"Спасите Лёньку", реж. СКВОРЦОВ, Театр Человек

Feb 10, 2024 10:46

"Спасите Лёньку" в Театре Человек поставил Владимир Скворцов, которого нежно люблю почти 20 лет, узнав его сначала именно как Человека, как личность в ЖЖ. Написанные буковки наполняются энергетикой автора, как бы не интерпретировал текст на экране читатель.
Не важно, под каким ником автор пишет, его личность ощущается сквозь текст.

Володя Скворцов - настоящий, искренний, сложнодушный - в противовес простодушному, - глубокий человек, сильная личность, многогранный, талантливый, да и просто красивый мужчина. Все его работы - актерские и режиссерские - заставляют задуматься, ибо и сам Скворцов - вдумчивый артист и режиссер, разбирающий дотошно любой текст, расставляющий точные нравственные акценты.

Пьеса Малики Икрамовой имеет необычную структуру: то ли сказка, то ли документалистика, то ли детская, то ли взрослая, то ли комедийная, то ли трагическая.

Режиссер Скворцов поддерживает эту структуру. В начале спектакля артисты играют зверей, которые играют в людей, это даже вызывает недоумение - что это такое вообще, куда ты попал.

Африканские животные - Лев (Дмитрий Филлипов), Мартышка (Елена Лотова), Акула (Татьяна Ивановская), Жираф (Артем Анашкин), Чайка (Ольга Соколовская) находят в волнах океана бутылку с письмом ленинградского мальчика Леньки и ... устремляются в блокадный Ленинград.

Спектакль похож на качели, которые раскачивают зрителя туда-сюда. Вот только что ты смеялся, потом отстранялся от сильных эмоций то ли Акулы, то ли матери умирающего от голода ребенка, и вот уже ком в горле и невозможно сдержать слезы во время спокойного тихого повествования.

Чтобы не удариться в антивоенный пафос (а пьеса антивоенная), к взрослым артистам добавили кукол, сделанных "на коленке" на глазах у зрителей. Они помогают психике защититься от боли, превращают страшные события в детскую игру, что не умаляет способности сопереживать.

Голь на выдумки хитра. И это не только про то, как сделаны куклы. Они - символ силы духа, пример того, как чудо жизни можно сотворить своими руками, но для этого нужно, чтобы душа умела со-чувствовать и желать помочь другому если не выжить, то хотя бы порадоваться.

Недавно, в связи с 80-летием снятия блокады Ленинграда промелькнула информация о том, что в голодающем Ленинграде сотрудники Всесоюзного института растениеводства сохранили всё до зернышка из уникальной коллекции Вавилова, не поддавшись искушению сварить из семян кашу для себя или родных.

Это подвиг духа.

*Будучи в Осетии, где подвигу осетинского народа в Великой Отечественной поклоняются и ныне, услышала от одной из наших экскурсанток вопрос, заданный после рассказа гида о воине, повторившем подвиг Матросова: "Ну и что он сделал, зачем он так поступил, разве это повлияло на что-то? Погиб зря". Гид, осетин, не стал отвечать на этот вопрос, сказал: "Завтра я не буду возить группу с этой женщиной". И поехал с другой половиной группы.

Это к вопросу недавних лет о том, может, надо было сдать Ленинград...

В пьесе как раз про эту коллекцию Вавилова идет речь. Сказка быль, да в ней намёк...

"Акула", попавшая в одну коммуналку с прикованным к постели Ленькой, осуществляет его мечту. Спасет ли его жизнь эта нечаянная радость, нам не скажут. Каждый зритель поймет в силу своего опыта.

Качели эмоций, на которые усадили нас создатели спектакля, в финале остановятся, обретя баланс. Сложно не завалиться в ту или иную сторону, следуя тексту пьесы. Судя по тому, как люди вытирали щеки в темноте зала, создателям спектакля удалось пройти по кромке между сказкой и жизнью.



Фотография с сайта театра

Театр, Театр Человек, Театр 23-24

Previous post Next post
Up