предыдущий пост Один мой хороший товарищь, который постоянно проживает в тех краях и прекрасно знает местность, в личной переписке как-то упомянул тропу от озера Большого на Крыпецких Болотах, идущую прямо до деревни Шушпаново. И даже обещал ее показать! Собственно, меня больше интересовала северная часть маршрута - от узкоколейки, потому что именно там находится загадочный Водный Мир, в котором мы с коллегой
bokomarus как-то чуть было не заблудились, сойдя с узкоколейки и решив "сократить путь".
Я знал, конечно, что дорога на Юг от Шушпанова есть, и она даже обозначена на "навителе", но в реальности же прошлым летом она уперлась в Шушпанове даже не в лес, а - в большой капитальный сарай, настоящий амбар, за которым начинались непроходимые джунгли. Разумеется, "навитель" тоже не "с потолка" ее взял, а скопировал с какой-то старой карты - что он, однако, делает крайне неудачно для старых проселков, и верить ему в лесу нельзя
Я проанализировал спутниковые снимки, сопоставил их с Генштабом-250 и обнаружил, что одна дорога вполне видна, пока идет по полю, но - обрывается в лесу, и потом какой-то ее огрызок виден уже возле узкоколейки. Я разметил ее метками через каждые 350-450 метров, и решил, что зимой там сумею пройти. Теперь оставалась тропа через болото. На снимке было какая-то малозаметная теряющаяся линия, но что это - было не очень понятно. Я написал Николяю письмо с вопросом, и он указал ориентир - свой рыбацкий, как он выразился, "шалашик", который этим летом какие-то недоумки сожгли и который сейчас находится "в состоянии строительства". Расположен же он примерно в километре восточнее канавы, которая идет от озера к Крипецкому Монастырю. Я постеснялся слишклом уж надоедать своими вопросами, и решил рискнуть, только собрался добираться туда с другой, восточной стороны.
И вот что из всей этой затеи
получилось
Но - обо всем по порядку.
Почему я решил ехать именно 29 января? Просто мне пришло в голову, что это самое удачное время - снег после оттепели должен был образовать наст, по которому в случае чего легко будет катить велосипед, и к тому же снега немного, и все колеи-тропинки будут на нем отчетливо пропечатаны. Ну и легкий морозец с утра плюс скачанный на "ителликасте" прогноз понижения температуры в течение дня внушали уверенность, что все это не раскиснет в очередной раз.
Я поехал через Цаплино, в Ильинщине свернул на Подборовье-2 и Сабижи. Дорога была, конечно, подзаледеневшая, но если ехать аккуратно, то можно было почти и не падать.
Но очень скоро дорога оказалась разбита лесовозами, а вдоль нее лежали штабеля бревен, совсем тонких. Я еще подумал - странная какая-то лесозаготовка, материал этот сгодился бы разве что на жерди. Пока дорога шла по полю, главная лесовозная колея шла рядом, но когда въехал в лес - она превратилась в ледяной каток. Лесовозы - машины серьезные, после них для велосипеда шансов мало - что летом, что зимой.
Вскоре выяснилось, что это - не лесозаготовки, а расчистка просеки для ЛЭП. Судя по опорам - не менее 300 кВ. Строящаяся ЛЭП как-то кардинально поменяла весь ландшафт, я даже не сразу понял - а куда же ехать дальше.
Ну, там места знакомые, и скоро я уже свернул на дорогу в сторону озера. Вопреки моим ожиданиям, снег не образовал твердого наста, и для того, чтобы тащить велосипед, приходилось прилагать изрядные усилия, а еще ведь надо было как-то обойти озеро.
Впрочем, у зимы есть свои преимущества - озеро-то замерзло!
А значит, можно было не напрягаться, таская велосипед по снегу, а проехать в нужное мне место почти-что напрямик.
Впрочем, по берегу было бы и не пройти. Как ни странно, но местами уровень воды в болоте превышал уровень льда на озере - странное гидрологическое явление, надо было сфоткать, но - я торопился, уже было три часа, а я еще фактически и не начинал поход. Я двинулся по льду вдоль берега, пытаясь отыскать нужный мне ориентир.
Вскоре я нашел "шалашик", но не "в стадии строительства", как было сказано, а в стадии полного и окончательного разрушения. От него шла тропинка в сторону монастыря, и метров через двести я обнаружил нечто капитальное ("в стадии строительства"), но отнюдь не "шалашик", а главное - от него шла тропинка на Север. Я прошел по ней метров 200 - довольно сыро, а берцы мои держат уровень сантиметров 12, не более. Надо было возвращаться, переобуваться в старые кроссовки, отобедать возле обнаруженного сооружения (которое я, увы, позабыл сфотографировать) и - поторапливаться!
Старые дырявые кроссовки все были перемазаны глиной еще с сентябрьского похода "
На Псковянское и другие...", но - ничего, отмоются, решил я, закатал штаны и приготовился было идти - без всякой уверенности в том, что пойду в нужное место. Подумал - надо было бы написать Николаю, что собираюсь в эти места, а вот ведь, постеснялся - не написал! Но Господь, Пастырь Мой, всегда знает как мне помочь.
Едва я поднялся и стал упаковывать снятые берцы, как на озере появилась фигура мужчины, который явно поспешал в мою сторону. Он поприветствовал меня, улыбнулся, с просил что-то про Кольский полуостров. Конечно же, это был Николай! Скажу сразу - без него никуда бы я не прошел, да еще и гарантированно влип бы в неприятности - путь, который я выбрал, был абсолютно неверен и вел куда-то в болотные окнища, незамерзающие зимой. Но мой друг и его пес Ярик провели меня через болото по тропе, которая оказалась не столь уж и прямой, петляла местами между трясинистых болотных окнищь, да и самой на тропе ноги проваливались чуть ли не до колен. На Николае были надеты сапоги, и он мог прыгать по кочкам, я же с велосипедом шел, "как есть". На полпути стало посуше, и тропа как-то обозначилась, и я попросил меня сфотографировать - вместе с Яриком. Уже начинало смеркаться.
Как-то мы допрыгали до узкоколейки. Снега там - по колено, а таять он даже и не начинал. Меня провели еще примерно с километр, предложив идти в Поддубье, откуда начиналась почти "вменяемая" и знакомая мне дорога. Оставалось дотуда примерно полкилометра, но у меня в позапрошлом году от Поддубья остались впечатления тяжелые, и к тому же я помнил, что оттуда пути в нашу сторону совсем нет, все заросло, к тому же - крюк получится изрядный, а уже и темнеет! Тогда мне показали "лосиную" дорогу, которая, судя по моим меткам, совпадала с той самой дорогой, которая указана на Генштабе-250 и на которой были расставлены мои метки на навигаторе. Оставалось до Шушпанова пара километров, и я предложил Николаю идти домой - темнело уже, а ему еще 15 км по узкоколейке пихать! И мы расстались.
Разумеется, я как-то сразу же заблудился.... Дорога там вполне "читается", пока идет "по прямой", но у нас же не бывает прямых дорог, особенно в заболоченных джунглях этого "Водного Мира". Вдобавок ко всему по дороге идти проблемно - она завалена деревьями и местами заросла малинником, надо идти рядом, по девственному лиственному лесу - а темнело уже по настоящему!
Оказаться там зимой в темноте - значило поиметь проблемы. Фару я решил не включать до последнего - ведь до дома еще "полтинник" ехать, неясно было, удастся ли добраться быстро даже по "вменяемым" дорогам, а аккумов к фаре хватит максимум на 4 часа, и их следовало беречь. Надо сказать, мне сильно помогли лоси - у них какое-то чутье на старые дороги, и я шел по их следам.
Примерно в 18-30 я уже сидел в знакомой заброшенной автобусной остановке возле Троицкой Горы. Пока переобувался, пока согревался доступными средствами и ужинал - совсем стемнело, и началась метель со встречным ветром.
Зима ведь .....