По Москве. Н.А. Гейнике. Собор Василия Блаженного.

Sep 20, 2013 00:05



Покровский собор на Рву, в Москве, построенный в 1555 - 1560 годах, более известный в народе под именем храма св. Василия Блаженного, заключает в себе идею, очень близкую к идее, воспроизведенной в Дьяковской церкви. Это тоже "обетный" храм, посвященный Иоаном Грозным памяти трех знаменательных дней, которые решили участь татарских царств. Взятие Казани закрепило могущество Москвы и создало её славу.
Вскоре по возвращении Иоанна Грозного с удачного похода, в память знаменательных дней было поставлено на Красной площади в Москве семь деревянных храмов вокруг восьмого, каменнного храма Живоначальной Троицы. Все эти храмы благочестиво приурочивались к покровительству "святыни" дней побед.
Но эти храмы были недолговечны и мало отвечали выразительности и важности огромного события не для одной Москвы, но и для всей Руси. Митрополит Макарий близко принимает к сердцу выразительность духовной славы и советует царю соорудить собор с престолами "обетных" храмов, более достойный великого события, - торжества всея Руси. Видимо, также митрополиту Макарию принадлежала и руководящая идея общей группировки необычайных форм храма, а Барма и Посникс, - строители, имена которых сохранила нам летопись, - только "бывши премудры и удобны таковому чудному делу".
В самом деле, план и общая масса Покровского собора необычны не только в принятой концепции, но и в размещении главных масс, и едва ли последнее могло быть подчинено простому произволу фантазий хотя бы и искусных мастеров.
Окидывая взором всю прихотливо задуманную группу "столпов" Покровского собора и любуясь его так ярко выраженным национальным стилем, глаз невольно подмечает, что все его оригинальнейшие формы, подобно Дьяковской церкви, одеты итальянскими деталями карнизов, архивольтов, "машикулей", ширинок и прочими мелкими принадлежностями фряжских декораций, более сложных и более изящных, нежели в Дьяковской церкви, и отличающихся более тонким пониманием рисунка профилей и форм.
Неискаженный, цельный, величественно-грандиозный памятник национального искусства, Покровский собор со времени своего сооружения все же потерпел некоторые изменения и перенес много потерь и довольно значительных добавок.
Первая довольно крупная добавка явилась в 1588 году, когда был встроен с северо-восточной стороны придел св. Василия Блаженного, правда, сделанный в общем стиле с собором. Затем прибавились деревянные кровли на круговой террасе, сгоревшие и замененные в конце XVII века ныне существующими каменными крытыми галлереями, с таковыми же шатровыми крыльцами с западной стороны. С северной стороны тоже приделано широкое арочное крыльцо, ведущее в придел св. Василия Блаженного. Обветшавшая древняя звонница приблизительно в то же время заменена ныне существующей шатровой колокольней. Наконец, в XVIII веке с северо-восточной стороны храма надстроена неуклюжая палатка.
Собор снаружи и внутри множество раз подвергался ремонтам, - расписывался и переписывался вновь и даже один раз был выбелен весь снаружи. Внутри центральный храм Покрова получил при Екатерине, в 1784 году, существующую доныне роспись, а боковые храмы и притворы были расписаны в период 1839 - 1845 годов; ранее они росписи не имели.

В начало - http://ak-lyagushko.livejournal.com/31704.html

церковь, общество, история, храм, государство, Россия, Москва, книги

Previous post Next post
Up