Подводя итоги. Часть 1.

Aug 25, 2022 22:30

Скоро я смогу уйти на пенсию по возрасту. Делать этого я не собираюсь, однако сам факт невольно заставляет оглянуться назад и оценить, что хорошего удалось сделать на работе.

Начинал я в 1977г в ОКБ МРМУ (Московское радиомонтажное управление), инженер, зарплата 130 руб. Проработал я там чуть больше года и очень хорошо поднатаскался в ЕСКД и в черчении. Правда, рукописный почерк это мне все равно не исправило.

Занималась наша группа проектированием "мебели" для шифровальных комнат в советских посольствах. Заказчиком был КГБ, вторая форма секретности, подписка о неразглашении на 15 лет, личная печать для тубуса с чертежами, хранящегося у секретчиков, и прочая параноидальная дурь советского времени. Приходишь на работу, под расписку получаешь свой тубус, вытаскиваешь кальки и проверяешь по описи. Накалывешь кальку на кульман и фигачишь деталировку угробищной стойки, на которую должна ставиться аппаратура шифрования и дешифрования в посольстве.


Угробищность стойки и пр. "мебели" состояла в том, что она изготавливалась мелким тиражом на ЛЭМЗ-е и была подогнана под имеющуюся там убогую технологию: допуски, как сейчас помню, +- 0.5 мм, в лучшем случае +- 0.3 мм. Огромный расход металла, токарная обработка и сварка соединительных узлов, при помощи которых из тяжелых железных труб прямоугольного сечения собирался стеллаж. СтОила эта "мебель", очевидно, совершенно безумные деньги. Потом это все отправлялось дипломатической почтой в посольство, туда выезжал монтажник МРМУ и все это собирал.

После года работы мне, как подающему надежды молодому инженеру, поручили разработать опору. Это отдельная песня.

Шифровальная кабина обычно ставилась в подвальном помещении советского посольства. Собиралась она из железных панелей, доставленных - опять же - дипломатической почтой, стоящих на раме из алюминиевых труб. Рама в свою очередь стояла на колесах, причем колеса были подрессорены пружинами из железнодорожной номенклатуры. Идея была в том, что тяжеленную шифровальную кабину площадью 3х5 метров и высотой почти 3 метра надо было время от времени перемещать, откатывать на этих колесах с одного места на другое.

Как нам объясняли ГБ-шники, американцы изо всех сил старались подслушать советскую дипломатическую переписку. Для этого они делали подкопы под советские посольства и подсовывали микрофоны под опоры шифровальных кабин. Поскольку сообщения после расшифровки печатались телетайпом, устроенным как пишущая машинка, то для разных букв там была разная длина рычага и, соответственно, разная сила удара. Вражеский микрофон улавливал слабые вибрации от ударов рычагов телетайпа и позволял что-то внятное из этого шума расшифровать. Откатив шифровальную кабину в сторону, наши орлы-гэбэшники могли оставить супостатов с носом.

Однако это в теории. На практике никто шифровальные кабины с места на месо не перекатывал, больно уж они были тяжелые, да и места в подвалах было мало. Поэтому было решено шифровальные кабины сделать неподвижными, но поместить на виброизолирующие опоры. Соответственно, эти опоры становилась довольно-таки ключевым элементом защиты от подслушивания.

Я эту свою опору до сих пор вспоминаю с любовью, она была придумана хорошо. Она была как бы "складная". Наружная часть состояла из стопки колец вибропоглощающих материалов - пластика, пористой резины, просто резины и пр. Материалы в стопке чередовались, ибо, как нам говорили гэбэшники, это обеспечивало наилучшее поглощение вибраций. В эту стопку вставлялась железная конструкция наподобие стакана с фланцем, фланец опирался на стопку, а в стакан вставлялась железнодородная пружина. И уже на пружину ставилась шифровальная кабина.

Заодно по ходу я сгенерировал идею, как можно было избавиться от рамы: железные панели надо было сделать несущими. Поскольку курс сопромата в то время у меня голове был свеж, я сделал расчеты, а наша зав. группой, милейшая женщина, предложила очень изящную технологию их сборки. Приятно вспомнить.

работа, МРМУ, итоги

Previous post Next post
Up