предыдущий пост День второй (11 августа 2015): Титовка - п-ов Средний.
Второй день начинался как-то сонливо, вылез наружу я часов в 10, поставил на малом огне разогреваться спасенные от представителя семейства то ли псовых, то ли куньих, макароны с мясом и пошел умываться на ручей. Поглядев на свое отражение в воде, поднял голову повыше - порадовался - на холмах впереди уже виднелась характерная растительность, а значит, что через несколько километров лесок должен будет смениться тундрой, родные северные просторы начнут радовать взор и ехать станет намного веселее.
Я вернулся к палатке, позавтракал и начал собираться. Как всегда в первое утро, была проблема с "инвентаризацией" - вещей много, все нужные и все надо уложить по своим местам. Через день-другой это будет происходить автоматически, но в первое утро меня обычно накрывает какой-то "тупизм", и тратится много времени по пустякам. Да, и вот так выглядела моя стоянка, пока я еще не начал собираться в путь.
Едва выехал на трассу, как на встречке попался коллега-велосипедист, мужчина примерно моих лет, но весьма строгой внешности. Мы, конечно, "отзиговали" друг другу как полагается, но физиономия при этом у него была несколько злобная. Метров через 500 попался второй коллега, с каким-то неподходящим для подобных мероприятий велосипедом, обвешанным чуть ли не хозяйственными авоськами. Я остановился, узнал, что у него спустило переднее колесо и предложил помощь в ремонте, спросив, кто он, откуда и с кем. Оказалось - это двое из Вологды, а тот дядька, что попался навстречу - типа "группенфюрер", и вот товарищ с проколотым колесом очень его боится, потому что тот "все время ругается". И правда, через пару минут подкатил вернувшийся группенфюрер, и не обращая внимания на меня, заорал матом на товарища - "ну что там, твою мать, опять случилось?". Я предпочел распрощаться и поехать дальше. Можно б и не вспоминать, но - в финале я их встречу еще раз....
Уже был первый час дня, я поднажал и за очередным холмом, наконец-то увидел вот такой пейзаж. Приехали!
Оглянулся назад - не перестаю удивляться, какая вообще отчетливая граница между субарктической и арктической зонами - пара сотен метров через небольшой холм, и ты уже совершенно в другом мире.
До Титовки там оставалось меньше 10 километров, и вот за эти перевалом уже должна быть долина реки, пограничный пост и - главное - поворот на грунтовку. Было немного жаль прощаться с прекрасным, как зеркало, асфальтом трассы М-18 "Кола", но ведь не навсегда.
В Титовке начинается погранзона, но - так сказать, "легкая" - просто проверка паспортов, причем граждане России могут потом сворачивать с дороги и ехать куда хотят, для иностранцев же шаг влево-шаг право считается нарушением спецрежима, о чем на дороге были информационные стенды на русском, норвежском и английском языках. А у меня даже и паспорт не проверили - пограничники были симпатичные улыбчивые ребята, просто спросили, куда еду, и есть ли у меня пропуск для дальнейшей поездки в Лиинахамари, после чего пожелали счастливого пути и открыли шлагбаум. Погранзастава тут неспроста - как раз там раньше проходила граница с Финляндией, в исторической перспективе очень недолго для России, но ощутимо для Финляндии - с 1920 и аж по 1944. Вообще та граница на карте выглядит весьма своеобразно - просто проведена по линеечке, по меридиану, и попутно граница та захватывала весь полуостров Средний и часть Рыбачьего. Ну, в 1920 году от России кто только не отрезал земли вот так, "по линеечке" - кому как хотелось. Впрочем, Средний и Рыбачий вернулись к России еще в 1939, а вот граница "на материке"; была скорректирована позднее. Весь нынешний Печенгский район 24 года находился в составе Финляндии и назывался Petsamo Maakunnat, "Округ Петсамо", потому там очень много финских названий, иногда - "синтетических" русско-финских.
Если кто поедет - в Старой Титовке есть кафе, 24 часа без выходных, и "гостиница" из фанерных домиков. Насчет гостиницы не знаю, а в кафе обед из трех блюд (весьма обильный) стоит 300 с чем-то рублей. Я там сразу повернул направо и поехал вниз по реке. В долине там довольно тепло и лес растет, а дорога - ну нормальный русский проселок, ничего особо экстремального.
Вообще сказать - "было тепло" - сказать неправду, жара настоящая была во второй день. Дорога прыгала вверх-вниз по ущелью, я в шортах и футболке совсем взмок, хорошо хоть воду не надо с собой таскать - там тысячи чистейших ручьев бегут с гор, а сама Титовка устраивает красивые водопады.
Через час-другой я уже подъезжал к устью реки, где она разливается по широкой долине, а вот там, слева - уже Баренцево море синеет. Дорога постепенно опустилась на "уровень ноль", дальше предстоял серьезный подъем, и я решил немного передохнуть и искупаться в речке, тем более что сверху пляжи выглядели очень даже привлекательно.
Когда дорога свернула от Титовки и снова пошла вверх, очень приятно было посидеть у какой-то горной речки и попить свежайшей воды. Там, кстати, недалеко есть беседка - хорошее место для отдыха.
Потом начался действительно серьезный подъем по не самой хорошей дороге. Полуостров Средний от материка отделен хребтом Муста-Тунтури, вот он чернеется чуть левее центра на горизонте.
С правой его стороны дорога должна будет пойти по перевалу, тем метров 300 всего, но подъем не стабильный, а по гребням, и чередуется спусками. В общем, с грузом довольно тяжело, но - не смертельно. Да и места очень красивые! Многие полагают, что арктические ландшафты однообразны, но это не так. Тундра каждую секунду - разная, любое облачко сразу меняет и цвет, и очертания, это очень трудно зафиксировать - фотография не передает и доли впечатлений. Просто обидно, когда перед глазами у тебя совершенно потрясающий, мистический пейзаж, как на акварелях Роджера Дина, а в кадре, увы, нечто не слишком выразительно. Ну вот вам несколько снимков.
Дорога поднималась все выше и выше, и становилась все каменистее и каменистее, а внизу, под обрывом, лежали чистейшие озера.
Поднимался я не спеша, часто бросал велосипед и просто гулял по окрестностям в поисках интересных объектов. Кстати, вот такие камни, которые держатся непонятно на чем, саамы считают "сейдами" - жилищами духов.
Сейдом может быть что угодно, но наиболее популярны камни и горные озера. Вот этот камень, впрочем, не совсем настоящий сейд - "настоящий" вообще не должен касаться земли. Чуть позже я найду и такой, и сфотографирую, ну а пока что часов в пять вечера я уже был на самом верху перевала.
Тут надо было немного отдохнуть, отхлебнуть из стратегического запаса и покурить, любуясь пройденным путем.
Буквально на самом перевале, на широком плоскогорье, оказалось сразу несколько больших озер, лежащих на немного разных уровнях и соединенных между собой протоками. В общем, можно сказать, что вершина представляла собой огромную 300-метровой высоты чашу, почти как на развороте оформления альбома "Close To The Edge" группы Yes (работы упомянутого уже Роджера Дина), дорога же петляла по перемычкам между озерами.
Жаль - я не художник, и фотик у меня мыльничный.... Из озер текла горная речка с водопадами, небольшая - почти ручей, по неглубокому ущелью, и рядом с ней и шла дорога. Вообще спуск там ничуть не легче, чем подъем - дорога размыта дождями, большие валуны трудны для груженого велосипеда, да и спуски крутоваты, к тому же постоянно перемежаются с подъемами.
Вообще по поводу того, что ущелье - "неглубокое", то это еще как сказать. Просто там привыкаешь уже к высоте. Вообще же на дне ущелья я насчитал, уже не помню, то ли четыре, то ли пять искореженных автомобилей, а вдоль дороги несколько характерных памятников - пирамидка с баранкой. Я не стал фотографировать битые машины - все же люди ведь погибли, зачем шоу устраивать? А ущелье - вот оно.
Так я помаленьку спускался вниз, дорога петляла и прыгала с гребня на гребень, и вот наконец увидел я Баренцево море, Кутовую губу и за ней - полуостров Средний.
Теперь оставалось совсем немного - аккуратно спуститься, не разгоняясь и не ломая без нужды велосипед на каменистой дороге.
Это мне удалось, но, когда я, уже почти внизу, посмотрел на тормозные колодки, которые поставил перед поездкой, несколько заволновался - они стерты были уже на две трети. А запасные-то я не взял! Чтобы хоть как-то продлить ресурс, я поменял местами левые-правые и передние-задние, хотя это мало чего могло дать. Оставалось только постоянно их чистить. И вот пока я копался с колодками на какой-то скале, в Кутовой губе неожиданно вынырнула настоящая подводная лодка!
Был уже восьмой час, когда я поехал наконец "по горизонтали" и нашел место для стоянки на берегу моря возле какой-то речки с пресной водой. Я поставил котелки и пошел купаться в Баренцевом море - оно оказалось вполне ласковым, и потрясающе чистым. Не знаю, какая там была температура - Кутовая губа довольно мелкая, метров 80, и вода вполне может прогреваться до +9 или +10 градусов, тем более что ниже +5 она вообще не опускается - Гольфстрим! Проблема была только в каменистом береге, но я заходил из русла речки - там почти не было камней. И, кстати, вода в речке была ощутимо холоднее, чем в море.
Вот это место. Велосипед мой стоит на полуострове Средний, на северной стороне Кутовой губы, и виден материковый обрывистый берег.
Меня нередко спрашивают - а не бывает ли мне страшно? Не знаю. Не бывает. Там - не бывает, там испытываешь какой-то небывалый душевный подъем, иногда просто переходящий в восторг и восхищение перед величием Божьего творения.
следующий пост