По Москве. Н. А. Гейнике

Sep 14, 2013 02:13



Редкая интересная книга, найдена мной давным-давно, я купила её у метро, за эквивалент бутылки водки, несчастную, завёрнутую в газету. Было очень похоже, что в газету перед этим заворачивали закусь... Сейчас попалась мне в руки при перестановке в книжном шкафу. Решила выкладывать частями, сама её читаю и диву даюсь - сколько всего не знаю.


Огромный город Москва, имеющий в настоящее время окружность в пределах муниципальной черты около 36 вёрст, развился из крохотного княжеского поселения, занимающего едва ли 1/10 долю теперешнего Кремля. Время основания первоначальной Москвы неизвестно, как неизвестны и обстоятельства, сопровождавшие её возникновение. По крайней мере московские ученые XVI века, отделенные от первых времен Москвы сравнительно небольшим промежутком времени, могут рассказать нам о её основании только легенды и благочестивые домыслы, вроде того, что Москву основал шестой сын Иафета Мосох, у которого была жена Ква (Мос-Ква); У Мосоха и Квы были сын Я и дочь Вуза, отсюда Яуза.
Предание, имеющее под собою историческую основу, говорит о том, что на теперешней территории Москвы первоначально были сёла, принадлежавшие боярину Кучке; о трагической судьбе боярина Степана Кучки и его сыновей, запутанных в любовную интригу Улитой Юрьевой, женой Суздальского князя Даниила Александровича, рассказывала повесть "о зачале Московского княжения". Но эта повесть, носящая на себе явные следы библейского романа о Иосифе и сотканная из устных преданий и легенд не может внушать нам доверия. Остаётся факт существования Кучковых сел; но будет не совсем правильно видеть в них зародыш Москвы. Кучковы села находились в северо-восточной части теперешней Москвы и впоследствии слились с городом; но начало города Москвы пошло не от них, а от вышеупомянутого княжеского поселения, в юго-западной части Кремля, при впадении Неглинки в Москву-реку.
Первое достоверное сведение о Москве относится к 1147 г., когда на село Москву звал для свидания Юрий Долгорукий своего союзника, князя Новгород-Северского, Святослава Ольговича. Вскоре после этого свидания, в 1156 г., Юрий превратил село Москву в "город", т.е. обнес его деревянными стенами и рвом. Этот "город" Москва Юрия Долгорукого находился, как говорит летопись, "на устье Неглинки, выше реки Яузы". Размеры этого городка были самые крохотные. Посредине его стояла церковь Рождества Иоанна Предтечи, срубленная, по словам летописи, еще в то время, когда здесь был только бор. Эта церковь простоявшая, в перестроенном виде, но на старом месте, до 1847 г., находилась между теперешними Боровицкими воротами и Большим Кремлевским дворцом, шагах в 120 от Боровицких ворот; она была сломана вслествие постройки Большого Кремлевского дворца, а несколько ранее, во время закладки фундамента этого дворца, в 1843 г., были найдены остатки древнейшей деревянной ограды из сосновых бревен и рва, окружавших первоначальную Москву. Эта ограда шла с западной стороны церкви Спаса на Бору; значит церковь Спаса не входила в границы первоначальной Москвы, и вся Москва занимала только крайний юго-западный угол теперешнего Кремля. Северо-восточная и южная стены первоначальной Москвы, сходившиеся в угол на крутом берегу Москвы-реки против устья Неглинки, шли параллельно теперешним стенам Кремля, но выше их, на расстоянии 5-7 сажень (1 сажень - 2м 16см) от них; восточная стена шла от теперешнего Потешного дворца, находившегося между Боровицкими и Троицкими воротами, пересека на пути к южной стене теперешнюю дворцовую церковь Рождества Богородицы и Лазаря и проходя в одной-двух саженях от церкви Спаса на Бору. Таким образом, в длину первоначальная москва имела всего около 100 сажень. По своему характеру она была городком обычного типа, каких много было в Суздальской Руси; ее характер не изменился и тогда, когда в ней поселился первый московский удельный князь, Даниил Александрович (1271 г.). За деревянной оградой находилась вышеупомянутая церковь, об архитектуре которой можно судить по деревянным старым церквам Архангельского и Вологодского севера; стояли рядом с церковью княжеские "хоромы" - деревянный дом с клетью внизу и жилыми "горницами" наверху; за хоромами лепились нехитрые служебные здания - амбары, подвалы, сараи. Кругом шумел бор, о котором до сих пор еще напоминают названия Боровицких ворот,, церкви Спаса на Бору, Моховой улицы; за бором были луга, где теперь Воспитательный дом (Васильев луг), и за Москвой-рекой, где теперь улицы Полянки; противоположный городку берег Москвы был низменный, заболоченный, о чем до сих пор напоминает механически повторяемое нами название "Болотная площадь", и очень чувствительно говорят наводнения, заливающие во время половодья южные набережные Москвы и обе набережные Водоотводного канала.

Продолжение - http://ak-lyagushko.livejournal.com/33212.html

общество, государство, история, Москва, Россия, книги

Previous post Next post
Up