Генеральная репетиция спектакля Малого драматического театра - Театра Европы "Палата №6" в постановке Льва Додина.
Спектакль представлен "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры".
Граница между сценой и зрительным залом четко обозначена высокой металлической решеткой, калитка в которой лишь однажды откроется, чтобы впустить доктора Рагина (Сергей Курышев) на территорию больницы.
Далее действие будет происходить на задворках заведения, похожего на место складирования отживших предметов и людей: пациенты лечебницы бомжеватого вида, одетые в отжившее свое тряпьё, будут вести философские разговоры среди выброшенных после ремонта ванн со следами ржавой воды.
Художник по свету Дамир Исмагилов дополнил картину тончайшими нюансами, то выделяя фон происходящего, то ставя акценты на лицах героев.
В первые минуты возникли ассоциации с героями пьесы Горького "На дне" и с унылым мрачным Петербургом Достоевского.
Лев Додин из всего текста повести А.П. Чехова выбрал для разговора со зрителем беседы доктора Андрея Ефимыча Рагина и пациента, бывшего судебного пристава Ивана Дмитрича Громова. Доктору настолько интересны эти разговоры, что он перестает воспринимать Громова как сумасшедшего.
"Болезнь моя только в том, что за двадцать лет я нашел во всем городе одного только умного человека, да и тот сумасшедший". (А.П. Чехов)
Художник Александр Боровский отделил происходящее от зрителей, что побуждает задуматься, по какую сторону решетки находится "палата №6".
"Когда общество ограждает себя от преступников, психических больных и вообще неудобных людей, то оно непобедимо". (А.П. Чехов)
Действие неспешное, статичное. Два главных героя говорят друг с другом, стоя у решетки лицом в зал, словно обращаются не друг к другу, а к зрителям, побуждая размышлять вместе с ними.
Текст повести, написанной Чеховым более ста лет назад после поездки через всю страну на Сахалин, звучит актуально и современно.
"Когда мыслящий человек достигает возмужалости и приходит в зрелое сознание, то он невольно чувствует себя как бы в ловушке, из которой нет выхода". (А.П. Чехов)
По ходу действия ощущение безысходности возникает не раз, как и желание отстраниться от происходящего на сцене.
Спектакль не из тех, которые заставляют смеяться или плакать, он продуманный, для ума.
"Только один ум интересен и замечателен, все же остальное мелко и низменно". (А.П. Чехов)
Даром, что герои Додина не похожи внешне на героев Чехова: доктор Рагин у Чехова имеет вид мужиковатый и грубый, у Додина же доктор похож на самого Чехова, в пальто с меховым воротником, шапке пирожком и круглых очках - интеллигент чистой воды, а его собеседник судебный пристав Громов, которому, по Чехову, чуть более 30 лет, у Додина - зрелый мужчина (Игорь Черневич) с большим жизненным опытом, которому не верить нельзя.
Финал этой истории страшен: доктор Рагин не сможет выйти за пределы "Палаты №6" , будет избит тем самым сторожем, который когда-то подчинялся его приказам, и вскоре погибнет. Ванна, в которой Рагин умирает, кажется испачканной не ржавой водой, а кровью.
"Если вы почаще будете вдумываться, то вы поймете, как ничтожно все то внешнее, что волнует нас. Нужно стремиться к уразумению жизни, а в нем - истинное благо". (А.П. Чехов)
Благодарю за приглашение пресс-секретаря "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" Наташу Бережнову.