В ответ на статью "Бессмысленный русский "Мистраль" в "Военно-промышленном курьере"

Jan 20, 2021 16:48

На днях в газете "Военно-промышленный курьер" была опубликована статья коллеги Александра Тимохина:

"Бессмысленный русский «Мистраль» Сказку об универсальных десантных российских кораблях вряд ли ждет счастливый конец".

Далеко не со всем в этой статье согласен. Выделю жирным курсивом цитаты и статьи и напишу с чем собственно не согласен.

"Универсальный десантный корабль (УДК) - средство обеспечения высадки ротной или батальонной тактической группы с тяжелой техникой без подхода корабля к урезу воды, а иногда вообще из-за горизонта с безопасной дистанции."

С отечественных УДК проекта 23900 будут высаживаться два батальона: батальон морской пехоты на амфибийной бронетехнике и десантных катерах, десантно-штурмовой батальон на вертолётах. Всего до 1000 человек десанта и до 75 единиц наземной техники.

"Есть проработки десантных катеров нужного типажа. Правда, несравнимые с американскими."


Это в США нет проработок по скоростным десантным катерам на воздушной каверне. Проекты размещаемых в док-камере ДКАВП сравнимых по грузоподъёмности с американскими у нас есть:


Проект А750

"Десантные вертолеты в России не производятся."

Но разрабатывается "Минога". Запасным вариантом может выступить менее технически амбициозный Ка-32-10, глубокая модернизация вертолёта Ка-32:


"Вывод из всего этого простой - УДК по предназначению применять не получится. Нечем высаживать десант."

Автор, как говорится, не договаривает - не приводя доступную информацию о современных отечественных проектах десантных катеров и транспортных вертолётов.

"Можно пойти по французскому пути. Речь идет о «Мистралях». Только высадка челночными рейсами с катеров на воздушной подушке, высадка с воздуха очень небольших групп (не подразделений даже) десанта и прикрытие всего этого ударными вертолетами."

Французская концепция CNOA предусматривает высадку с трех кораблей типа "Мистраль" десанта численностью до 1400 военнослужащих с 280 единицами наземной технике при поддержке до 30 транспортно-десантных и боевых вертолётов.

У французов нет и не будет катеров на воздушной подушке. Есть скоростные десантные катамараны EDA-R:


Десантные катера CTM:


И сменяющие их десантные катера CTM NG.

В роли транспортно-десантного вертолёта призван выступить NH90:


"А вот того мощного удара усиленным батальоном с моря и воздуха, который внезапно вводится в бой почти сразу и весь, с тяжелым оружием и техникой, ради чего УДК существуют в тех же США и для чего их строит Китай, мы не получим."

Для мощного удара с моря развёрнутым батальоном на бронетехнике нужны быстроходные амфибийные ББМ, которые по факту сегодня есть только у Китая:

image Click to view



Кстати Китай их продает на внешних рынках. Можно купить, если провалится проектирование отечественных БММП.

"У американцев есть конвертопланы V-22 «Оспри»"

Явно неудачный. Слишком мало слишком плохо вооруженных морских пехотинцев поднимает для транспортно-десантного летательного аппарата с максимальной взлётной массой более 27 тонн. Впрочем КМП США может надеяться на проходящий испытания тяжелый транспортно-десантный вертолёт CH-53K:


"Есть на корабле места для всей остальной части батальона морской пехоты в мореходных бронемашинах AAV7. Они способны идти против волны даже при трехбалльном волнении."

Устарели. Начата замена на колёсные ББМ ACV:


Версия с боевым модулем Kongsberg МСТ-30 только проходит испытания

Как и гусеничные AAV7 колёсные ACV слишком медлительны на воде для по настоящему "загоризонтной" высадки.

"А чем это обеспечить? На сегодня, если ориентироваться не на списочный состав ВМФ, а на то, что реально можно бросить в бой, очевидно - по наличным исправным и боеспособным надводным кораблям наш флот опустился до уровня примерно Южной Кореи и это в лучшем случае."

Южная Корея как раз в прошлом году ввела в строй второй ДК класса "Докдо". Следовательно уровня ВМС Южной Кореи по взглядам южнокорейских адмиралов хватает того чтобы обзавестись в составе ВМС двумя крупнотоннажными ДК.:)

"...нужны быстроходные транспорты с возможностью доставки грузов на плавпричал или на необорудованный берег. Равно как и корабли комплексного снабжения, доставляющие все необходимое на боевые корабли: топливо, артиллерийские снаряды, вертолеты взамен сбитых или потерянных в аварии. У нас ничего этого нет."

А у ВМС Южной Корей?:)

"...судов плавучего тыла нет и не предвидится."

Военно-морской флот (ВМФ) России получит в октябре четыре судна вспомогательного флота. А вспомогательный флот получит до 2027 года 176 судов. Об этом министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил во вторник, 8 октября, на селекторном совещании.

«Всего в рамках госпрограммы вооружения до 2027 года на флот поступит 176 морских и рейдовых судов вспомогательного флота», - цитирует главу Минобороны телеканал «Звезда».

Также Шойгу отметил, что на следующий год и плановый период до 2022 года в гособоронзаказ дополнительно включено строительство трех дноуглубительных судов и пяти средних танкеров.

По словам министра, этот вопрос сохраняет свою актуальность в связи с интенсивным обновлением корабельного состава ВМФ. В этом направлении ведется активная работа.


"УДК превращается не более чем в средство демонстрации статуса. Его можно использовать как базу для спецназа, для короткого рейда на чужую территорию, как вариант для операции по освобождению заложников. Это тоже нужно, но такой корабль для подобных узких, нишевых задач абсолютно избыточен, он не оправдает вложенных в него денег."

Значит и ВМС Франции с тремя "Мистралями" и концепцией CNOA тоже пригодны всего лишь для демонстрации статуса и "коротких рейдов" на чужую территорию.

"Дело в другом. Организацией, ответственной за разработку этого корабля, является Зеленодольское проектно-конструкторское бюро (ЗПКБ). Это в каком-то смысле славная структура, с множеством удачных проектов, воплощенных в жизнь. Вот только такими кораблями КБ не занималось никогда."

К сожалению Невское ПКБ, которое занималось такими кораблями "всегда", ещё со времён неудачных БДК проекта 1174 шло в этом вопросе от провала к провалу. БДК проекта 11711 - современная иллюстрация этого факта. Если какая-то структура неизменно демонстрирует проектировочные провалы в течение более чем полувека, не пора ли "сменить лошадей" на свежих?

"Второй вопрос, над которым стоит задуматься, - закладка корабля, подписание контракта и даже определение цены сделаны тогда, когда никакого проекта еще не было. Существовала только невнятная картинка, показанная на закладке, на плакате, и все. Только потом ЗПКБ занялось активным поиском информации о похожих кораблях, вплоть до старого советского УДК проекта 11780, не реализованного в металле."

Но "картинка" была нормальной. В отличие от бредовой "картинки" УДК "Прибой" от КГНЦ и просто отсутствии каких либо "картинок" от Невского ПКБ по результатам НИР "Кашалот".

"Это доказывает еще и тот факт, что уже после «закладки» (теперь понятно, почему в кавычках - проекта еще нет) у корабля начало расти водоизмещение. Сначала оно было более 23 тысяч тонн, потом превысило 25 тысяч, далее инсайдер сообщил, что водоизмещение будет 32 тысячи тонн, а в конце декабря замминистра обороны Алексей Криворучко озвучил цифру 40 тысяч тонн."

Изначально на плакате только что обнародованного проекта водоизмещение было 28 тысяч тонн. И это было "стандартное", а не полное водоизмещение. В курсе ли коллега что стандартное водоизмещение УДК типа "Уосп" 28 тысяч тонн? А 40 тысяч тонн - это полное водоизмещение корабля имеющего максимальную ширину в районе конструктивной ватерлинии 38 метров, хотя это и сложно было рассмотреть на имевшихся кадрах плаката с видео год назад представленного телеканалом "Звезда". Но то что максимальная ширина корабля "около" 47 метров рассмотреть было легко.

"Острый вопрос с ГЭУ. УДК водоизмещением 40 тысяч тонн ради банальных 20 узлов максимальной скорости нужна большая мощность. У американских УДК типа «Америка» - более 70 тысяч лошадиных сил на валах, у китайских УДК проекта 075 - чуть менее 65 тысяч и есть серьезные опасения, что им этой мощности не хватит."

На УДК проекта 23900 будет использована модифицированная двухвальная ГЭУ с фрегата проекта 22350. Мощность данной ГЭУ 65.4 тысяч лошадиных сил. Этого достаточно для 40 тысячетонного УДК. Возникает лишь вопрос какую скорость экономического хода будет демонстрировать корабль под одними лишь дизелями имеющими суммарную мощность 10,4 тысяч лошадиных сил. Вряд ли больше 11 узлов.

Для примера, на достраиваемом итальянском 33 тысячетонном УДК "Триест" (максимальная ширина корпуса которого тоже 47 метров) предусмотрен режим малошумного экономического хода под дизель-генераторами и электромоторами. Суммарная мощность работающих на гребные валы двух электромоторов в этом случае ~6000 лошадиных сил, ожидаемый ход - 10 узлов.

Новые УДК - достаточно сложные начинания. Но может быть, у нас в стране начнут проявлять адекватные подходы к военно-морскому строительству хотя бы такой ценой?

Уже проявлены. То что проект "уплыл" из рук функционеров неизменно провального по этому направлению Невского ПКБ в руки вполне успешного Зеленодольского ПКБ - вполне адекватный подход. То что кораблю рассчитанному на 1000 человек десанта и 75 единиц наземной техники не "ужали" до минимума водоизмещение - тоже адекватный подход.

Спасибо за внимание.

Амфибии, ВМФ, Десантные корабли

Previous post Next post
Up