"Надо что-то делать" по пьесе Ивана Андреева в постановке Павла Ващилина, Новая сцена МХТ

Jun 15, 2023 13:53

В МХТ проходит Пятая лаборатория "Артхаб", цель которой - поиск новой драматургии, неожиданных репертуарных решений и новых для МХТ режиссеров. Подчеркнуто, что ищут СВОИХ. Тема пятой лаборатории - "В поисках комедии".

Вчера посмотрела спектакль, который подходит по всем параметрам - и драматургия совсем новая :), и неожиданное решение, и новый СВОЙ режиссер Павел Ващилин, который в МХТ много лет играет в разных спектаклях, но в качестве режиссера именно в МХТ работает впервые.

Однако у него есть уже довольно большой опыт постановок спектаклей в Gogolschool для своих студентов и для арт-группы "Улица мечтателей", образованной выпускниками лаборатории Павла Ващилина.

А уж по части комедии Павел - человек незаменимый :) У него прекрасное чувство юмора и хороший литературный вкус, любит он устроить красивый зрелищный праздник для артистов и зрителей.

Человек он лучезарный, эдакая лампочка :) Говорят, режиссер он строгий, но мне почему-то кажется, что работать с ним - огромное удовольствие, процесс тоже явно украшен его юмором :)

Необычна история появления этого спектакля.
В МХТ уже идет пьеса Ивана Андреева "Боюсь стать Колей" (поездатая история), в которой есть юмор, легко узнаваемые типажи, наблюдения за людьми.



Павел Ващилин, получивший возможность проявить себя на родной сцене как режиссер, обратился к Ивану Андрееву с просьбой написать абсурдистский текст. Павел рассказал, что в работе с Сергеем Юрским услышал от него: "Абсурд на сцене прежде всего - проявление нелепицы. Он помогает зрителю ощутить, что нелепо, и выбросить это из жизни".

Пьесу эту в готовом виде вы пока не найдете, она находится в процессе создания. Иными словами, Андреев и Ващилин "пишут" эту пьесу в тесном сотрудничестве, как я понимаю :) Павел начитан, талантливо вплетает известные цитаты, получается к месту и с юмором. На репетициях планировали одно, а в день показа сыграли что-то новое, что потребовало от артистов особых усилий. Результат стоил того!

Более того, Павел сам хотел сыграть одну из ролей, но затем решил, что разрываться невозможно, и смотрел со стороны как постановщик. Его мечта - создать спектакль про людей, без социальных проблем, для новогоднего или рождественского вечера в театре.

Итак, номер в отеле, семейная пара среднего возраста решила устроить себе праздник в канун Нового года, а за стенкой оказалась молодая семейная пара, которая пришла к гости к соседям.
Ситуация парадоксальная сама по себе - в отелях люди обычно уединяются.



Поначалу текст проговаривается нарочито театрально, неестественно, артисты принимают эмоционально окрашенные позы, скульптурные, словно зритель смотрит комикс. Получилось театральное хулиганство :) Артисты отрывались на сцене, как могли, что ошеломило сразу.



Хореограф Михаил Колегов вдохновил артистов на такие кульбиты, что пришлось за них переживать :) В спектакль приглашены двое студентов ШС МХАТ, курс Марины Брусникиной и Сергея Щедрина - Илья Козырев и Елизавета Орлова. Илью уже видела в "Новой Оптимистической", он меня поразил, я не ожидала, что он студент, настолько талантливо он сыграл на большой сцене. Здесь он выдавал почти балетные партии :)



Так же замечательно сыграла и Елизавета Орлова. Режиссер поставил всем артистам задачу буквально раскачивать эмоции героев. Молодые ребята справились с этим заданием отлично! Ничего не боялись, отважно "ломали" свои тела ради Театра, интонации меняли с космической скоростью!



Янина Колесниченко и Георгий Ковалев пластически не отставали от студентов, при этом опыт и мастерство отточили их актерскую игру. Произнося стереотипные фразы, присущие многим современным людям (автор и в этот раз показал свое умение подсматривать характерные особенности окружающих), они интонировали точно и смешно. Зрители то и дело взрывались от хохота.



Павел очень точно подобрал музыку к спектаклю. Она звучала практически постоянно, задавая ритм и характер атмосферы. Поначалу мелодия создавала ауру таинственности, предвкушения сложных событий, а ближе к финалу артисты исполнили арию из известного мюзикла "Звуки музыки", что было неожиданно, но на удивление к месту.



Всегда интересно, когда талантливый артист, сыгравший во многих спектаклях, набравший опыт работы с разными гениальными режиссерами, берется сам ставить спектакль. Познавший изнутри актерскую игру режиссер позволяет артистам показать себя во всей красе. Четверо артистов отрывались на всю катушку, кажется, получая удовольствие от такой "безнаказанности" :)



Ритм действия постоянно менялся, то затихая, то снова возбуждаясь. Узнаваемые детали вызывали смех.



Однако зритель приходит в театр за разными эмоциями, он хочет и смеяться, и плакать.



Янина Колесниченко в финале спектакля произнесла монолог женщины, которая на словах мужа своего не любит, тем пронзительнее звучали её высказывания, из которых стало понятно - любит. Слезы на глазах актрисы были неподдельные. Янина вывела спектакль на необычайную высоту "печаль моя светла".

Спектакль собирался буквально на коленке, костюмы из подбора, но художник Сергей Рябов сумел даже в таких жестких условиях сделать красивую картинку.

Неожиданные повороты, визуальная красота, пластичность и музыкальность артистов, остроумно подобранная музыка, поэтичность отношений, даже приземленная, сделали спектакль смотрибельным, очень зрительским. Спектакль для отдыха, для семейных пар, которым будет над чем задуматься, увидеть нелепицу в своих отношениях, смотрясь в это "кривое зеркало", и избавиться от шелухи, следуя совету Сергея Юрского.

После спектакля все остались на обсуждение. Говорили тепло, с радостью. Из замечаний было пожелание отточить текст, впустить в него большое боли :) Борис Берман сказал, что текст написан счастливым человеком :)



По лицам зрителей было понятно, что спектакль понравился, после него долгое послевкусие и продолжительное желание улыбаться. Даже сотрудники театра улыбались :)



Держу теперь кулачки за то, чтобы этот спектакль отобрали для постановки в МХТ. Хотя на обсуждении высказался Олег Карлсон, продюсер театра "Пространство Внутри", сказал, что если не возьмет МХТ, то он приглашает Павла Ващилина с этим спектаклем к себе :) Надеюсь, что родная сцена все-таки примет СВОЕГО режиссера, а "Внутри" Павел поставит что-то новое, он - фейерверк идей :)



Театровед Павел Руднев, ведущий обсуждение

В комментариях - две части продолжительных поклонов, зрители не отпускали создателей спектакля, а также начало "пресс-конференции", Павел Руднев представляет всех, кто работал над спектаклем, и частично обсуждение.



Автор пьесы Иван Андреев





А я пожалела, что так и не выбралась на спектакли курса Марины Брусникиной и Сергея Щедрина, появилось желание после того, как увидела Илью Козырева, посмотреть на весь курс.
Очень талантливые ребята, очень! Уверена, мы о них ещё услышим.

Спасибо огромное всем, кто причастен к этому спектаклю! И удачи!


Театр 22-23, Театр, МХТ

Previous post Next post
Up