"Затягивает тина морская белых ночей решето… Море темнеет ликом, рыба уходит в глуби, небо, затяжелевшее ночью, нависает вниз.
Сломала первая метель недолгого лета весло, зашвырнула промысловые суда в серые кораблиные закутки. Гнусавую песню о всех погибающих в море, о всех разбивающих душу свою о камень, тянет ветр." Леонид Леонов.
Новый художественный театр из Челябинска привез в Москву сразу на два фестиваля, "Диалоги" в Театр Человек и "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры", спектакль "Егорушкины птицы" по рассказу Леонида Леонова "Гибель Егорушки", написанному в 1922 году.
Сложно структурированный текст, образный, густой, как кисель, питательный, поэтичный, мелодичный, метафоричный, с глубоким многослойным смыслом, так же сложно структурирован режиссером-постановщиком Евгением Гельфондом.
Режиссёр изменил название и отдал повествование двум актрисам, Ксении Бойко и Наталье Шолоховой, двум птицам, несущим Егорушку ввысь, к небу: "Так они летели из мрака в мрак, из холода в холод, ледяное небо плыло, а птицы стрункой, как низаные, направляли к дальнему краю широкие весла крыл."
Певучий текст Леонова Гельфонд и его актрисы обрамили в такую же певучую форму, то мелодичную, то ритмичную, схожую с камланием северного шамана.
Звуки природы - шум прибоя, грохот набегающих грозных волн холодного штормящего моря, треск ледяных торосов, волчий вой, трепет ветра, завывания урагана, крики прибрежных птиц, ищущих добычу, - все эти звуки актрисы извлекали из необычных инструментов: терменвокс завывал, управляемый плавными движениями рук Ксении Бойко, Наталья Шолохова колдовала смычком над айбахаром, странным струнно-ударным инструментом, похожим на бубен с удаленным на расстояние грифом, на котором натянуты струны, звуки глюкофона манили впасть в медитативное состояние.
Действо временами напоминало шаманскую практику, ворожбу, что создавало ощущение, что твоим сознанием манипулируют. Несколько зрителей даже не выдержали и ушли.
У меня тоже возникло желание отстраниться, закрыться. Если бы я прочитала рассказ Леонова заранее (отпугнуло слово "гибель" в названии), возможно, погрузиться было бы проще. Подумала даже, что не смогу написать о спектакле, настолько разнонаправленные чувства одолевали во время действия.
Сказ о том, как на небольшом северном острове живет рыбак Егорушка с женой Ириньей, которая только что разродилась сыном Варламом Егорычем. Принесло к их берегу тело монаха Агапия, черного человека в клобуке, да без креста. Спас его от неминуемой смерти в ледяном море Егорушка, а вот Агапий принес смерть в их дом.
Страшная, трагическая история, практически спетая автором и актрисами. При чтении текста кажется, что это невозможно поставить в театре. Тем точнее и искуснее видится работа режиссера Евгения Гельфонда и его актрис, исполнивших этот плотно переплетенный фольклором текст, эту странную музыкальную импровизацию, наполнивших текст женской энергией, близкой к земле, и в то же время материнской, устремленной ввысь.
Ночь и день, солнце и тьма, высокое и низкое, жизнь и смерть, плотское и духовное, вера в Бога и поклонение противному - вечные единство и борьба противоположностей, когда грань между добром и злом эфемерна, куда качнется душа человека, то тайна.
Иисус пришел на Землю спасти людей, отмолить грехи рода человеческого, а люди его распяли. Спас Егорушка попа Агапия, а он его и ребеночка сгубил. Где добро, а где зло, как познать одно без другого?
На обсуждении после спектакля нам сказали, что зрители приходят на этот спектакль по 5-6 раз.
Спектакль необычный, ни на что не похожий, как не похожи ни на что инструменты, используемые в спектакле.
Спасибо Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры за то, что фестиваль находит и привозит из регионов в Москву такие спектакли.