Проблема российского авианосца: предлагаемое решение от Крыловского государственного научного центра

Jan 29, 2020 01:07

Почти одновременно, два моих добрых знакомых, Александр Тимохин (timokhin_a_a) и Александр Шишкин (navy_korabel) , изложили свои взгляды на перспективный авианосец для ВМФ России. Статьи называются соответственно:

"Авианосец для России: быстрее, чем вы ожидаете"

и

"Новый авианосец на базе 11437"Мне захотелось присоединиться в обсуждении темы к двум Александрам и ( Read more... )

Авианосцы, ВМФ, Военно-морской флот

Leave a comment

ak_12 February 1 2020, 21:17:16 UTC
>Смахивает либо на стереотипность мышления в КБ, либо на лоббизм соответствующих >производственных структур. Впрочем, проблема ещё при позднем Союзе была - АЭУ пихали куда >угодно (АРк "Урал", Лихт "Севморпуть"), но только не туда, где они должны быть по всей логике >вопроса.

>Вам бы статью на эту тему написать.

Если б я знал что по этому вопросу в голове у заслуженного конструктора Белоненко. Переданная журналистом его аргументация в стиле: "Атомная в 4-5 раз тяжелее. А ее обслуживание? Кругом - зона строгого режима" - критики не выдерживает.

Скорее всего просто не компонуется. Буду интересоваться.

Во всяком случае случае в версии на 76 тысяч тонн (есть и такая) АЭУ уже появляется... вместе с ГТУ.

"Средняя модификация проекта "Шторм-КМ" - это авианосец на 76 тысяч тонн с атомным реактором и вспомогательной газотурбинной установкой" (С) Исполняющий обязанности генерального директора КГНЦ Павел Филиппов

К АЭУ отношение в КГНЦ явно не очень "тёплое". Тот же Филиппов про атомный эсминец:

"Просто изначально планировалось строить корабль с газотурбинной установкой, и было водоизмещение 12-13 тысяч тонн, потом сказали, что нужна атомная энергетика, и его водоизмещение сразу выросло до 18 тысяч тонн. Какой конечный итог, мы до сих пор не понимаем, это надо спрашивать у Северного ПКБ. И насколько я понимаю, в 2023 году и этот "пароход" мы должны начать строить."

Хотя АЭУ на корабле классифицируемом как эсминец... да, действительно есть вопросы.

Reply

drug_n_a_ro_d_a February 2 2020, 08:01:07 UTC
Если б я знал что по этому вопросу в голове у заслуженного конструктора Белоненко. Переданная журналистом его аргументация в стиле: "Атомная в 4-5 раз тяжелее. А ее обслуживание? Кругом - зона строгого режима" - критики не выдерживает.

Скорее всего просто не компонуется. Буду интересоваться.

Подозреваю, что гражданин Белоненко просто напрягаться не хочет. Здесь государством должна быть поставлена задача в ультимативном порядке - его организации и проектной организации-конкуренту, с последующим финансированием по итогу. Тогда сразу всё компоноваться начнёт. Может быть...

З.Ы. https://www.arms-expo.ru/news/novye-razrabotki/glavnyy-konstruktor-proekta-valentin-belonenko-avianosets-polukatamaran-gotovy-sozdat-v-rossii/ - его интервью конечно с карандашом разбирать надо.

Reply

ak_12 February 2 2020, 18:59:50 UTC
>Подозреваю, что гражданин Белоненко просто напрягаться не хочет.

Во всяком случае три известные из СМИ версии "Шторма-КМ" по ГЭУ выглядят так:

44 тыс. тонный - газотубинная с частичным электродвижением, двухвальная 27/18 уз полн/эконом
60 тыс. тонный - газотурбинная с частичным электродвижением, 28 уз полный ход
76 тыс. тонный (до 100 ЛА) - атомно-газотурбинная, модифицированная АЭУ лодки "Ясень-М" + форсажные газовые турбины М90.

>Здесь государством должна быть поставлена задача в ультимативном порядке - его организации и проектной организации-конкуренту, с последующим финансированием по итогу. Тогда сразу всё компоноваться начнёт. Может быть...

>его интервью конечно с карандашом разбирать надо.

Он в принципе готов переступить через свою нелюбовь к АЭУ.

"...я придерживаюсь мнения, что атомная установка на боевых кораблях нежелательна. Впрочем, если заказчик захочет, мы, конечно, реализуем и атомоход."

Но есть ещё одно но, Белоненко против полного электродвижения.:)

В связи с тем что Павла Филиппова в ноябре 2019 г. на должности исполняющего обязанности гендиректора КГНЦ сменил Олег Савченко, ранее зам. директора (входящего в КГНЦ) ЦНИИ судовой электротехники и технологии, есть надежда что полное электродвижение всё таки будет не только на отечественных атомных ледоколах, но и на отечественных авианосцах.

Reply

33samurai February 29 2020, 16:57:15 UTC
>критики не выдерживает

Тогда подумайте на тему обеспечения боевой устойчивости корабля с ЯЭУ в условиях неядерного конфликта. Ну вот стоит этот замечательный корабль в своей родной ВМБ и тут сквозь реакторное отделение проходит поток осколков от гиперзвукового средства поражения. Каковы сроки начала взлётно-посадочных операций? Функционирования ВМБ?

Reply

ak_12 February 29 2020, 19:10:07 UTC
>сквозь реакторное отделение проходит поток осколков от гиперзвукового средства поражения

Сверху поток осколков приходит? Или гиперзвуковое средство поражения долго летело на гиперзвуке над самой водой?

Крышка реакторной установки РИТМ-200 (к примеру) изготавливается из специальной стали, плита которой имеет толщину 500 мм и массу 20 тонн. Над крышкой реакторной установки на авианосце ещё три палубы (полётная - 45 мм, галерейная 20 мм и ангарная 30 мм) из сталей с пределом текучести не менее 588-686 МПа.

Хотелось бы узнать параметры типового осколка который пробьёт 500 мм крышку реакторной установки из специальной стали, к примеру из стали 15Х2МФА-А с пределом текучести 594 МПа, и проникнет в активную зону реактора.

P.S. И хотелось бы добавить что 500 мм силовая стальная плита, это не вся крышка.

"Конструктивно крышка реактора состоит из силовой плиты, направляющих труб и полости биологической защиты, засыпаемой серпентинитовой галей... Учитывая габаритные размеры и массу изделия, сборка, обработка и изготовление крышки диаметром 2,5 метра, высотой 2 метра и массой 28 тонн вызывает сложности для оборудования предприятия. Основной подсборкой крышки реактора является силовая плита из специальной стали с антикоррозионной наплавкой с установленными направляющими трубами, Масса плиты составляет 20,5 тонн."

Reply

33samurai February 29 2020, 19:47:20 UTC
По диагонали он проходит.

Всё перечисленное это просто источники вторичных осколков, усугубляющие происходящее. При скорости в 2,7 км/сек, отношение энергии к объёму кратера в стальной броне составляет 5-7 КДж/см3. То бишь осколок весом менее килограмма превратит эту впечатляющую крышку в облако брызг, превращающих всё окружающее в дуршлаг.

Reply

ak_12 February 29 2020, 20:21:44 UTC
>Всё перечисленное это просто источники вторичных осколков, усугубляющие происходящее. При скорости в 2,7 км/сек

Ну а теперь найдите конечную скорость скоростных боевых блоков МБР и обоснуйте как это у Вас осколок после прохождения "по диагонали" нескольких бронепалуб не дезинтегрировался по дороге, а сохранил конечную скорость очень хорошего высокоскоростного ББ МБР.

Кинетическая энергия предложенного Вами осколка примерно вдвое уступает кинетический энергии сердечника танкового 120-125 мм БОПС. При этом сердечник БОПС имеет форму "лома" "стачивающегося" в ходе пробития 700 мм брони практически до хвостовика. А если при этом сердечнику придётся предварительно (под углом) пробить ещё три листа (35+20+30 = 85 мм) разнёсенной на несколько десятков метров брони, то никакую 500 мм крышку (под углом) да ещё после 1,5 метров засыпки из минерала cерпентинита он однозначно не пробьёт. Это я сейчас про сердечник танкового БОПС пишу, а не про Ваш бесформенный осколок.

И да, хотелось бы узнать название разрабатываемой гиперзвуковой системы вооружения с БЧ норовящей разбрасывать килограммовые осколки имеющие скорость 2,7 км/сек (кинетическая энергия такого осколка эквивалентна энергии взрыва 860 грамм тротила. Если Вы считаете что взрыв 860 грамм тротила испаряет сталь кубометрами, то зря), кем эта система разрабатывается и когда состоятся первые лётные испытания?:)

Reply

33samurai February 29 2020, 20:42:51 UTC
Этот осколок и есть то, что осталось от изначального боеприпаса.

БОПС медленнее на километр в секунду.

С добрым утром.

Форму осколков узнаете лет через двадцать.

Reply

ak_12 March 1 2020, 07:57:05 UTC
>БОПС медленнее на километр в секунду.

Зато тяжелее в несколько раз и имеет форму пробойника. Разница в кинетической энергии объекта имеющего скорость 1800 м/c и 2700 м/c всего 2,25 раза.

>С добрым утром.

Это на высоте 40 км (а может и выше) у "доброго утра" М=9. Для того чтобы конечная скорость гиперзвукового "боевого оснащения" на уровне моря была почти М=9, нужно чтобы на высоте 90 км у этого боевого оснащения была скорость почти М=27. Атмосфера "всё портит", особенно её плотные слои. :)

Конечная скорость "Циркона" (и его БЧ) при попадании в цель в лучшем случае "высокая сверхзвуковая", в худшем, просто "сверхзвуковая". Вот если бы дело было на Луне, где нет атмосферы... :)

Reply

33samurai March 1 2020, 12:16:26 UTC
2,25 здесь, 1,5 там, и, внезапно, набегает многократная разница в располагаемых возможностях при меньших потребностях в оных.

Согласно этой вашей модели, какая начальная скорость и на какой стартовой высоте нужна, чтобы на 40 км было М9?

Reply

ak_12 March 1 2020, 17:43:54 UTC
>Согласно этой вашей модели, какая начальная скорость и на какой стартовой высоте нужна, чтобы на 40 км было М9?

Для того чтобы на 40 км было М=9 нужен гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель... который на малых высотах работать не будет. Потому что:

http://btvtinfo.blogspot.com/2018/07/blog-post_12.html

"...расчетным режимом для ГПВРД являются условия маршевого полета на большой высоте с поддержанием расчетной маршевой скорости, а необходимость снижения высоты и скорости полета создает трудно разрешимые технические проблемы, связанные с тем, что:
- двигатель, предназначенный для выполнения гиперзвукового маршевого полета на большой высоте, не способен продолжать работу на низковысотных участках траектории, сопряженных с уменьшением полетного числа М, отсюда следует, что к наземной или надводной цели ракета должна будет подходить с неработающим двигателем..." который будет портить аэродинамику и норовить разрушится в плотных слоях атмосферы.

По этому: "после обнаружения и определения координат цели в точке траектории, вычисляемой бортовой аппаратурой системы управления (БАСУ), по команде БАСУ производится выключение ГПВРД с последующим отделением силовой установки от маршевой ступени путем срабатывания пироустройств, а поражение цели осуществляется планирующим боевым модулем, корректирующим свою траекторию по данным системы самонаведения."

И конечная скорость такого планера при попадании в цель в лучшем случае будет высокая сверхзвуковая, а не гиперзвуковая.

Reply

33samurai March 1 2020, 20:58:17 UTC
То, что там по ссылке изображено, вообще нигде работать не будет. Это такой рисунок атомной бомбы в школьном учебнике физики.

У "оригинала" интегральный мультиплоскостной воздухозаборник, где фюзеляж выступает как неотъемлемая часть.

Оно работает на высотах существенно ниже 40 км. И от этого существенно ниже до воссоединения с крышкой реактора, изделию нужно прожить всего ничего.

Reply

ak_12 March 2 2020, 13:58:25 UTC
Ну вот так вот рисуют в АО "Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения".

К сожалению они же и "Циркон" разработали, вот с такими вот способностями к рисованию.:)

Идею группы авторов патента RU 2579409: "ГПВРД не работает на малых высотах", лишь мешает - Вы, полагаю уловили.

Reply

33samurai March 2 2020, 14:22:56 UTC
Ну так что вы этими рисунками сказать хотели? Что это секретные чертежи Циркона?

Этот патент - всё то, что не имеет никакого непосредственного отношения к нему. Поэтому и патент, и соответствующего грифа нет. Даже самой идее бч, отделяющейся от пкр, уже три-четверти века.

Reply

ak_12 March 2 2020, 18:33:27 UTC
>Ну так что вы этими рисунками сказать хотели? Что это секретные чертежи Циркона?

Рисунки интересны Вам. Я ссылался на текст патента, из которого следует что ГПВРД не работает на малых высотах, лишь создаёт дополнительное сопротивление и проблемы. По сему М=9 в верхних слоях стратосферы не имеют никакого отношения к той конечной скорости, с которой ракета попадает в наземную/надводную цель. Конечная скорость "Циркона" в лучшем случае высокая сверхзвуковая, в худшем, просто сверхзвуковая.

Не отделяется у "Циркона" модуль с БЧ? Значит конечная скорость "Циркона" меньше той, которая была бы, если б модуль с БЧ отделялся от ГПВРД и пикировал на цель без прекратившего работу двигателя.

Reply

33samurai March 3 2020, 04:00:03 UTC
Для меня эти рисунки интереса не представляют.

В тексте патента нет ничего о том, что двигатель не работает на малых высотах. Там сказано, что скорость надо снижать по соображениям прочности и это снижения скорости создаёт проблемы для однорежимного двигателя.

Свои выводы о конечной скорости вы делаете путём линейной аппроксимации движения боевого блока МБР в атмосфере.

Таким образом, ни один из вариантов не относится, собственно, к сценарию "начало пикирования со включенным двигателем". Хотя нет, вру, зная тепловую нагрузку на боевой блок и толщину срабатываемого слоя его защиты, вы можете сделать выводы о потребной защите в нашем случае. Даже линейной аппроксимацией...

Reply


Leave a comment

Up