"Ночь игуаны", реж. Николай Коляда, Коляда-театр

Jan 20, 2024 00:28

Один из любимых драматургов Николая Коляды - Теннесси Уильямс, несколько пьес которого уже идут в Коляда-театре. Уильямс вырос в семье с пьющим жестким отцом и истеричной матерью, что повлияло на его характер. С детства он писал стихи, был ранен первой безответной любовью, получил признание как поэт. Отец, в одобрении которого Уильямс нуждался, напротив, презирал сына за бесхребетность. Уильямс поменял несколько мест работы, но продолжал писать стихи, рассказы, затем пьесы, которые имели успех у публики. Однако ни успех, ни последовавшее за ним улучшение материального состояния не снизили склонности Уильямса к депрессиям. Во всех его героях сквозит духовное одиночество и неприкаянность.

"Самая старая проблема в мире - потребность верить в кого-то или во что-то. Причём почти неважно - в кого или во что". (Т. Уильямс)




Начало спектакля ошеломляет карнавальным весельем. Красивые парни и девушки в ярких откровенных нарядах предаются радости жизни под ритмичную песню "Акапулько". Действие пьесы происходит в Мексике, пусть будет и "Акапулько". Такие буквальные смыслы у Коляды вызывают странные чувства: пока на сцене под задорную мелодию дружно бесновались артисты, я ощущала себя абсолютно чужой на этом празднике жизни.
2


Первое действие обескураживает зрителя плотским, начиная с обнажения Шеннона (Евгений Корнильев), после которого две девушки покинули зрительный зал, заканчивая сценами откровенного соблазнения Шеннона Мэксин (Ирина Плесняева), недавно овдовевшей молодкой, не брезгующей и другими мужчинами в отчаянии от внезапного одиночества, сложностей содержания стоящего на отшибе отеля и надвигающейся женской невостребованности.
3


4


Коляда - режиссер, который обучает своих зрителей видеть за внешним глубоко спрятанное настоящее.
В первых его спектаклях внешним было грубое, некрасивое, вульгарное, декорации и костюмы выглядели так, словно их подбирали из того, что стало уже ненужным.
Нынче внешнее у Коляды стало красивым, блестящим, похожим на хрустальный шар гипнотизера. Карусель из веселящихся, будто пьяных гостей праздника, одетых в перья и фальшивые бриллианты, скрывает бесконечное одиночество и отчаянное желание быть любимым.

Белый и Черный ангелы по окончании вакханалии вешают свои крылья на задник сцены, словно оставляют наблюдать за борьбой плотского и духовного.
5


Появление художницы Ханны (Василина Маковцева) с дедушкой-поэтом (Александр Замураев), которому она посвятила свою жизнь, меняет тональность повествования.
Николай Коляда ставит Мэксин и Ханну над вентилятором, повторяя сцену с Мерилин Монро, юбка которой развивается от восходящего дуновения воздуха. Мэксин получает удовольствие от возбуждающего мужчин обнажения ног, Ханна стыдливо придерживает подол юбки.
6


Не способный совладать с похотью Шеннон, то ли соблазняющий женщин, то ли служащий для них соблазном, который превращает их в соблазнительниц, вдруг оказывается наедине со старой девой Ханной. Начинается диалог, во время которого наступила такая тишина, что казалось, будто зрители затаили дыхание, боясь пропустить хоть слово из сказанного героями.
7


Застенчивая Ханна вдруг обрела чёткие твердые интонации человека, который верит в то, что чувствует и говорит. А говорит искренне, откровенно, с достоинством человека, уважающего свои чувства и позицию. Белый Ангел.

Василина Маковцева, хрупкой телесной конструкции, внутри имеет жесткий нравственный стержень, уж поверьте на слово. Она родилась в Туруханске в многодетной семье (8 детей!). В 2017 году фильм "Кроткая", где она сыграла главную роль, был представлен на 70-м фестивале в Каннах, тоненькая Василина Маковцева, актриса небольшого частного уральского театра, с таким достоинством несла себя, что я тихо гордилась ею. В жизни она сдержанный человек, видимо, в маму, а на сцене её образы настолько разные, что диву даешься, откуда она берет в себе те черты, которые ей вовсе не свойственны.
8


В роли Ханны, кажется, самая настоящая Василина Маковцева. Глаз не отвести. Как просто и убежденно она говорит о том, что важно для Ханны и, кажется, для Василины. Веришь ей абсолютно.
9


Шеннон начинает преображаться. Из скорлупы плотского вдруг проклевывается нежность.
10


Как говорит Коляда, нежность больше, чем любовь. Евгений Корнильев только что был неприкаянным Шенноном, погрязшим в пьянстве и похоти, не видящим в своей жизни светлого будущего: пользовались им, пользовался он. По-своему честные отношения, каждый дает-берет то, что ему нужно. Но...

Все просто только для нищих духом. (Т. Уильямс)

Так ответила Шеннону Ханна.
11


Соединение двух душ - такая хрупкая субстанция, сотканная ... из чего?

Этот диалог, в котором две души открывают друг друга, доверяются друг другу, подобен лучу света, неожиданно выглянувшему из туч. Чудо доверия, возможность быть друг с другом лучшими собой, случается не со всеми.

Все мечтают о любви. Многие мечтают быть любимыми, но тех, кто умеет любить, намного меньше. Счастье - встретить любящего человека. Любовь - заслуга любящего.

Люди боятся доверяться другому. Но счастье доверия - ничто по сравнению с несчастьем доверия.
12


Я не считаю, что дом - это место, здание из кирпича, дерева или камня. Я представляю себе дом как нечто существующее между двумя людьми, где каждый из них может угнездиться и отдохнуть, жить в эмоциональном смысле. (Т. Уильямс)

Николай Коляда в каждом спектакле щедро рассыпает такие детали - визуальные, музыкальные, пластические, которые в каждом зрителе возбуждают свои чувства, воспоминания, смыслы. Возможность жить в эмоциональном смысле.
13


"Ночь игуаны" - не исключение. По ходу действия открытия вспыхивают в сознании постоянно.

Финал пьесы можно трактовать по-разному. Да, Шеннон все-таки освобождает игуану, пойманную и привязанную за ногу в ожидании сварить из неё суп, но освободит ли его этот ночной диалог с Ханной, которую он больше никогда не увидит...
14


Ещё один отклик на спектакль

Коляда-театр, Коляда, Театр, Театр 23-24

Previous post Next post
Up