Благодаря случаю - встретила в ЦДР Рината Ташимова на премьере Ирины Васьковской "Две сестры", узнала его новости, открыла новую театральную площадку, Малую сцену Театра им. Ермоловой.
Сначала посмотрела новый спектакль Рината как драматурга и режиссера "Форрест", теперь спектакль по его работе как драматурга - инсценировке книги «Ваши письма я храню под матрасом», составленной из писем Астрид Линдгрен и Сары Швардт.
В 1972 году 12-летняя Сара написала письмо известной писательнице с критикой артистов, сыгравших в фильме про Пеппи Длинный чулок, посчитав, что она роль Пеппи исполнила бы куда лучше.
Как ни странно, Линдгрен не только ответила на это задиристое письмо, но их переписка продлилась долгие 30 лет до самой смерти писательницы.
Ринат Ташимов сделал акцент на письмах Сары, а не Астрид. Казалось бы, надо цитировать известную писательницу, произведения которой популярны во всем мире уже много лет. Но нет. Из писем девочки-девушки-женщины вырисовывается Судьба. Какой бы она могла стать, если бы не внимание к шальной девчонке зрелого человека, позволившего девочке "быть увиденной"?
Актрису Анастасию Альмухаметову "превращают" в Пеппи Длинный чулок прямо на сцене. Актриса Светлана Головина (Астрид) осуществляет мечту Сары, заплетает ей косички из шикарных рыжих волос Анастасии, закручивает из них крючочки, как у Пеппи. И вот уже Настя-Сара-Пеппи рассказывает историю реальной девочки.
Когда у взрослой Сары попросили разрешения опубликовать письма Астрид Линдгрен, она не хотела доверять их переписку миру. Лишь в обмен на собственные письма, видимо, перечитав их уже взрослой женщиной, она разрешила это сделать, т.к. поняла, насколько важна их переписка для многих других девочек из разных стран, людей вообще.
Спектакль компактный, как по времени, так и по визуальному оформлению. Малая сцена, 3 ряда стульев вдоль стен, сцена открыта, без занавеса и театральных тайн. Зеркальный задник, в котором отражаются зрители - можно смотреть на сцену и видеть артистов, героев и себя среди них.
Четыре артиста, один мужчина за всех геров-мужчин (Андрей Попов), три женщины. Третья, Наташа Горбас, за всех героинь из текста. У неё прекрасный вокал!! Звук в спектакле играет особую роль. Похоже, режиссер Григорий Смирнов - музыкант.
Информации о нем в интернете не нашла вовсе, ссылки указывали на человека, который физиогномически не мог поставить этот спектакль. Ринат ответил на мой вопрос: "Это магистрант Виктора Рыжакова. Из Латвии."
Ну вот это ближе к ощущениям от этого спектакля.
Среди зрителей были подросшие подростки. Уже не дети, но ... жадно познающие мир люди с очень небольшим опытом знания жизни.
Кульминацией спектакля была сцена сильной боли героини. Спойлерить не буду. Подумала только о том, как разговаривать потом с ребятами возраста героини, которой пришлось такой момент пережить.
В первом письме Сара пишет, что боится темноты.
Спустя много лет, уже после смерти старшего друга, Сара напишет: "Я перестала бояться темноты".
Ком в горле. Четыре слова, в которых целая жизнь.
И уже Сара заплетает пеппиевы косички Астрид.
Удивительно, что Сара с Астрид переписывались 30 лет, но ни разу не встретились.
Удивительно, что взрослая известная женщина так честно отвечала незнакомой девочке.
Удивительно, сколько взаимного доверия и искренности в этом общении.
Астрид обещала юной Саре большую сумму денег, если та до 20 лет не станет курить и принимать наркотики. Сара отказалась.
В какой момент она вдруг вспомнит это обещание?
Как важно юному человеку, которого в семье не смогли научить "жить", жить безопасно, встретить такого Друга - чуткого, внимательного, мудрого, кто без назиданий и запретов сумеет заинтересовать ребенка четкими правилами жизни, могущими научить жить если не правильно, то хотя бы с радостью.
Удивительно, как сложилась судьба этой непутевой изначально девочки. Что бы с ней было, если бы не дурацкое письмо к известной писательнице??
Спектакль короткий, час двадцать, цены доступные. Публика, в основном, молодая. Однако на этом спектакле было больше взрослых женщин, которые в финале утирали слёзы. Откуда они узнали про этот спектакль, премьера которого состоялась не так давно? Что побудило их прийти на него??
Идея поставить спектакль по этой переписке принадлежит режиссеру. Я не смогла найти даже его фотографию, чтобы посмотреть в его глаза, чтобы понять, почему он взял эту женскую переписку в работу?
Не раз думала, как бы поставил этот текст сам Ринат Ташимов. Мне нравится, как он видит мир.
Георгий Смирнов для меня - режиссер аскетичный, скорее. Как будто он ищет себя вместе с этой героиней. Тем интереснее будет увидеть другие его работы - куда и зачем идет этот молодой человек, о чем он хочет говорить с другими.
На видео в комментарии слышно и видно, что зрители принимали спектакль горячо и с благодарностью. Это дорогого стоит.
Желаю спектаклю полных залов каждый раз: замечательно, что жизнь продолжается, что новые поколения задаются теми же вопросами, что и предыдущие, ищут ответы на вечные вопросы, на которые предки свои ответы нашли давным-давно, но опыт прежних поколений мало кого чему-то учит.