предыдущий пост Как ни странно, но ночью не было дождя, и палатка почти просохла к утру. Опять же - кое-что съедено, кое-что выпито, газ частично сожжен - потому рюкзак изрядно полегчал. Я поначалу собрался скататься к мысу Кекурскому и от него "по пляжу" добраться до мыса Скарбевского, кто-то из встречных джиперов, сказал, что "с велосипедом" получится.Таком образом, маршрут намечался километров под 70. Впрочем, погода пока располагала к большим проектам.
Взгляд назад (и вокруг)
Я довольно шустро проехал через южную оконечность Вайда-губы, дорога оказалась вполне приличной, вовсе не заболоченной, в отличие от прошлого раза, и скоро поднялся на высокий восточный берег залива. Нельзя было не взглянуть назад...
А поселок-то довольно большой! И, издалека если смотреть, так вовсе даже и не замусоренный. Впреди же простиралась вообще абсолютно чистая зеленая тундра, кое-где украшенная скальными выступами какой-то слоистой вулканической породы, той же самой, которую я вчера наблюдал на побережье мыса Немецкого.
Иногда эти скалы напоминали каких-то огромных окаменевших животных.
Я довольно далеко продвинулся на восток, но РЛС в Вайда-губе по прежнему была очень хорошо видна. Неудивительно - она для того и построена, чтобы просматривать очень обширное пространство вокруг северных морских границ.
Коньяк по утрам
Я оставил велосипед с рюкзаком возле очередного воинского захоронения и решил прогуляться на Кекурский пешком, не торопясь. С виду он казался совсем даже рядом, но это, разумеется, иллюзия - там несколько километров еще.
С каждым шагом скалы становились все более и более суровыми.
А вскоре я разглядел впереди машину и палатку...
Это оказались туристы из подмосковного Подольска, двое мужчин, Владимир и Роман. Они с аппетитом завтракали жареной картошкой с салом, а на столике стояла початая бутылка коньяка и стаканы. Правильные туристы! Разумеется, я меня спросили, где моя машина, а когда я ответил, что у меня велосипед, и я оставил его возле воинской могилы, немедленно накапали мне стаканчик и предложили поделиться жареной картошкой. Ну я, разумеется, категорически оказался (от картошки), и рассказал, как в
2017 году в Ловозерских тундрах встретил их земляков, из соседнего Фрязино, и как они тоже меня угощали напитками...
Приятно было сидеть в хорошей компании, но пора двигаться дальше, и я направился в сторону циклопического прохода в скалах, через который открывался вид на пляж мыса Кекурского
Скалы сложены из слоев магмы, и какой-то глобальный катаклизм развернул их под углом практически в 90 градусов. Хотел бы я почитать тут комментарии геологов, если таковые вдруг прочитают мои россказни.
Посмотрев на пляж, я искренне порадовался, что оставил велосипед - "пройти по пляжу", конечно, можно, и даже с велосипедом, но радости это уж точно не доставит.
Я начал прыгать по мокрым камням в сторону берега. Ветра сильного не ощущалось, но, видимо, где-то далеко в океане разыгрался шторм, и огромные "длинные" волны, дойдя до мелководья, с грохотом и брызгами разбивались о камни.
Окружающие пляж скалы на Кекурском очень красивы, они состоят из сотен слоев, причем - разного цвета! Так как же такое получилось, и как это всё не разрушилось за такой огромный срок, за миллионы лет устояв под ударами океана?
Мне же надлежало идти обратно через тот же самый проход, по которому я и попал на пляж. Я так и смог понять - это естественный проход, или его специально проделали люди?
Поднявшись наверх, я понял, что ветер, малозаметный утром, ощутимо усилился, на море, кроме "длинной! океанской зыби, появились и привычные "ветровые" волны. Впрочем, там и сама суша больше похожа на штормовое море, только - мгновенно окаменевшее.
А вот и опять - Вайда-губа и радиолокационная станция!
Дороги
Когда некоторые рассказывают о "бездорожье" на Рыбачьем - они сильно лукавят. Дороги там существуют в достаточном количестве уже в течение пятисот лет, а уж во времена "милитаризации" дорожная сеть прибрела вполне должный вид.
И не надо говорить, что это "хорошие дороги для внедорожников", вон даже на "жигулях" вполне можно проехать. Конечно, поездка вполне может оказаться, как в данном случае, последней для автомобиля, но ведь не с вертолета же его сюда скинули, этот жигуленок явно добрался с материка своим ходом...
А так там - простор....
Впрочем, не все любят простор. Некоторых, как говорят, с головой накрывает агрофобия, "боязнь открытых пространств". Ну это - точно не про меня! Я очень люблю простор, и люблю ветер тундры с его особым запахом, который я когда-нибудь постараюсь проанализировать и записать. Кроме того, там абсолютно безопасно, их крупных животных - только олени. Правда, кто-то же их ест, этих самых оленей...
Ну и сразу скажу - кто хочет поехать на Рыбачий, тот должен любить дорогу, любить шум ветра в ушах и быть бесконечно благодарным тем, кто дороги эти строил. Господи, благослови же строителей дорог, паки и паки!
Впрочем, все дороги рано или поздно заканчиваются. Надо только подняться на очередную вершину.
ПОцифизм
Как я понял, скоро уже поселок Мыс Скарбеевский. Не близок оказался путь, пришлось присесть и перекусить бутербродами с копченой колбасой. Но, надо сказать, в августе там с голоду точно не помрешь. Вот коллега
aadjo как-то рассказывал, что они с Юлей однажды неправильно рассчитали необходимое количество провизии для велоэкспедиции вокруг Рыбачьего и Среднего, и несколько дней питались исключительно грибами. А грибов в тундре столько, их приходится вовсе даже не искать, а просто - собирать! Причем грибы очень большие и почти никогда не бывают червивыми. В основном там растут подосиновики и подберезовики.
Часам к трем-четырем я уже подкатывал к поселку-призраку под названием Мыс Скарбеевский. Вы когда-нибудь видели абсолютно новые руины? Вот, любуйтесь...
В поселке дислоцировался артиллерийский полк береговой охраны в составе бригады ПВО, и в 1994, что ли, году, в поселке построили кучу новых современных зданий - котельную, мастерские, жилые пятиэтажки. А в 1995 - все "ликвидировали". Для будущего трибунала над врагами народа напомню, что должность Министра Обороны России тогда занимал назначенный ЕБНом Павел Грачев, он же "паша-мерседес", особо знаменитый тем, что первым же своим приказом на столь высоком посту повелел передать в распоряжение "президента независимой Ичкерии" Джохара Дудаева половину всего оружия российской армии, имевшегося тогда на территории Чечни
Сколько же тогда "распилили" на Рыбачьем - и не подсчитать, наверное. Я, слегка поразмыслив, решил не устраивать прогулку по поселку, чтоб лишний раз душу не травить, а направился сразу же на "хайвей", многокилометровый участок дороги, проходящий по монолитной и гладкой скале. Едется там просто с ветерком!
Страна фиордов и троллей
На этом хайвее мой мобильник окончательно переключился на норвежскую сеть, пошел поток СМС-сок типа "добро пожаловать в край фиордов и троллей" - можно подумать, что до того я был не в "краю фиордов и троллей"... Интересно, что как только закончился хайвей, то я сразу же, по версии мобильных сетей, оказался опять в России...
Ну а дальше опять тот самый пляж, по которому я катался вчера, и довольно увесистый подъем на возвышенность над мысом Коровьим.
Время летело совсем стремительно - уже пятый час!!! А ехать еще километров 35, не меньше. Сверху очень хорошо видны все предстоящие дорожные приключения.
Авария
Мне повезло - я сумел проехать самый тяжелый и тряский участок дороги, до перемычки между полуостровами, до дождя. Спускаясь вниз, я уже не особо берег велосипед, и смело катился по всем камням и ухабам. Возле перемычки, около какого-то сарая, я спрятался от накрывшего все вокруг ливня в кабине старой "Волги" (и такие машины тут раньше ездили...), а когда вылез из нее и поехал дальше, обнаружил, что у меня спустило заднее колесо.
В общем проблема небольшая - камеру заменить, дело 10 минут, но вот состояние обода меня несколько насторожило - он не только стал "эллиптическим", но и в нескольких местах начал слегка "раздуваться" в ширину. Впрочем, пока еще не фатально, но вот когда я накачал колесо, то обнаружил на покрышке несколько явных "грыж" - езда по камням даром не прошла! Хотя я ведь сколько раз по ним ездил не моих любимых Kenda Kwick, но в этот раз стояла другая модель "кенды", что-то там "номер какой-то", и продавец уверял, что это "то же самое". Да фиг там!
Теперь надо думать, что делать дальше. До асфальта оставалось километров 40-50, но сначала надо устроиться на ночлег, поужинать и спокойно все обдумать. Я вернулся на то же самое место, с которого уезжал вчера утром, мои соседи, семейная пара из Мурманска, Алексей и Елена, поприветствовали меня буквально - "с возвращением домой" и накормили очень вкусном ужином из свежих рыбных блюд.
Тут произошел еще один казус. Рядом со стоянкой болтались две хаски, видимо, из
заведения дяди Юры, и они, пока я ходил к морю ноги помыть, украли у меня последнюю палку колбасы... Ну, конечно, нельзя на них сердиться, у них инстинкт.
Я потом допоздна еще сидел возле палатки, пил чай "по-адмиральски", пересчитывал пищевые припасы и любовался машинами, пробирающимися по перевалу с материка на Средний.
продолжение