375@N08/albums/72157711712209503/ Fun fact: Буэнос Айрес - это одно из моих любимых названий городов.
Не знаю почему, именно Буэнос Айрес всегда был местом, куда я мечтал попасть. Никаких объективных причин на это не было, но хочу, и все! Таких мест несколько, и реальность до сих пор разочаровывала.
Спойлер: Из всех посещенных мест в Южной Америке - Буэнос Айрес единственное, куда я активно буду пытаться вернуться. Он прекрасен, огромен и разнообразен. Это город воспаленного воображения человека с неограниченными возможностями. В конце концов, это в город, в котором мне удалось спросить "Donde esta la biblioteca?" and really mean it.
Но по порядку.
В Буэнос Айресе в сумме получилось 8 дней за три захода: выходные между Игуасу и Сальтой, пять дней на город и полтора дня в конце на отмокание. В зависимости от целей каждого заезда я и выбирал район: в первый раз, для атмосферы - Палермо Сохо, во второй, для туризма - Реколетту, и под конец - Палермо еще раз, потому что там здорово.
Палермо Сохо - это недавно ставший модным квартал, который сочетает все что я люблю сразу, причем несовместимые вещи. Полностью сохранная архитектура 19го-начала 20го веков, покрытая стрит-артом и с бесконечным набором оригинальных, но не пафосных мест поесть и посидеть. В принципе, не уверен что мне нравится идея покрывать граффити виллы 19го века, но в Палермо Сохо это как-то очень гармонично, и к тому же, если альтернатива - это все снести и построить небоскребы, то лучше так.
В первые пару дней я ограничился прогулками по паркам Палермо и немного Микроцентром. И, боже, какое удовольствие не думать о том куда деть кошелек: по сравнению с Бразилией, центр Буэнос Айреса - это просто идеал безопасности.
Обычно я не хожу в рестораны в одиночку, но тут сделал исключение: нельзя же жить в таком гастрономическом эпицентре, и не проверить о чем речь. Из пары мест мне особо понравился бар-гриль La Hija del Carnicero: я очень небольшой поклонник принципа fast food, но там это одновременно и быстро, и качественный гриль, просто без официантов и белых салфеток.
Микроцентр после Палермо показался грязным и не очень приятным, но с абсолютно роскошным арт-деко в отдельных местах. А в общем по городу, если Рио - это увеличенная Португалия, то Буэнос Айрес явно решил быть Парижем, и "побольше, побольше!!!". Я очень живо себе представляю как уже не зная что делать с морем денег, местные власти просто взяли планы Османа, перерисовали их на здоровую простыню и сказали "ХОЧУ ЭТО!!!".
К сожалению, в Южной Америке явно никто особо не заморачивается сохранением истории, поэтому вся эта красота идет вперемешку с обычными коробками; но и то что сохранилось - великолепно, и создает эклектичное, но лицо.
Особо меня покорило здание, прости господи, Музея Воды и Истории Санитарии на авенида Кордоба - вот уж действительно, самое подходящее место для коллекции унитазов. Я его фотографировал в общей сложности минут 40, пытаясь разглядеть все детали фасадов.
Еще хочется отметить здания учебных заведений. От неожиданной готики инженерного факультета:
до ночного кошмара бруталиста медицинского факультета:
На Каучсерфинге мне написала толпа народу, но было очень лениво. Одна из каучсерферш, Малена, была неожиданно настойчива, и почему-то очень рвалась встретиться. Этот пыл несколько напрягал, но поскольку в конце концов это мне делают одолжение, чтобы не быть хамом я предложил встретиться на чашку чая с альфахором.
Малена оказалась крышесносно очаровательна. Как оказалось, такое желание познакомиться возникло потому что ее занесло непонятными ветрами в Тель Авив во время Евровидения, и там она пришла в невероятный восторг от всего, в частности каучсерферов. Я взял с нее клятвенное обещание устроить культурную программу когда прилетит Женя, и начнется официальный осмотр города. Кроме всего прочего, меня заставили для практики минут 40 общаться исключительно на испанском, что далось нелегко, но получилось на удивление достойно.
Да, испанский. Он учился, простите, используя Дуолинго; я могу пристойно читать (причем, как оказалось, еще и на португальском, итальянском и французском), но попытки что-то понять или сказать в Испании провалились с треском. И дело не в акценте или словарном запасе. Я просто не успеваю составить предложение и вставить его в тот поток сознания, который на меня обрушивается. Испанцы очень положительны и восхищаются любой попыткой что-то сказать на испанском; но при этом они физиологически не в состоянии говорить менее 500 слов в минуту. В Аргентине ожидалось похожее, только с "ж" в самый неподходящий момент. На практике - было очень легко и приятно; они все произносят четко и неторопясь, а потом терпеливо ждут пока вспоминается нужная форма глагола.
Во второй приезд я уже поселился в более центральной и туристичной Реколетте.
Погода не очень распологала к прогулкам; почти непрерывно лил дождь, что позволило мне без зазрений совести потратить время на стирку и закупку эмпанад на черный день. В короткие промежутки между ливнями, я успел сбегать на знаменитое кладбище Реколетты. Красиво. Не то что принципиально отличается от Пер Лашеза или монументального кладбища Милана. Ну, если не быть фанатом Мадонны.
На следующее утро в 6 должен был прилететь Женя, и я в деталях договорился с Маленой о культурной программе на вечер. И тут в Буэнос Айресе случилось непосредственно это:
Женя не приехал ни в 6, ни в 7, ни в 8. Где-то в 12 он позвонил, и с восторгом рассказал, что самолет два раза заходил на посадку в аэропорт Эзейзы, но в последний момент терял управление и возвращался выписывать круги. В результате их отправили на запасной аэропорт Росарио, где потом еще два часа сначала держали в самолете, а потом пытались выгрузить из Боинга-747 без трапа достаточного размера. А теперь они literally ждут от моря погоды, и в Буэнос Айрес вылетят в 9 вечера.
Меня такой расклад не устраивал. Ближайшие 40 минут я провел на Гугле, проверяя способы быстро и логично добраться из Росарио. Все это время Малена демонстрировала чудеса терпения, получая ежеминутные изменения планов на вечер. В итоге Женя выбил из представителей Люфтганзы обещание вернуть деньги за такси (не вернули, разумеется), и за 200$ его согласились привезти прямо до дома. Ну, как, согласились - в последний момент таксист потребовал еще 50$ и был послан.
Я не был уверен какие у нас планы после такого начала дня, но Женю эти приключения только взбодрили, так что в 5 часов уже мы встретились с Маленой на Парагвай 938 в Santos Manjares. Я потребовал, наконец, аргентинское асадо, и Малена пообещала что это хорошее и недорогое место, куда она иногда ходит обедать с работы.
...Никогда до этого не видел чтобы человек плакал от счастья над куском говядины.
Женя большой любитель мяса, но невероятно разборчив; заказ антрекота превращается в хирургическое удаление жилок и жира. Я же отношусь к школе "глупо не попробовать что-то еще". Но мы оба просто не смогли представить что в мире могут быть стейки лучше. Так что мы стали завсягдатаи Парагвай 938, и больше не были ни в одном ресторане Буэнос Айреса.
Но это было только начало. Прежде всего, Малена отвела нас на обзорную площадку в офисе, где она работает; и мы смогли в живом режиме посмотреть на бурю, которая пыталась встать между Женей и стейком.
Потом мы отправились в Пуэрто Мадеро, смотреть на очередного Калатраву и есть лучшее в городе мороженое.
А затем заехали к Малене на 17ый этаж, познакомиться с ее попугаем и матэ.
Матэ - это, типа, травяной чай. Пьется он из специального сосуда с трубочкой; матешница забивается чаем, вливается кипяток, все это настаивается и пьется через трубочку. На вкус - довольно гадость и очень горько, но аргентинцы - любят, и мы натыкались на людей с матешницей в руке и термосом под мышкой абсолютно везде, от метро в Буэнос Айресе до трека на Фицрой.
Но главное было потом. Еще во время первого разговора, Малена неуверенно поинтересовалась, захотим ли мы пойти на милонгу. Хотел ли я? Скажем так, 90% причины почему я тащил Женю из Росарио, это чтобы попасть с Маленой на милонгу.
Милонга - это, фактически, клуб танго для любителей. Туда приходят те кто просто любят танцевать; как оказалось, Малена к этой группе относится. У танго есть четкий набор шагов, вокруг которых строится импровизация; ведущий партнер решает как именно будет выглядеть танец. Разумеется, чем лучше партнер, тем больше возможностей для танца.
Правила милонги такие: все пары танцуют строго по кругу против часовой стрелки. Оркестр играет три танго подряд, после чего пары распадаются, садятся за свои столики, а на четвертый круг играется что-то совершенно другое, условное буги-вуги. Во время этого "антракта" мужчины начинают ходить по кругу и искать партнершу на следующий раунд. Поиск может продолжаться довольно долго, так что количество пар на площадке увеличивается постепенно. Выбор происходит так: мужчина должен попытаться посмотреть женщине в глаза, и если она ответила на его взгляд - бинго!, они становятся парой на ближайшую серию танго. Сменить партнера не закончив весь раунд считается очень обидным.
Мы заказали по бокалу мальбека, а Малена достала туфли для танго, и села ждать кавалера.
Я не очень большой специалист в танго, но достаточно быстро научился отличать хороших танцоров от посредственных. Малена призналась, что она не очень хорошо танцует, но я бы вполне дал ей твердую четверку. А за то что она нас привела на милонгу - и пятерку с плюсом.
Через пару часов Женя потихоньку начал падать лицом в мальбек, и этот день победно завершился.
Следующие дни мы провели ходя пешком по городу и неизменно заканчивая поход на Парагвай 938.
Ла Бока:
Портовый район со стадионом, ставший магнитом для туристов, потому что:
Из всех мест в Буэнос Айресе, мне там понравилось меньше всего. Уж слишком много мутных личностей, зовущих "на настоящее танго", "настоящее аргентинское асадо" и фотографирующихся за деньги в разных позах. Зато там мы полностью окунулись в манящий мир альфахорес.
То что остальное человечество знает как "альфахор" - это на самом деле один конкретный вид "альфахор де майсена" с дульче де лече и кокосом, а они бывают еще с неизменной мембрижей, без кокоса, с орехами и т.д.; а самый распространенный вид - это альфахорес со сгущенкой и покрытые шоколадом. Как правило это невыносимо сладко, но приехал в Аргентину - терпи.
Не смотря на относительную непритязательность Ла Боки, мы решили пройти через весь город пешком, для начала оказавшись около стадиона. Не очень впечатляющий стадион, на самом деле, но с прекрасным:
Нет, я тоже не понял.
После Ла Боки началось Сан Тельмо, а поскольку на часах показывали субботу, то вся главная улица Сан Тельмо привратилась в один большой рынок поделок и бесконечных матешниц.
Сан Тельмо - вполне приятный квартал, достойный более глубокого исследования, но мы успели только пройти его насквозь.
Все еще Париж в особо крупных размерах.
Пуэрто Мадеро хорош и на свету.
И непременное уличное танго:
Обязательная Эвита.
Паласио Бароло. Это уже скорее Барселона, но не ограниченная законами физики.
Театр Колон. Я думал пойти на балет, аргентинцев довольно много среди знаменитых танцоров (хотя обычно не в Аргентине), но не сезон. А на тур внутри уже не хватило времени и сил.
И синагога Колон там же.
Кстати, не то чтобы это очень удивительно, учитывая историю Аргентины, но в Буэнос Айресе много различных общин. Довольно часто на улице попадались ультра-ортодоксальные евреи; мы натыкались на армянский центр.
Сами аргентинцы, хотя говорят на испанском, скорее считают себя потомками итальянцев, и очень гордятся своим умением готовить итальянскую кухню (они ОЧЕНЬ горько ошибаются, их итальянская кухня даже хуже американской). Кроме обязательных стейков и эмпанад, аргентинцы считают своими национальными блюдами миланезе (венский щницель с кетчупом, фактически) и аргентинский вариант пиццы (та же пицца с толстым тестом и нагромождением добавок сверху).
Итого Буэнос Айрес - это попытка построить свой Париж с блэкджеком и шлюхами, заселенный итальянцами говорящими на испанском. На мой взгляд - довольно точно.
Ну, и куда же без Розового Дома.
На пасмурный день мы оставили Атенео: бывший театр, переделанный в библиотеку/книжный магазин.
И обязательное шоу аргентинского танго.
Приехать в Буэнос Айрес и не сходить на танго - это все равно как говорил В.И.Ленин, приехать в Москву и не сходить в мавзолей. Я несколько с опаской отношусь к таким вещам, потому что они почти всегда "ловушка для туристов". Только если очень повезет, и если очень хитро выбирать, можно найти что-то особенное.
В Буэнос Айресе местом танго считается Ла Бока, но побывав там днем, ехать ночью в нее не очень хотелось; к тому же у меня осталось ощущение что вот уж там точно будет ловушка для туристов. Остальные "cena y show" разделились между Пуэрто Мадеро и Сан Тельмо. По отзывам и картинкам, El Viejo Almanecen в Сан Тельмо показался интересней, тем более что танцоры клуба Пуэрто Мадеро - это те самые танцоры на улице, которых мы уже видели.
Билет на шоу предлагался прямо на сайте El Viejo Almanecen либо с ужином за что-то вроде 100$, либо без ужина за 75$. Разумеется, ужин нам был не нужен (спасибо, Парагвай 938), да и по опыту есть в таких местах чревато. Но 75$ за шоу как-то звучало многовато по аргентинским меркам. Я решил проверить, нет ли каких-то других мест, даже необязательно дешевле, но возможно менее туристических, залез в Гугл....и нашел билеты ровно в тот же El Viejo Almanecen за 25$ через какое-то агентство.
Это показалось довольно странным, но я связался с агенством и убедился, что да, это таки билет, таки на шоу, таки в то же самое место. И нас действительно пустили. Предположу, что, может быть, сажают на разные места - ближе или дальше от сцены; но нас столик вполне устроил. Так что, хозяйке на заметку.
Что же касается самого шоу... мы получили ровно то что ожидали. И думаю, что могу со спокойной совестью рекоммендовать желающим пойти на танго именно это место. Но для меня это шоу стоило вот ровно 25$ и не больше.
Объясню.
В зале были на 100% туристы. Билет без ужина дает, кажется, один напиток. На сцене было именно шоу. То есть они, конечно, танцевали танго, но все было построено чтобы вызвать пару "ах!" от зрителей. Это были смены костюмов, разноцветное освещение, использование стульев, зонтиков, всякие трюки, поддержки и т.д. чтобы туристам "не было скучно". Я верю что это было высококлассное шоу, все вокруг были в восторге; а кроме всего прочего, на сцене был живой и очень хороший оркестр, а в конце вышел Маурисио Макри, который (судя по представлению) какой-то очень известный певец и спел, кажется, "La Llorona".
Но. Со всеми этими трюками, собственно танго было очень вторично. А похожую и лучшую акробатику и поддержки я неоднократно видел, например, в фигурном катании. Поэтому, оценив уровень профессионализма, тем не менее милонга мне понравилась намного больше - она настоящая. Когда я описывал свои впечатления Малене, она сначала очень удивилась, но посмотрев на пару клипов танцев на льду с Олимпийских Игр вполне поняла что я имею в виду.
И, наконец, уже возвращаясь из Патагонии, мы все-таки дошли до хотя бы одного музея, и зашли в Xul Solar.
Шли за модернизмом, а получили достаточно прикольный музей с глубокой (слишком) философией и интересным взглядом.
Разумеется, это далеко не все что даже мы успели в Буэнос Айресе, но я и так рискую полностью забить хард диск Интернета своими рассказами, а за тем закругляюсь.
Что я могу сказать про Буэнос Айрес? Наконец-то детская мечта, которая не просто не разочаровала, а оказалась даже большим. Он совсем не такой как я думал, но в принципе даже лучше. Понятно, что 50% всех впечатлений появились благодаря удаче встретить Малену, но и без нее я бы был в восторге. Да, местами попадаются мутные личности; да, иногда грязно; да, точечная застройка подпортила все и тут. Но даже со всем этим, Буэнос Айрес - это даже не просто волшебный город, а несколько совершенно разных волшебных городов. Палермо, Реколетта, Ла Бока, Сан Тельмо, Пуэрто Мадеро - каждый из них мог бы быть самостоятельным городом, достойным посещения; а сколько мы просто не успели увидеть. В оригинале я планировал съездить на день в Монтевидео, Колонию или Ла Плату, но этого не случилось, и совершенно не жалею.