Краткое содержание первой серии Краткое содержание второй серии БАДЕН-БАДЕН - ЛЮКСЕМБУРГ
Из Баден-Бадена в Люксембург прямых поездов нет, поэтому мы должны были доехать сначала до Манхейма, и там сделать пересадку на поезд до Люксембурга. Добрались до вокзала Баден-Бадена (вокзал - это, конечно, громко сказано: по размеру он напоминает станцию «Платформа 42-й км»... Зато по чистоте - стерильную операционную, как, впрочем, и вся Германия), нашли в расписании свой поезд, и тут начались сомнения. Дело в том, что расписание в немецком ДойчеБанн формируется единое на сезон, печатается в типографии на огромных листах формата А0, и вывешивается на станционных стендах. При этом кроме номера поезда, времени его отправления, и конечной станции, указаны все основные промежуточные остановки.
Так вот, на всём этом огромном листе формата А0 не было ни единого исправления - и только наш рейс был заклеен сверху бумажечкой с новым, изменённым, маршрутом. И Манхейма там не было.
Ситуация усугублялась тем, что билеты на все переезды по Европе мы забронировали и выкупили ещё в Москве, соответственно, мы должны были прибыть в Манхейм в строго определённое время, чтобы успеть на свой поезд до Люксембурга.
Поскольку прибыли мы на станцию за 10 минут до прихода поезда (остановка у него 2-3 минуты), времени идти в кассу разбираться уже не оставалось. Решили «на авось» - поезд приедет, сядем в него, а там разберёмся.
Стоим на перроне, ждём поезда. Рядом сидит пожилая пара немцев (лет по 60), чуть в стороне - бизнесового вида мужик лет 35-ти. Больше никого. Немцы по-английски явно не говорят, а вот мужик - вполне возможно... Подхожу к нему, спрашиваю - вы на поезд номер такой-то? Говорит - да. Я говорю - а вы не в курсе, он до Манхейма идёт? Мужик отвечает - мне, вообще, пораньше выходить, но, насколько я знаю, до Манхейма точно идёт.
Ладно, ждём дальше. Минут за 5 до расчётного прибытия нашего поезда тётенька из будки пробормотала что-то по-немецки по громкой связи. Поскольку немецкого языка никто из нас не знает, прозвучало это как заклинание вуду. Смотрю - немецкая пара что-то залопотала, потом встали и пошли на выход. Я стою возле расписания, внимательно его изучаю - как будто это упражнение может повернуть наш поезд в нужном направлении... Они подходят, и дедуля начинает что-то мне говорить. Я отвечаю - нихт ферштейн, уважаемый! Ду ю спик инглиш? Он опять что-то по своему, но интуитивно догадываюсь, что хочет сообщить мне гадость. Я говорю - трейн ту Манхейм?! Он отвечает - но, но! Уточняю - Манхейм капут? Заулыбался, кивает головой - йа, йа, Манхейм капут!..
Ну, едришкина макадуха, и чё теперь делать? Пошёл в билетную кассу разбираться. Надо сказать, вовремя дошёл - передо мной в очереди никого не было, а пока я там стоял, толпа человек в 10 набежала (откуда они все взялись - не перроне-то пусто было?..)
В окошках сидят три работника ДойчеБанн. Один занят с клиентом, у которого, похоже, совсем тяжёлый случай: те 15 минут, пока я там провёл, он только этим клиентом и занимался. Остальные двое освободились одновременно. Подхожу, говорю - из энибади спик инглиш? Мужик в третьем окошке говорит - ай эм, а литтл.
Ну ладно, думаю, хоть э литтл - и на том спасибо. А то как тут с вами объясняться, не знаючи немецкого? Подхожу, показываю билеты, говорю - ви а тревеллинг ту зе Люксембург, ви нид э трейн ту Манхейм, райт нау! Мужик чего-то пощёлкал на компьютере, говорит - ноу трейн, ит из импоссибл! О’кей, отвечаю, энд вот ви шуд ду? Ви олреди пэй фо зе тикетс! Тот достал из принтера бумажку, начал мне ручкой тыкать. Смотрю, новый маршрут предлагает: следующим поездом из Баден-Бадена в Манхейм, там пересадка и поездом в Саарбрюкен, а оттуда автобусом до Люксембурга. Смотрю по времени прибытия в Люксембург - разница всего в 10 минут от прежнего маршрута (если б не отменили наш поезд, в Люксембурге мы были бы в 19:40 по местному, а так приедем в 19:50). Ну, думаю, что ж делать, придётся с сумками погорбатиться, но хоть время не потеряем. Давай, говорю, свои билеты. Мужик всё распечатал, штампики поставил, цены все зачеркнул, говорит - будете показывать эти новые билеты вместе со старыми, мол, старыми подтвердите факт оплаты. О’кей, говорю, а для автобуса тоже? У нас же в программе автобусов не было? Да, говорит, в автобусе тоже ничего платить не надо. Ну и ладно, думаю. Знал бы я немецкий - может, и поругался бы. А так - денег доплачивать не надо, время прибытия то же самое, только одно неудобство - дополнительная пересадка. Ну и хрен с ней.
В общем, уехали мы из Баден-Бадена следующим поездом, который должен был доставить нас в Манхейм.
Пересадка в Манхейме не запомнилась ничем, а вот пересадка из поезда в автобус в Саарбрюкене запомнится надолго. Точнее, не сама пересадка, а маленький перекус в ожидании автобуса. На ж/д вокзале Саарбрюкена несколько кафешек. И вот какой же чёрт дёрнул меня предложить именно «БургерКинг»?! Мы взяли по огромному сендвичу с котлетой из телятины (как он точно назывался, уже не помню, да это и неважно - главное, что он был ОГРОМНЫЙ, диаметром сантиметров 15, и толщиной сантиметров 7). Жрал я его, реально, минут 15, не меньше. Для сравнения, с БигМаком из МакДональдса я справляюсь минуты за 3 (чёрт, ведь даже в МакДак в Москве я хожу раза 3-4 в год максимум, когда совсем уж припрёт поесть, а времени нет... ну вот что меня потянуло в этот БургерКинг? Хорошо хоть, ума хватило картошку фри не есть, которая в комплекте шла). Одним словом, после этого «перекуса» мне понадобилось найти туалет, чтобы умыться, поскольку бутербродом такого диаметра и с такой кучей соуса я угваздался так, что салфетки уже не помогали. Памятуя, что в Европе всё платное, даже сортиры, я наковырял мелочи, и пошёл искать туалет. Искал я его минут 5, а зайдя туда, увидел перед собой вожделенный умывальник, но путь к нему преграждал турникет. Возле турникета висел какой-то автомат с прорезью, явно предназначенной для монет. Однако рядом с этим автоматом висел другой, тоже с прорезью и тоже для монет, но совершенно иного вида. Это меня смутило, и я попытался разобрать, что там по-немецки написано. Ясен пень, ничего не понял, и собрался уже бросить монетку в тот, что рядом с турникетом, но тут в туалет вошёл станционный служитель, и увидев моё замешательство, пришёл на помощь. После двух минут нечленораздельного взаимного мычания (он - понимая, что я не говорю по-немецки, а я - понимая, что он не говорит по-английски) я вывалил ему всю мелочь, которая у меня была, и, выразительно мыча, показал в сторону умывальника. Мужик покопался в моих медяках, и - уж не знаю, то ли не та мелочь была, то ли он просто не стал заморачиваться - высыпал всё обратно мне в руку, открыл турникет своим специальным ключом, и махнул рукой. Проходи, мол, за так. Я сказал данке шон и сенкью вери мач, и прорвался к вожделенному умывальнику. Смыв остатки монументального бутерброда с рук и бороды, я вырвался обратно на волю, и мы поплелись на автобусную станцию, благо она находится прямо на привокзальной площади (кстати, потом выяснилось - сведущие люди рассказали - что всё очень просто: автомат возле турникетов принимает только монетки по 50 центов; а автомат, висящий отдельно - разменный, если вдруг у кого нет полтинника. Ну, в общем, как у нас в советское время в метро висели, меняли мелочь на пятачки).
На автобусной станции мы нашли свою остановку, дождались прибытия автобуса (такой вполне себе неплохой - то ли Neoplan, то ли что-то такого же рода). Залезаю внутрь, даю водителю билеты, говорю - О’кей? Посмотрел, отвечает - О’кей. Показываю на чемодан и сумку, мычу, и пальцем показываю в салон и вниз - мол, убирать в багажное отделение или с собой можно взять? Тот пожал плечами, мол, всё равно. Ладно, думаю, до отбытия ещё минут десять, а нас в салоне только двое. Пока возьму в салон, а там, если много народу будет, переложу перед отправлением в багажный отсек.
Кто бы мог подумать, что во всём этом огромном междугородном автобусе из Саарбрюкена в Люксембург будет ехать всего пять человек, включая водителя...
Езды до Люксембурга было чуть меньше 1,5 часов. Ехали уже затемно, читать было невозможно, поэтому в дороге я осваивал новый iPad. Ещё в Баден-Бадене, купив в отеле 24-часовую карточку WiFi доступа за 7 евро, я его зарегистрировал и закачал все фильмы со своего МакБука и несколько игрушек из iTunes. В их числе была игрушка - Паззлы, сделанные из известных картин известных художников. Вот честно, никогда бы не подумал, что меня может увлечь подобное времяпрепровождение, но я просто не мог оторваться, настолько это захватывающе! :)
Автобус точно по расписанию привёз нас прямо к центральному ж/д вокзалу Люксембурга, а наш отель был прямо напротив него. Прогулявшись пешочком 200 метров, через пять минут мы уже регистрировались в отеле.
Надо сказать, что город не понравился сразу. Конечно, необходимо сделать поправку на усталость и плохую погоду (прохладно и мерзкий моросящий дождик), однако кучки явно обдолбанных негров на центральном вокзале, замороченные, неприветливые и куда-то спешащие люди, плюс две полицейских машины, резво примчавшиеся откуда ни возьмись (из каждой выскочило по два копа, которые бегом, одной рукой придерживая фуражку, другой - кобуру, пробежали в здание вокзала) - всё это совсем не добавляет положительных впечатлений о городе, в который ты только что прибыл впервые в жизни.
«Это не Рио-де-Жанейро», как сказал бы Остап Бендер...
Центральный вокзал Люксембурга, вид из отеля
Впрочем, негативное впечатление несколько сгладила девушка по имени Ирэна, стоящая за стойкой регистрации в нашем отеле. Она оказалась русскоговорящей, чем я не преминул воспользоваться, чтобы тут же выяснить - куда и как нам в первую очередь необходимо будет завтра с утра попасть (с туристической точки зрения), и куда нам попадать точно не надо (с точки зрения возможного дорогого шоппинга, который так любит моя обожаемая супруга, хотя никогда и нигде в этом не признаётся :))).
Заселившись в номер (мерзкий-премерзкий, хотя, конечно, лучший, чем в большинстве гостиниц России - но гораздо худший по сравнению с отелями, в которых мы жили в Мюнхене, Баден-Бадене, и уж конечно, в Амстердаме - но об этом я расскажу позже), так вот, заселившись, мы решили, что время и погода не способствуют вечернему моциону, и мы просто посидим в баре-ресторане нашего отеля. Обожаемая супруга заказала себе чего-то поесть и местного, аутентичного вина. Я же, до сих пор чувствуя в горле не провалившиеся куски монументального бутерброда, заказал только Jagermeister, который совершенно волшебным образом воздействует на пищеварение. На удивление, люксембургское вино - по словам супруги - оказалось очень и очень неплохим, и она даже хотела взять 2-3 бутылочки домой, но мне удалось отговорить её от этой безумной затеи - не хватало мне ещё, вдобавок к чемодану, сумке и рюкзаку, тащить на себе через пол-континента 5 килограмм алкоголя.
Кстати, ещё один плюс отеля - бесплатный и достаточно быстрый WiFi.
Немного посидев в баре, мы отправились спать. Завтра нас ждал поход по Люксембургу.
ЛЮКСЕМБУРГ
Утро встретило нас прекрасной погодой - чистое небо, тепло, небольшой ветерок. Самое то, чтобы прогуляться по новому, неизвестному городу.
Поскольку поезд в Амстер у нас был в 17 часов, встали мы достаточно рано (для отпускников) - где-то в 9:30, и уже в 10 выдвинулись в город. На завтрак в отеле мы не пошли, решили перекусить где-нибудь в центре.
Прошлись по улице Свободы в сторону Старого города. Ирэна посоветовала нам пройти туда пешочком (это не далеко, минут 15 спокойной прогулки), побродить немного там, а потом покататься на двухэтажном экскурсионном автобусе CitySightSeeing, где есть электронный гид на русском языке.
Вот такие виды открываются с моста Адольфа, соединяющего улицу Свободы и Королевский бульвар. Мост является одной из достопримечательностей Старого города, но не сам по себе, а из-за открывающихся с него видов.
А так выглядит собственно сам мост Адольфа с бульвара Рузвельта.
Кстати, Люксембург ВЕСЬ усеян подъёмными кранами; количество строек, как в Старом, так и в Новом городе таково, что можно подумать, будто тут была война и теперь город в массовом порядке отстраивается заново. Поэтому тут и там на фотках будут видны эти железяки, никуда не денешься...
Вид с бульвара Рузвельта на ущелье (под нами, в скале - бывшие казематы).
Это, я так понимаю, эволюция по-люксембургски :)))
Архитектура Старого города в целом соответствует стандартной средневековой европейской архитектуре; единственное, мне она показалась какой-то чуть более серой и унылой, чем в других странах.
В конце улицы - Королевский дворец.
Совершенно замечательный фонтан.
Вдалеке виднеются ужасающие современные постройки.
Вообще, Новый город - это страх, кошмар и ужас. Такого уродства, во всех смыслах этого слова, я не встречал нигде; это касается и архитектуры, и искусства (памятников и скульптур), и элементов промышленного дизайна... Вот так, к примеру, выглядит центральная улица Нового города, гордо носящая имя Авеню Дж.Ф.Кеннеди:
Ужасные фонарные столбы. На заднем плане - ТЭЦ, снабжающая город теплом и электричеством. Люксембуржцы очень ей гордятся, т.к. она работает на экологически чистом топливе (каком именно - не уточняется). Эту серую унылость пейзажа не спасают даже деревья, потому, что по абсолютно непонятным причинам куски земли между деревьями закатаны в асфальт. Почему нельзя было оставить нормальный газон?! Зелень теперь не нужна, что ли, коль ТЭЦ у нас на биотопливе работает?..
На этом фоне резко бросаются в глаза красно-белые столбы, обозначающие пешеходный переход. Это, конечно, хорошо с точки зрения безопасности, но существуют и другие способы привлечения внимания водителей. А здесь эти цвета как кость в горле. Оставили бы их серыми - в пейзаже хотя бы однородность была...
Скульптура «Бизнесмен». Церетели нервно курит в сторонке. На заднем фоне - торговый центр. Напоминаю, это главная улица современной части Люксембурга, где, между прочим, расположены основные офисы Европарламента (для зануд: я знаю, что основное место проведения заседаний - Страсбург; но рабочие офисы (секретариат) Европарламента расположены в основном в Люксембурге и Брюсселе).
Качество фотографий плохое, поскольку всё фоткалось на ходу, через стекло автобуса. Выходить и гулять здесь, дабы покачественнее запечатлеть «ужасы этого городка» мне почему-то не захотелось.
Ещё одна скульптура (Церетели открывает вторую пачку и прикуривает одну сигарету от другой). Что она означает - сказать невозможно. То ли это солнышко по-люксембургски, то ли какой-то мутант с тремя руками.
Памятник Стулу. В общем-то, без комментариев...
Ну и, наконец, памятник-победитель нашего конкурса. По замыслу скульптора, он должен символизировать память о погибших во Второй мировой войне (это не шутка). Церетели застрелился от зависти.
Квадратные кусты. Квадратное здание. Квадратные окна. Квадратный канализационный люк в асфальте. Дорожки, соединяющиеся под углом 90 градусов. Люди здесь работают, наверное, тоже квадратные. Какой дурак посадил тут эти бесформенные деревья?! Вырубить к чёрту! Будет памятник кубизму.
Торговый центр. «Доктор, я ссу и плачу», простите мне мой французский...
10-метровое сооружение, извещающее, что якорным арендатором данного торгового центра является «Ашан».
Это здание - брат-близнец строительных бытовок, в которых живут таджики на строительстве Москва-Сити. Разница только в том, что это - монолитное капитальное сооружение, построенное по проекту одного из архитекторов Люксембурга.
Интересно, каков процент самоубийств среди местных жителей? Или у них с детства иммунитет на красоты родной столицы?
Вернёмся-ка мы обратно в Старый город, от греха...
Самая вкусность Люксембурга расположена в Старом городе, в низине, вдоль реки Альзет. Это древние укрепления.
Вид на современный мост через долину Альзет. Тоже, надо сказать, сомнительной эстетичности сооружение...
Кто-то вырастил у себя в саду лабиринт.
Ну, вот, в общем-то, и всё. Как оказалось, кроме малюсенького исторического центра - смотреть в Люксембурге совершенно нечего.
Интересностей невизуального плана также не много. Даже не стану вдаваться в детали, просто перечислением.
Итак, знаете ли вы, что...
...половина жителей Люксембурга говорит на французском, другая половина - на немецком. При этом существует самостоятельный люксембургский язык (смесь французского с немецким), на котором говорит примерно 250 тыс. человек из 450-тысячного населения страны.
...Люксембург - один из самых дорогих городов в Европе. А если откинуть Лондон - так и вообще самый дорогой (по личному опыту).
...население Евросоюза составляет около 500 млн. человек, население Герцогства Люксембург - 450 тысяч, т.е. менее 0,1%. При этом в Европарламенте (состоящем из 750 депутатов) Люксембург представлен аж 6-ю членами - т.е. более 1%.
Ну вот, пора собираться в Амстердам.
P.S. Уже на выходе из отеля обратил внимание на насыщенность воздушного движения над Люксембургом.
P.P.S.
Кстати, хозяйке на заметку: компания CitySightSeeing, занимающаяся экскурсионными автобусными поездками, работает почти во всех городах Европы. Принцип следующий. Вы покупаете билет на автобус (в Люксембурге он стоит 14 евро на взрослого и 7 евро на ребёнка; комплексный билет на семью «2 взрослых + 3 ребёнка» стоит 35 евро). Ждёте автобуса, они ходят строго с интервалом 20 минут. Садитесь, втыкаете наушники, выбираете канал с нужным языком, едете, наслаждаетесь. Маршрут кольцевой. На протяжении маршрута есть несколько остановок (в каждом городе по своему, например, в Люксембурге их восемь). Остановка не более 1-2 минут, только для посадки-высадки пассажиров. Так вот, фишка заключается в том, что билет действителен в течение 24 часов без ограничений по количеству посадок и поездок. То есть, вы можете на любой понравившейся остановке выйти, погулять-побродить, потом вернуться к остановке, сесть на следующий подъехавший автобус CitySightSeeing (напоминаю, интервал движения - 20 минут), и продолжить поездку.
Очень удобная штука, я считаю. Продолжительность поездки по полному кольцевому маршруту не превышает одного часа. То есть, можно с утра сесть на автобус, проехать по всему маршруту, заранее намечая те остановки, в окрестностях которых вы хотели бы погулять, а потом совершить второй круг на автобусе - уже выходя в заранее намеченных местах, и наслаждаясь пейзажами / шопингом (маршрут пролегает в том числе и по торговым районам) / ресторанами, ну, кому что нравится...
Мы, к сожалению, сделали наоборот - сначала прогулялись в заранее намеченных по карте местах, и только потом поехали на автобусе. Ну, да теперь будем знать.
P.P.P.S.
И ещё. Если будете когда-нибудь на люксембургском ж/д вокзале - то знайте, что здесь запрещено:
- курить сигареты;
- разводить огороды;
- использовать ролики без одного комплектного колеса;
- быть собакой;
- устанавливать любые ограждения;
- пить напитки из кружек;
- бросать шляпы на пол;
- использовать мусорные урны;
- ломать запрещающие знаки.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...