"Превращение", реж. Йозуа Рёзинг, Симоновская сцена Театра им. Вахтангова

Jun 02, 2023 14:35

Спектакль поставлен по повести Франца Кафки "Превращение". Главный герой Грегор Замза, коммивояжер, живет в квартире вместе с отцом, матерью и младшей сестрой Гретой. Грегор - единственный кормилец в семье, он должен выплачивать долги родителей, мечтает оплатить учебу Греты в консерватории и хочет объявить об этом на Рождество в качестве подарка любимой сестре. О своих желаниях он не говорит, из чего видно, что он из числа тех, кто жертвует своими интересами ради дорогих ему людей. Насколько же он дорог тем, кого содержит?
Фантастическое событие обнажает истинные чувства героев. Считается, что искусство - всегда про любовь. Всегда ли?



Фото Марина Айрянц

Заходя в зал, зрители видели стеклянный шкаф-витрину, в которой неподвижно стоял артист Владислав Демченко. Возле витрины стояла музейная табличка "Грегор Замза" и типичные для музеев ограждения с красными шнурами с проходом для зрителей, которые поднимались к своим местам. После третьего звонка один из артистов закрыл дверь в зал и замкнул ограждение, таким образом обозначив границу между происходящим на сцене и наблюдателями.

Началась фантасмагория, кажущееся бредом действие.

Однажды утром Грегор обнаружил, что превратился в насекомое. Чтобы зритель поверил в происходящее, артисты "хора" из четырех человек на разный лад повторили текст с описанием события и нового тела Грегора.

Дальнейшее обнажило суть отношений в семье.

Мать поначалу шокирована новым обликом сына, но отвращение к нему перевешивает материнский инстинкт.

Отец в гневе: главный добытчик в семье более не способен работать и содержать родных, так что отцу снова придется искать работу. В отчаянии, в приступе гнева отец ранит сына, закидывая его яблоками.

Сестра сначала проявляет милосердие по отношению к брату, единственная приносит ему хоть какую-то еду, убирается в его комнате, но постепенно её сочувствие к брату сходит на нет и заменяется раздражением. Необходимость заботиться о брате, который раньше обеспечивал существование семьи, а теперь беспомощен и нуждается в уходе, вызывает у неё озлобление.

Человек, который трудился на благо семьи, позволяя родным паразитировать, теперь сам превратился в паразита. Если у Грегора не было претензий к родным, которых он содержал, он даже испытывал чувство вины, что оставил родных без средств к существованию, то родные, в один миг поменявшие статус, которым нужно теперь заботиться и о нем, и о себе, проявляют бездушие и жестокость.

Треугольник Карпмана во всей красе: Спаситель-Жертва-Преследователь/Агрессор.

В финале становится понятным, кто будет следующей Жертвой/Спасителем в этом семейном треугольнике.

Сценическое пространство небольшое, тем интереснее его обыграл художник-постановщик Максим Обрезков, человек талантливый и умеющий оформить действие предметами, вызывающими подсознательные ассоциации и эмоции. Все герои спектакля одеты в стильные черные костюмы. Из декораций - стеклянная витрина, в которой сначала находится один Грегор, а в финале спектакля оказываются члены его семьи. Есть ещё светлая комната тоже за стеклом - паноктикум, в котором оказываются герои, тюрьма, из которой им не выбраться.

Зрителя отгородили от действия в надежде, что он сделает свои выводы из увиденного и сможет быть вне подобных событий?

Редкий спектакль про нелюбовь, абсурдное событие обнажило реалии жизни не только этой семьи. Есть о чем задуматься каждому, ведь мы сталкиваемся как с проявлениями любви, так и с проявлениями нелюбви, страха, ненависти друг к другу.
И в то же время про любовь, про способность понять, принять и простить. Про души маленькие и душу большую.

Игра артистов - выше всяких похвал. Во время репетиций на первом этапе - читках - артисты, насколько я поняла, недоумевали, как можно из этого текста создать спектакль. С интересом прослушала рассказы артистов, которые репетировали этот спектакль. Не все артисты смогли дойти до выпуска спектакля. Тем более, что режиссер - немец, европеец, у них другая актерская школа. Во время репетиций шли беседы не только о "Превращении", но и на политические темы, т.к. Кафка рассказывает об одном абсурдном событии, повлекшим сложные открытия и поступки каждого члена семьи, но затрагивает гораздо более широкие понятия.

Спектакль и получился таким - и русским, и европейским одновременно. Пластика артистов, одновременно эмоциональность и отстраненность от текста, атмосферная музыка Тиса Мюнтера создают особую атмосферу.

image Click to view



Режиссер Йозуа Рёзинг родился в Германии, изучал режиссуру в театральной школе в Вене, его дипломный спектакль по роману Ф.И. Достоевского "Карамазов-Исповедь" был приглашен на театральный фестиваль.

Два спектакля он поставил в Санкт-Петербурге, третий - в Театра Вахтангова.

Режиссер для меня новый и незнакомый, тем удивительнее было обнаружить, что на его спектакль билеты заканчиваются быстро, зал был полон, по окончании спектакля были стоячие овации в течение долгого времени.

Результат такого соединения европейского театра, текста, философии с русской театральной школой и философией получился очень интересный.
Владислав Демченко меня потряс! Смотрела со 2 ряда, все эмоции на лице неподдельные - просто потрясающе!

Спектакль идет час сорок без антракта, зал небольшой и удобный, отовсюду хорошо видно и слышно.

Трейлер спектакля:

image Click to view


Театр 22-23, Театр, Театр им. Вахтангова

Previous post Next post
Up