Страничка истории. Тактика кораблей ВМС США с системой ТАКТАС (TACTAS - Tactical Towed Array Sonar)

Jan 21, 2015 13:10

Взято от сюда.

Первоисточник: "Тактика кораблей ВМС США с системой ТАКТАС", Капитан 2 ранга В. Сурнин, "Зарубежное военное обозрение" № 11, 1986

KОМАНДОВАНИЕ ВМС США считает одним из главных препятствий на пути достижения флотом господства на океанских (морских) просторах подводные лодки вероятного противника. По этой причине в Соединенных Штатах уделяется исключительно большое внимание решению проблемы борьбы с ними. Наряду со строительством современных противолодочных кораблей ведутся значительные работы по разработке и принятию на вооружение новых образцов оружия и обеспечивающих систем, в том числе средств гидроакустического наблюдения. В последнее время в Зарубежной печати появляются материалы об оснащении кораблей гидроакустическими Станциями нового типа - гидроакустическими станциями с протяженными буксируемыми антеннами (ГАС с ПБА). По мнению американских военных специалистов, они существенно повысили эффективность действий противолодочных сил.

Создание таких систем позволило значительно (почти на порядок) увели­чить дальность обнаружения подводных лодок (ПЛ) по сравнению со станциями, имеющими бортовые антенны. Это стало возможным за счет использований инфразвукового) диапазона частот, сигналы в котором (например* шумоизлучения ПЛ) распространяются на значительные расстояния с меньшим затуханием, чем высокочастотные, которые применяются в ГАС с бортовыми антеннами.

Инфразвуковые колебания имеют большую длину волны (десятки метров), в связи с чем для качествен­ного их приема антенна должна иметь большую апертуру (размеры), С учетом этого и были созданы ГАС с ПБА, Такие антенны протяженностью в сотни метров (например, антенна станции AN/SQR-18 имеет длину 250 м) буксируются кораблем с помощью бро­нированного кабель-троса, соединяющего антенну t бортовой аппаратурой приема, обработки, анализа и отображения акустических сигналов Система AN/SQR-19, в частности, имеет кабель-трос длиной 1800 м и весом около 4,5 т. Посредством бортовой приемной аппаратуры и ЭВМ шумоизлучения, принятые антенной, анализируются с целью выделения шумов подводной лодки.

В 1975 году в ВМС США начались разработки гидро­акустических систем с протяженными буксируемыми антеннами по программе ТАКТАС (TACTAS - Tactical Towed Array Sonar). В настоящее время используются на кораблях следующие системы с ПБА: AN/SQR-18, -18А и -19. Наиболее совершенная - AN/SQR-19 - устанавливается на крейсерах УРО типа «Тикондерога», эскадренных миноносцах УРО- «Кидд», эсминцах - «Спрюенс» и фрегатах УРО - «Оливер X. Перри» (в последующем предполагается вооружить ею эсминцы УРО типа «Орли Бёрк»), а станция AN/SQR-18 установлена на фрегатах типа «Нокс».

Возможности ГАС с протяженными буксируемыми антеннами по обнаружению подводных лодок й слежению за ними показаны на рис. 1.




На схеме видно, что между дальними зонами акустической освещенности существуют зоны «Тени» (не обнаружения), которые могут быть уменьшены только путем ведения совместного поиска несколькими кораблями с системами ТАКТАС. Кроме того, системы с протяженными буксируемыми антеннами имеют низкую точность пеленгования (2 - 5°). Это означает, что размеры района, в котором может находиться подводная лодка, в первой зоне освещенности Составляют примерно 10 X 5 км, Во второй -- 20 X 10 км и в третьей - 40 X 20 км. С учетом больших площадей этих районов любые действия, связанные со слежением или атакой ПЛ противника, требуют дальнейшего уточнения ее местонахождения.

Принимая во внимание указанные недостатки, а также отсутствие возможности оп­ределить дальность до подводной лодки, обнаруженной системой ТАКТАС, признано необходимым для уточнения ее местонахождения использовать вертолеты. В этих целях в ВМС США могут применяться вертолеты типов SH-2F «Си Спрайт» (система ЛЭМПС Мк1) и SH-60B «Си Хок» (ЛЭМПС МкЗ), имеющие на вооружении радиогидроакустические буи и магнитные обнаружители, Как подчеркивают иностранные специалисты корабли, оснащенные системами с протяженными буксируемыми антеннами должны иметь на борту два вертолета как для ликвидации неоднозначности пеленгования, так и Для обследова­ния нескольких контактов с подводными целями на больших дальностях.

По данным зарубежной военной печати появление на вооружении ГАС с ПБА типа ТАКТАС кардинально изменило тактику действий противолодочных кораблей. Во-первых, резко возросли возможности кораблей охранения по обнаружению подводного противника. Это вызвало необходимость принятия новых решений по организаций сбора разведывательных данных и управлению силами. Кроме того, перед командиром такой оперативной группы Стоит задача размещения кораб­лей с ТАКТАС таким образом, чтобы исключит или по крайней мере свести к минимуму помехи, вызванные шумами соседних кораблей или работой их активных гидролокаторов.

Во-вторых, назначение кораблям, вооруженным системами ТАКТАС, позиций, находящихся на значительном удалении от основных охраняемых сил (авианосной группы или конвоя), делает их весьма уязвимыми при атаках противника, особенно с воздуха. Опыт боевых действий в районе Фолклендских (Мальвинских) островов показал, какая судьба может ожидать корабли которые решают боевые задачи на большом удалении от основных сил. Противолодочные корабли с ТАКТАС находятся в таком же положении Тем не менее иностранные военные специалисты считают, что, если угроза атаки с воздуха невелика, такое расположение кораблей - носителей Г АС с ПБА дает большие преимущества - повышается возможность обнаружения подводных лодок и за горизонтного целеуказания в борьбе с надводными кораблями.

На рис. 2 и 3 показаны варианты противолодочной обороны авианосной группы и конвоя с использованием в зоне дальнего противолодочного охранения кораблей с системами ТАКТАС.







Каждый авианосец или конвой прикрывается разнородным противолодочным охранением, включающим: корабли, вооруженные ГАС с ПБА, ве­дущие Дальний поиск ПЛ; эскортные корабли и вертолеты, действующие в соста­ве сил ближнего охранения, а также самолеты базовой патрульной авиации (в зоне дальнего противолодочного охранения, впереди кораблей с ТАКТАС).

Противолодочные корабли с гидроакустическими системами ТАКТАС ведут поиск подводных лодок впереди по курсу авианосной группы на оптимальной скорости, при которой достигается наибольшая производительность обследования района. Глубина буксировки антенны выбирается с учетом конкретных гидроакустических условий в районе поиска. В случае наличия слоя скачка скорости звука или подводного звукового канала антенна должна находиться под этим слоем и на оси канала, что позволяет получить большие дальности обнаружения подводных лодок.

Несмотря на то что ГАС с ПБА работает только в пассивном режиме, дистанция до подводной лодки очень приближенно может быть определена методом триангуляции (ПЛ пеленгуется несколькими кораблями) или путем изменения курса корабля для получе­ния второго отсчета пеленга. Поскольку это связано со значительными трудностями в тактике кораблей с ТАКТАС* для уточнения местонахождения обнаруженной ими подводной лодки в район контакта с ней высылаются вертолеты.

После обнаружения подводной лодки ее координаты передаются на корабль с ТАКТАС, а вертолет осуществляет слежение за ней с помощью ГАС или радиогидроакустических буев в готовности к атаке, При этом поддержку может оказать и второй вертолет, вооруженный аналогичными гидроакустическими системами.

Таким образом, действуя совместно с находящимися на борту противолодочными вертолетами, корабли, вооруженные гидроакусти­ческими системами с протяженными буксируемыми антеннами, как считают американские специалисты, существенно повышают эффективность борьбы с подводными лодками, а также возможности загоризонтного целеуказани по надводным кораблям.

ВМС США

Previous post Next post
Up