(no subject)

May 25, 2023 17:05

Прочитала в ленте интересный пост о МИФИ от бывшего студента, вспомнила свое обучение в МЭИ, в частности, как на лекции В.А. Фабриканта, известного ученого, мы с подружками изучали журнал с фотографиями с бразильского карнавала. Её родители были дипломатами, привезли этот журнал из командировки, и красавицы-бразильянки нас интересовали больше, чем квантовое излучение. Фабрикант, в строгом синем костюме, белой рубашке и галстуке долго терпел наше отвлечение, потом сдержанно сказал: "Девицы, потише, пожалуйста". Было стыдно. Он был 1907 года рождения. Сейчас наша кафедра носит его имя.
Эту информацию узнала из Википедии. Там же увидела, что В.А. Фабрикант когда-то сформулировал принципы, адресованные авторам советских учебников. Сейчас очень актуально, мне кажется. Выделю два принципа, которые мне видятся важными не только для физики.
Дидактические принципы, которыми многие годы руководствовались авторы школьных учебников и которые ныне, в основном, утеряны, В. А. Фабрикант формулировал следующим образом:
- в образовании важен учёт принципа сохранения: увеличение объёма изучаемого материала приводит к снижению качества;
- начинать обучение физике нужно с изучения явлений, затем переходить к понятиям и их определению;
- необходимое условие для восприятия нового - чувство удивления;
- изучение предметов в школе должно соответствовать научному методу;
- гармоническое сочетание методов индукции и дедукции - обучение физике с использованием экспериментальных занятий;
- в преподавании важна верная оценка взаимоотношения физики и математики: «особо важным следует считать анализ границ применимости выводимых с помощью математики соотношений»;
- школьная физика должна не только обеспечивать учащихся научными знаниями, но и содействовать их интеллектуальному и творческому развитию.

Воспоминания

Previous post Next post
Up