Jul 24, 2008 18:37
Фильм Мишеля Гондри «Вечное сияние чистого разума» произвел на меня огромное впечатление. Поэтому и от его следующего фильма «Наука сна» я тоже ожидал многого. Тем более, что я слышал, можно сказать, восторженные отзывы о нем от некоторых людей. Однако мне этот фильм не слишком понравился.
Конечно, «Наука сна» фильм не рядовой, резко выделяющийся из серого потока обычного кино, но именно поэтому и требования к нему более повышенные.
Главный недостаток фильма в рыхлом сценарии. Создается впечатление, что автору особенно нечего сказать. Очередная история про то как парень встретил девушку здесь обложена многочисленными фантазиями на тему сна, которые часто кажутся всего лишь вставными номерами в неком цирковом представлении.
Конечно, режиссер демонстрирует богатство своей фантазии, изощренное построение сновидческих эпизодов, но все это работает как бы вхолостую. История взаимоотношений Стефана и Стефании (наука любви) развивается по обычным канонам: знакомство, интерес друг к другу, недоразумения отношений, ревность, финальное неопределенное примирение. Все это дублируется, искажается во снах Стефана, в целом ничего нового к любовной истории не добавляя.
Конечно, многие сцены очень красиво сняты, декорации впечатляют, актеры играют очень хорошо. Г.Г. Берналь несет на себе основную нагрузку, как всегда играет тонко и горячо. Шарлота Гейнсбур в роли Стефани выступает в совершенно новом для себя облике. Напротив, Миу-Миу в роли матери демонстрирует не подвластность времени. Ален Шаба в роли Ги совершенно фееричен.
И все же фильм оставляет впечатление вторичности. Гондри ничего нового не открывает в своем фильме. Сновидческие картины были уже в истории кино, и были более высокие достижения. Достаточно вспомнить «Скромное обаяние буржуазии» Бюнуэля, фильм, где сюрреализм формы превосходно оттенял глубину содержания.
Более того более высоким достижением является фильм самого Мишеля Гондри «Вечное сияние чистого разума», где безграничная фантазия режиссера действительно по новому осветила извечную тему любви, неожиданно и оригинально.
Возможно, Мишель Гондри просто уже все сказал своим предыдущим фильмом и теперь попал в ловушку само повтора.
кино