Переславль-Залесский, начало путешествия. "Кукушка"

Aug 18, 2023 16:59

Вчера побывала в Переславле-Залесском с профессионалами от Союза городов Золотого кольца и Проекта «Ярославские культурные экспедиции», проводимого Региональным центром культурных проектов при поддержке ПФКИ.

Мы посетили пять интереснейших мест, о которых я даже в интернете ничего не нашла при подготовке путешествия по Золотому кольцу. Знать бы заранее, и самостоятельное путешествие имело бы другую отдачу, любой город воспринимался бы щедрее. Цена информации велика.




Рассказать про все 5 мест можно очень кратко. Получился бы отчет о проделанной работе. Вы знаете, краткость как сестра таланта - не про меня :) Потому что знаю: длинные мои тексты читают те, кому близки чувства, проживание себя в мире сиюминутном, кому не для галочки нужно побывать там, где бывают многие, а для того, чтобы открыть новые ощущения, мысли, себя, других и пр.

Поэтому я расскажу про каждое место отдельно, чтобы вы могли понимать, надо вам туда или нет. А затем сведу все в единый пост со ссылками, чтобы все было в одном месте.

Нас возили организованно, наш куратор Виктория Григорьева четко отслеживала время нахождения на каждой площадке, поэтому мы уложились в один рабочий день в Переславле, а вам, возможно, будет приятно посетить эти и другие места без спешки, не проездом, а пожить в Переславле и ощутить всю прелесть этого места и общения с людьми, которые это место славят. Да-да, пусть они будут людьми славы Переславля.

Ауру любого места создают люди. Мой акцент будет именно на них - энтузиастах, полных любви и уважения к любимому делу, к любимому месту, ставшему пусть не Родиной по рождению, но по праву жития в нем.

Писать буду каждый раз об одной достопримечательности Переславля Залесского, но в комментариях потом дам ссылки на посты о каждом. Пусть будет в кучке, все вместе, чтобы было понимание, зачем все это в одном месте возникло. У каждого свое - я люблю, когда человек может сделать выбор, а не жить в строгих рамках, обозначенных кем-то другим. Формально - реклама, неформально - личные впечатления, которые помогут вам понять, хотите ли и вы пережить/узнать подобное.

Итак, Музей паровозов "Кукушка", первое наше место путешествия по земле Залесской и славной Переславской.
2


Находится он в селе Талицы Переславского района Ярославской области. Дорога до него, сразу предупрежу, грунтовая. Водители поймут, о чем речь. На сайте музея обещают сообщать, когда проезд затруднен - обычно весной, в период таяния снега.

Мы ехали по сухой дороге на микроавтобусе, можно туда на такси добраться, можно на маршрутке от Переславля до Купянска, далее 2,5 км по лесу прогуляться. Такой культурный поход, можно сказать с экскурсом не столько в историю страны, что является целью, но скорее ради открытия личных путей людей разных, в том числе, создателей и сохранятелей (мне такое "сломанное" слово нравится больше, чем правильное "хранители", т.к. более точно отражает процесс сохранения) этого места.

С 11 часов там работает уютное кафе, туалет есть. Атмосфера, в которую вы попадете, уникальна, - тот самый человеческий фактор, о котором обычно говорят как о влияющем на негативные последствия, в данном случае открывает сердечные дверцы в тебе самом.
3


Название музея "Кукушка" настраивает на лад орнитологический, а на самом деле это музей узкоколейки, железнодорожный, где собраны паровозы, вагоны, чудом спасенные из горла переплавки для нужд страны, есть даже добытые с помощью неведомых личных связей в бывших советских республиках.
4


Интрига вчерашнего дня лично для меня оказалась в том, что увлеченные люди, посвятившие свою жизнь узкому интересу, дают пример того, как события детства, внимание и помощь в развитии увлечений ребенка родителями влияют на становление его личности и выбор дела всей жизни.

Одни ищут себя всю жизнь, находя счастье в новых занятиях и знаниях, другие обретают себя достаточно быстро и посвящают себя главному интересу, влияя зачастую на других людей.
5


Прослушав рассказы гида Сергея Витальевича об истории узкоколейки в России, совершенно не испытывая интереса к этой теме прежде, я вдруг поняла, как это прекрасно, что столько людей участвовало в развитии железных дорог в России.
6


Забавно, что "орнитологически" Сергей Витальевич тоже высказался. Рассказ о паровозах начал с оправдания шумного птичьего гама внутри одного из помещений, в котором стояли паровозы:
- Извините за шум, ласточкам сейчас негде строить гнезда, они не прикрепляются к сайдингу, поэтому мы не закрываем двери ангара, чтобы они могли выращивать птенцов. У нас уже несколько поколений ласточек гнездится.
7


Среди сотрудников музея есть биолог, который узнает птиц в лицо, так сказать, и украшает пространство пальмами!

Действительно, в ангаре, простите, все испачкано пометом и гвалт стоит ощутимый, ибо там практически ласточкино общежитие - гнезд больше десятка, детки уже подросли, но пока ещё горланят, требуя корма от родителей, на бреющем полете поставляющих новых червяков.

Антураж напоминает бабушкин сарай, полный сокровищ. Привет из детства. Ибо где к тебе относились с таким пониманием, даже когда ты не прав и что-то испортил? Да, помет, да, шумно, но за всем этим стоит любовь и принятие.
8


Такие свидетельства человечности - помогать ласточкам в создании удобной среды - говорят о человеке куда больше, чем видится на первый взгляд. Любовь имеет разные проявления в поступках, порой нелогичных и уж точно невыгодных.
9


Сергей Витальевич рассказывал нам об истории узкоколейных дорог. Оказывается, изначально ширина железнодорожного полотна была 6 футов, такой её установили англичане. Но при размерах нашей страны строить тысячи километров дорог, вырубая леса и делая насыпи, было очень дорого, поэтому и решили сделать ширину полотна 5 футов.

А почему музей паровозов называется "Кукушка"?
Звуки сигналов паровозов напоминали кукование, сами они были изготовлены на Коломенском заводе и имели литеру "К", чуть позже получили дополнительную литеру "У" - усиленный, затем добавилась буква "Ш", так и пошло в народ "кукушка".

Сергей Витальевич рассказывал нам об истории узкоколейных дорог. Я ответственно записывала даты, имена. Но ... решила не доводить до вас эту информацию: кому надо, съездит и сам узнает. Будет стимул заказать экскурсию - заплатить чуть больше, но не только за информацию, но и помочь отреставрировать стоящий в очереди на покраску паровоз. Делать добрые дела легко и приятно. И плюс в карму :)
10


Территория у музея под открытым небом очень большая. Паровозы и другие музейные экспонаты велики, места занимают много. Собирали их тщательно и на энтузиазме: в послевоенные годы на металлолом списывали все металлическое, отслужившее свой срок. Есть паровоз в рабочем состоянии, который был куплен в Армении, его отреставрировали, он находится в рабочем состоянии.
11


Тем ценнее эти старички, любовь к которым создателей музея, их понимание исторической ценности сохранили старость и вложенный в технику труд прежних поколений простых людей.

Билет в музей стоит всего 300 рублей. Это единственный доход, на который и сотрудники живут, и поддерживают состояние старых паровозов. Я спрашивала, есть ли спонсоры от РЖД. Увы, нет. Уж что-что, а РЖД процветают, и вроде бы могли помогать энтузиастам своего направления. Но у большого бизнеса и богатейших людей России свои интересы.

Посетители, однако, есть! Музей живой! На экскурсию лучше записаться заранее, она отдельно стоит 1000 рублей на группу, и она того стоит. Но можно просто погулять и ... почувствовать себя героем старого кинофильма.

Помимо экскурсии с информацией есть интерактивность .
Вы можете купить билет за 200 рублей и прокатиться на настоящей дрезине! Она не историческая. На аутентичных дрезинах трудно кататься, поэтому местная сделана для туристов. Наш гид Сергей провез нашу женскую команду, испугав словами "горка" и "спуск" :) Адреналин выработался, а на деле ничего страшного не было.

Ещё там есть вагон-лавка со старыми сиденьями, коих я не видела в своей истории, а также модели для склеивания, кружки, магнитики и прочие сувениры для любителей железных дорог.
12


Зачем преодолевать сложности и приезжать в этот музей?
13


Получить знания?
Да, конечно.

Получить новые ощущения, проехав на дрезине и послушав стук колес о стыки рельсов?
Да, и это тоже. 500 метров в одну сторону, 500 в другую. Проехать мимо Блудова болота, описанного Пришвиным.

Для меня важнее оказалось почувствовать себя ребенком, открыть чувства, довериться мгновению жизни.

Рядом с нами крутился подросток с загаром, явно полученным не на морском побережье, скорее, таким рабочим загаром. Не могла понять - он из компании других экскурсантов, которому интересно послушать нашего гида? Местный? Проводит время на работе родителей?

Постепенно открылось - парень этот там трудится! Ведет учет поездок на дрезине, объясняет правила поведения на ней, управления необычным транспортным средством, следит за порядком. Заинтересованный парень. В автобусе наши женщины обсуждали его присутствие: точно не сын, они уточняли.

Я ехала дальше, думала о нем: у парнишки каникулы, которые он проводит в этом музее. Что его привлекает - какая-то "зарплата" от хозяев музея, которые рады поощрить заинтересованность мальчишки, или они видят в нем преемника, которому не безразлично то, что происходит в этом уникальном месте, имеющем окраску одновременно историческую и индивидуально личностную?

Логика судьбы. Гид Сергей Витальевич на сайте поделился детскими воспоминаниями, приведшими его к своим решениям, а у этого парнишки впереди свои воспоминания о детстве.
Кстати, живет Сергей Витальевич совсем рядом, так что вопрос с экскурсией вполне решаем в любое время.

Если вы на машине, если вам интересны не только привычные туристические места, найдите возможность там побывать, послушать свои ощущения. Они сродни ощущениям из детства, когда ты понимаешь - тут твое или не твое место, только не поймешь причины. Взрослый человек попадает в похожие обстоятельства, но уже способен не только место воспринять, информацию про него, но и считать обратную связь от места: зачем ты тут оказался, что тебе важно понять. Про себя.

Раз уж попали в Талицы, там можно посмотреть церковь Николая Чудотворца.

В комментарии дам ссылку на сайт музея Кукушка.ру.
Там есть раздел "Рассказы".
Кто заинтересовался моим рассказом, найдет там что-то для себя дополнительно.

"Будь внимателен к сигналам!"
14


Россия, Путешествия, Переславль Залесский

Previous post Next post
Up