Когда я в прошлый раз привёл цитату из интервью Заслуженного конструктора России Валентина Белоненко (возглавляющего в Крыловском центре отдел перспективного проектирования боевых надводных кораблей, катеров и судов обеспечения), где конструктор упомянул электромеханическую катапульту, то возникли вопросы - на каком же принципе эта катапульта будет работать.
Вот ссылка на патент RU 2712407
"Разгонное устройство для взлета корабельных самолетов", владелец которого "Крыловский государственный научный центр".
Разгонное устройство для взлета корабельных самолетов содержит разгонную тележку (1), расположенную под разгонной дорожкой (2) взлетной полосы. К передней части тележки (1) прикреплен трос (7) тяговой лебедки (8), расположенной в противоположной стороне от стартовой позиции самолета, с барабаном (9) навивки троса и многообмоточной электрической машиной (10). Разгонное устройство также содержит тяговый преобразователь (12) частоты, конденсаторный накопитель (16), а также обратимый выпрямитель (17). Возвратно-тормозная лебедка (20) расположена у стартовой позиции. Вход выпрямителя (17) обратимого преобразователя частоты подключен к шинам (14) переменного тока, а выход инвертора (18) - к обмоткам электрической машины (21), вал которой присоединен к общему валу барабана (22) и электромеханического управляемого тормозного устройства (23) возвратно-тормозной лебедки (20), а трос (24) барабана (22) прикреплен к задней части тележки (1). Изобретение обеспечивает взлет тяжелых летательных аппаратов с дополнительным увеличением загрузки с укороченных взлетных полос авианосцев или аэродромов и повышает эффективность использования энергетических и мощностных ресурсов.
Основная идея электромеханической катапульты: тяговая лебедка с коническим барабаном, вращаемым многообмоточной электрической машиной (электродвигателем) большой мощности, на первых десяткам метров пути по палубе придающая дополнительное ускорение разгоняющемуся на собственных двигателях самолёту. Тяговое усилие лебёдки регулируется в широких пределах.
Су-33 может стартовать с трамплина на тяге собственных двигателей (без всякой катапульты) со взлётной массой 32 тонны с первой и второй стартовых позиций ТАВКР "Адмирал Кузнецов" (Киностудия Министерства обороны СССР, фильм "Рождение авиационно-корабельного комплекса", 25-я минута просмотра):
Click to view
Для доразгона перспективных палубных истребителей, которые будут демонстрировать взлётную тяговооруженность выше чем у Су-33, такая электромеханическая катапульта вообщем-то не нужна.
Однако в случае появления в составе авиагруппы перспективного авианосца малозаметных дозвуковых БЛА с бесфорсажными реактивными двигателями, как следствие с относительно невысокой взлётной тяговооруженностью, а так же самолёта РЛДН (в том случае если этот самолёт будет иметь относительно невысокую взлётную тяговооруженность), такая катапульта безусловно понадобится.
Спасибо за внимание