"Король Лир", "Коляда-театр", реж. Н. Коляда.

Jul 24, 2008 15:36




Очень долго не могла дозреть до поста. Хотя и времени прошло достаточно. Но и спектакль сам очень тяжелый. Мрачный. Жуткий. История не-любви. Жизни с горьким итогом и смерти.
Коляда удивительным образом даже из классики успешно делает "новую драму" - про нас, про нашу жизнь, про варварство вокруг сквозь времена и нравы, про одиночество, про то, как не нужно жить. Как нужно - знает ли он сам? Надеюсь, знает. Потому что и сам так живет.


На сцене - очередное племя дикарей, послушное "царю", люди-марионетки без своего царя в голове, поклоняющиеся идолу, с чужим "царем" в мозгах; вместо своего глаза некий третий во лбу, который уравнивает их всех, делая толпой. Сектантами. Внушаемыми послушными рабами, которыми легко управлять. Детские пищащие игрушки с высунутыми языками лишь усиливают впечатление, что эти люди не вышли из состояния детсадовского группового мышления "как все". Одеты все вначале в почти красивые костюмы из болотного цвета мешков для строительного мусора, нарезанных полотнищами - блестящие, пышные.

Лир с младшей дочерью-ребенком играет, возит её на "санках" - в жестяном корыте для стирки. Проявление внимания и любви? Старших дочерей он не катал. И получил согласно вложенному.

Что вложено, то и вернется. Нельзя поделиться тем, чего у тебя нет.

Ведь Лир не любил дочерей. Был строг, что справедливо, но кроме строгости нужна и ласка, нежность. Как почувствовать любовь иначе?

Отчего от матери нет следа в этой истории?

Красоту одежд все герои прячут затем в кальсоны, жуткие трусы до колен, детсадовского вида советских времен трикотажные чулки на резинках. И превращаются в жутких уродцев-нелюдей с раздутыми животами и попами.

Нелюдь - это не только внешнее. Это скорее, внутреннее.

Николай Коляда сам играет Лира. Поначалу мне казалось, что он играет в игру про Лира. Несерьёзно. Балуясь. Смеясь. Не отдавая отчета в том, что произойдет потом. Когда уже изменить ничего нельзя.

Трагизм приходит позже.

Бешеный ритм. Пляски, вводящие в транс и актеров, и зриетелей. Сильная музыка. Фарс. Клоунада. Почти смешно, если не знать, чем закончится.

В конце Лир выходит в джинсах, цивильной одежде. Как в начале спектакля. Тогда, в молодости, играя с дочкой, он был Человеком. Не королем. Отцом. И в финале он стал Человеком.

Какую жизнь нужно прожить, какой путь пройти, сколько потерь пережить, чтобы вернуться к человеческому в себе?
Чтобы понять, зачем ты есть.
Мне казалось, что Коляда сделал этот спектакль про себя. Это его исповедь. Душа наизнанку. С её потерями, болью и пониманием. Дай Бог ему здоровья и сил.






Коляда-театр, Театр 7-8

Previous post Next post
Up