Коляду я узнала не как режиссера, драматурга, а как Человека. Узнала, прониклась уважением к неизвестному автору ЖЖ, которого читала в ленте своего театрального друга. Коляда тогда ставил спектакль "Амиго" по своей ранней пьесе, писал о том, что дал объявление в газете (2005 год, ещё газетные объявления были в чести) о покупке швейных машинок: приезжает в дом, там стол-стул-машинка, бедность кричит, и хозяйка отдает просто так, в дар.
Вот это ВНИМАНИЕ к щедрости других - свидетельство внимания к другим и щедрости самого автора.
А чуть раньше был пост об Учителе Николаеве, благодарный.
А третий пост был ... переживальческий, уж не буду конкретизировать, ибо и "адресата" уже нет в живых.
Всё вместе говорило о том, что автор - человек молодой, с пытливым умом, с совестью - совестливый, живой, настоящий.
Откликнулась. И пока ходила смотреть, кому написала, он мне уже написал "спасибо" и зафрендил. Дату помню, хотя прошло 18 лет.
Узнав, кого я "поддержала", впала в ступор: собиралась, да не пошла на его спектакль в Современнике с Ахеджаковой "Селестина". Критики писали "чернушник, матерщинник". И вдруг этот чернушник - не о себе, а людях, о доброте, о профессионализме, с благодарностью...
У меня был шок. Расслоение картины мира. Нестыковки. Умные люди - критикессы в пончо (поймут те, кто в теме и тоже помнят) говорят - "ужас, летящий на крыльях ночи, ставит про маргиналов", а я вижу - человек Света. Человек Любви.
Он же и чернушник, и матерщинник :) Господи, когда я стала узнавать этого человека, все стандарты в моей голове - скорее, в душе - перевернулись, перемешались. Сколько всего начало открываться! Правдивого, честного, неприукрашенного, но - этим и красивого.
И это - счастье. Я даже тэг завела - Счастьюшко :))
В то время он ставил свои ранние пьесы. Как он это делает, я не понимаю до сих пор. Его инструмент - актеры. Как он им объясняет - матом ли? Великие режиссеры приходили на его спектакли в Москве и недоумевали: "Сцены не проработаны". А зритель ... кипятком писает! Плачет, рыдает, тряся плечами, ходит, как на заклание за этими рыданиями. Из года в год. Ездит в Екатеринбург на премьеры и на фестиваль.
И я 11 лет ездила! Вызывая подозрения даже у одноклассников сына. Вызывая ревность у кого-то - несколько лет подряд некая "гуля" писала анонимные комментарии в ЖЖ, пытаясь меня образумить от "душевного стриптиза", мечтала отвратить меня от НВ: "Мы с вами так похожи, он скинул меня с палубы своего корабля ещё до вас, и вас скинет". (Сегодня ЖЖ напомнил старый пост о вхождении НВ в некий штаб, перечитала-вспомнила переписку с этой "гулей").
Когда-то Коляда говорил: "Хотите узнать меня - читайте мои пьесы". Это правда - там столько Коляды, что мало не покажется. Когда я впервые смотрела "Амиго", была в шоке, потом смотрела этот спектакль не раз, и начинала рыдать ещё в первом действии, уже зная, что будет дальше. Записала 8 лет назад, запись прикреплю, хоть она и не лучшего качества, но уже - история!
"Птица Феникс" с Тамарой Зиминой и Сергеем Федоровым. Это был ШЕДЕВР! Я тогда не снимала, нигде не видела ни фото, ни видео с этого спектакля. Это была ВЫСОТА!
"Землемер". Приняла не сразу, постепенно - видела раз 5...
Сколько своих ранних пьес снял из репертуара Коляда за эти годы. Зритель горазд закрываться от боли, которой столько было в этих спектаклях. Деньги за боль не хотят платить, а труппу кормить надо.
А сколько было человеческих историй в этом театре! Человек выкупил зал, чтобы пригласить своих родных и друзей на свой юбилей. Вдруг звонок: "Простите, юбиляр скончался, в день спектакля будет 9 дней". Деньги надо вернуть, билеты разве продашь за эти дни?
- Нет, мы все придем, раз он хотел. Но это будет не праздник, а поминки.
В первом ряду сидела мать усопшего. На сцене остались перья от боа, которое носила героиня Тамары Зиминой. Мать наклонилась и подняла это перо.
А Евтушенко в этом зальчике? Успела сфоткать, по счастью, у Коляды где-то осталась эта фотка.
Всколыхнул эти воспоминания, очень личные для меня, привычной к прежнему Коляда-театру, текст от Дмитрия Брейкина, который в те времена был ещё ребенком и не помышлял попасть в Коляда-театр. Артист из новых, молодых ("Театр - дело молодых", как говорит Николай Коляда) защищал свой диплом рассказом о своем Режиссере, собрал воспоминания разных людей о нем, выложил в сеть файл, результат своих трудов.
Я ещё даже не дочитала, решила сразу зафиксировать тут, для себя, скорее, чтобы потом найти и дочитать. И для вас. В комментарии ссылка есть.
Вернулась в те прекрасные сложные времена, когда рядом с Колядой были Ирина Ермолова, Сергей и Светлана Колесовы, Женя Чистяков, Сергей Федоров, Василина Маковцева, ещё были живы Саша Чичканова, Люба Кошелева, Сережа Ровин. Как они голодали - честно голодали!! - на Проспекте Ленина у подвала, из которого их выгнали, а я писала Коляде: пусть хотя бы воду с аскорбинкой пьют.
Сейчас Драмтеатр гордится Колядой. И критикессы в пончо ушли в прошлое безымянными. И те, кто хулили Коляду, ушли в безвременье или покинули Россию по понятным причинам. Порой думаю, где теперь та самая "гуля" которая так и не решилась подойти ко мне в Екатеринбурге, хотя знала, как я выгляжу, а я про неё - нет, она имя придумала, оставшись анонимом, страшно ей было легализоваться, просто поговорить наедине.
Земля вертится. Угол зрения меняется. А память хранит ту правду, которая тогда случилась.
Дипломы про Коляду пишут. Профессором его выбрали. Уважают, преклоняются. Успешный...
А чего это стоило ему?
Для меня Коляда - пример верности себе, своему призванию, вере в себя, в Театр. В Победу. В любовь.
Ангел он? Отнюдь :)
Грешник? Да, матерщинник :)
Но такой он гармоничный, устойчивый, сильный. Слон. Моськи, что его облаивали, остались в прошлом. А Коляда выстоял. Обтесался. Состоялся.
И хоть изменился он, стал сильным, а полюбила его хрупким, все казалось, поддержать его надо. А любовь - другая уже - сохраняется.
Да сейчас он сам кого хочешь поддержит. И советов не терпит. И жалости - только за его границами.
Сколько всего открыла я про жизнь, про него, про себя - благодаря Коляде. 18 лет. Недавно он представил парня, стоящего рядом и желающего с ним сфотографироваться: "Он смотрит 33-й спектакль".
А я растерялась. Две сотни, три? Я не считала. Почти каждый спектакль - раз по 5-10.
Только уже не фотографируюсь с ним. Уже достаточно того, что было. Фото ниже - из 2011 года, с Тургенева, табличка на двери его кабинета "Правление колхоза".
Это - счастье. Невероятное везение - прожить рядом с таким человеком большую часть своей жизни. Мухой за плечом :)
Любовь. Спасибо Коляде за знание, что любовь - есть.