Сегодня "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" предложила вниманию зрителей якутскую рок-оперу Олонхо-театра "Хардааччы Бэрген" на основе эпоса Олонхо.
Перед началом спектакля на сцену вышел режиссер Андрей Борисов и объяснил, что у них, у якутов, вместо аплодисментов в моменты восторга принято громко кричать "Но!" с разными интонациями. Зал продемонстрировал обучаемость, спектакль начался. Поскольку в зале было довольно много якутов, во время действия слышны были как аплодисменты, так и громкое протяжное "но!":) Случилось объединение разных народностей, воистину, вызвавшее улыбку и радость, будто зрители превратились в детей-озорников, покричать в театре-то!
С якутским эпосом я не так уж знакома, хотя в детстве на сборных праздничных концертах якутские пляски с бубном под горловое пение видела. И фильмы якутские прекрасны!!
И всё же не поняла, это такой эпос с юмором, или режиссер Андрей Борисов так поставил, что было и страшно, и смешно.
Теперь перехожу к сторителлингу.
История очень своеобразная! Главный герой, тот самый Хардааччы Бэрген (ХБ), получает от богини Аан Алахчын, хранительницы природы, магическую субстанцию "Юрюнш илгэ" (энергию природы), проще говоря, фонарик на веревочке.
У главного героя ХБ есть волшебный конь, с которым ХБ красиво и активно скачет по горкам-пригоркам. На сцене два наклонных подиума, которые вращаются по кругу, по ним мечутся два якутских артиста, создавая мощную динамику движения.
ХБ с конем - жители Серединного Мира, типа, человеческого, обычного.
Есть ещё Мир Верхний и Мир Низший. Понятно, в Низшем всякие демоны, но у якутов в Верхнем мире тоже полно злодеев! Главный злодей Верхнего мира абаас Тимир Дьигистэй (ТД) сотоварищи прилетает сверху на ... летающей тарелке. На заднике сцены периодически возникают видеопроекции, то какие-то останцы (каменные фигуры, созданные ветрами), то природа Якутии, то та самая летающая тарелка, которая "садится" на сцену, из купола выскакивают воинственные страшные люди, орут, кричат, размахивают руками, оружием и всячески пугают зрителей, пробегая по проходу зала.
Да уж, с якутами лучше не связываться, лучше дружить, - подумала я.
С самого начала на сцене были преимущественно мужчины.
А как же без любви? - опять подумала я.
Любовь в якутском эпосе оказалась тоже своеобразной.
На сцене появились две женщины, молодая и постарше. Та, что постарше, стала что-то говорить той, что помладше. Спектакль шел на якутском языке, наверху замирали титры с переводом на русский. Титры были то немногословные и крупные, то многословные и мелкие, так что приходилось напрягать зрение, поэтому иногда я не верила своим глазам.
Постарше - мать красавицы Туналыкаан Куо (ТК) "с косами в девять саженей" (косу в 20 м длиной сколько лет надо растить, задумалась я, не так уж и молода молодая :) ),
Сметливая мать такого сокровища говорит своей дочери, мол, сейчас появится юноша ХБ, ты уж, милая, приласкай его и положи рядом с собой.
ТК остается одна в недоумении и задает риторический вопрос залу: "Приласкать? Это как?" Зал ответил понимающим смехом.
Тут прибегают ХБ с конем, конь активно намекает ХБ, мол, девушка заждалась, и исчезает, оставляя их наедине друг с другом.
ХБ бросается к ТК, прерывая её попытки поболтать страстным поцелуем, проще говоря, затыкая на полуслове рот (настоящий мужик!) и переходя к активным действиям, после чего они быстро скрываются за куполом летающей тарелки с явным желанием соединиться. И правильно, чего быка за рога тянуть. Она привлекательна, он - чертовски привлекателен.
Как у якутов все просто, - подумала я.
Тем временем злой абаас ТД из Верхнего мира решает завладеть фонариком с энергией природы, а уж заодно и прекрасной ТК.
Про ТК не раз красиво пели, что у неё груди торчком, а косы в девять саженей длиной. Таковы критерии женской красоты в Якутии :)
Якутская Харита Игнатьева Огудалова видит злого аббаса ТД, ничтоже сумняшеся предлагает свою дочь и ему. Раз уж первый зять и фонарика лишился, и сам куда-то пропал, а тут дочь на сносях, кто детей растить будет.
Отказываться злой абаас не собирается. Видимо, в те времена в Якутии было неравное соотношение мужчин и женщин. В спектакле либо шаманки, которые не вызывали интереса у многочисленных мущщин, не забалуешь, нашаманит, либо одна на всех Туналыкаан Куо.
Пока ейный муж и потенциальный отец двоих детей (УЗИ, видимо, в Якутии уже тогда были в чести, быстро определили, что ТК понесла двойню, мальчика и девочку), лишенный волшебной энергии/фонарика бегал от злодеев и черной шаманки Алып Сэгэйээн, злой абаас ТД таки подкатился со своими желаниями к бедной беременной ТК.
Вместо ожидаемого в её положении сопротивления находящаяся на сносях ТК вдруг заявляет похотливому злодею и ублюдку (так было в титрах! :) ), мол, я тут скоро разрешусь от бремени, а как рожу двойню, так ты через 3 дня приходи ко мне, ляжем мы с тобой, а с детьми делай, что хошь, ибо воля твоя будет.
Ничего себе, подумала я опять, как у них там все просто, как в природе.
Злодей обрадовался, сообщил будущей матери, что сожрет её детей и овладеет их силой, типа, станет лучше прежнего. А пока заточил бедную женщину в дебрях железного леса.
Но не все коту масленица. У нашего героя якутского эпоса ХБ есть своя удаганка, небесная шаманка Айыы Умсуур (АУ), которая и коня на скаку, и в горящую избу, наш человек: она наделяет своего подопечного особой силой, заодно забирает души нерожденных деток, превращает их в небесных воинов, дабы помочь папке победить темные силы космоса.
Пришельцев папаша и подросшие близнецы победили, знамо дело. Но за это время бедная роженица с косами в девять саженей умерла и усохла, остались только белые кости. Однако заботливая удаганка АУ притащила нашему герою ХБ тот самый талисман-фонарик, тот посветил на свою любимую женщину, она скинула саван и воссоединилась со своим любимым. Ура! То есть "Но!!" и аплодисменты.
Получается, победительница-таки женщина! Небесная удаганка Айыы Умсуур, что бы без неё было? Уж точно, мы не смотрели бы такой замечательный спектакль.
Обрамляют всю эту национальную историю в начале и в конце спектакля картины с парнем на велосипеде: это рок-музыкант, находящийся сначала в творческом кризисе, репетирует в сельском клубе с местной рок-группой, но в конце, вдохновленный путешествием в мир Олонхо, радостно исполняет песню о любви и счастье.
По краям сцены сидели музыканты, исполнявшие музыку на современных и старинных якутских инструментах. Звучание было интересным.
Спектакль короткий, всего час 20. Артисты были одеты в красивые костюмы, играли воодушевленно, пели замечательно, и свое горловое пение тойук продемонстрировали во всей красе. Артист, исполнивший роль Коня, ещё и очень аутентично ржал, простите :) Прям СаунДрама по-якутски получилась.
Спектакль задорный, поразил содержанием, открытием глубинной якутской натуры, зарядил энергией какой-то детской доброты и открытости. Смеялась до слёз! Зал принял артистов горячо!
Режиссер спектакля Андрей Борисов сказал теплые слова и про сказителя-олонхосута Андрея Титарова, и про артистов, и про то, что трудно было представить, что их спектакль покажут в Москве на такой сцене.
Как-то по-простому, по-доброму всё было. Наравне с воинственностью (реально было страшно :) ) в якутском характере есть и наивность, и доброта, и открытость. Это я не только после спектакля, а на почве ещё и просмотра якутских фильмов говорю. Мы мало знаем про якутов, а нам как повезло, что они - наши, россияне. Правда.
Как я благодарна Биеннале театрального искусства, что организаторы привезли этот спектакль в Москву! Получила эстетическое наслаждение! В данном случае прекрасный урок режиссуры, деликатно совместившей страшные сцены и юмор, национальный эпос и современность, показавший простую и интересную сценографию, тоже с юмором сделанную, хотя видно, что по принципу "голь на выдумки хитра", это так здорово смотрелось! Великолепный спектакль!!
Думаю, кого же выборщики Биеннале ещё присмотрят на будущий год :) Вот бы бурят :)