О том, как театр соединяет прошлое и настоящее

Mar 21, 2023 16:56

20 лет назад меня вдруг вдохновило что-то (или кто-то) купить билет в Учебный театр ШС МХАТ. В 2003 году выпускался курс Дмитрия Брусникина и Романа Козака. Оба были живы. Помню прекрасный спектакль "Академия смеха", который шел в Театре им. Пушкина, худруком которого был Роман Козак. Он же и поставил тонкий, виртуозный спектакль, в котором партнерами были Андрей Панин и Николай Фоменко.
Двое талантливых, ярких артистов и режиссеров вырастили прекрасный курс. Достаточно назвать имена Александр Матросов, Александра Урсуляк, Дарья Мороз, Сергей Лазарев, Мария Зорина, Дарья Калмыкова, Анастасия Скорик.
[Список выпускников]
Софья Ануфриева
Денис Баландин
Илья Барабанов
Алексей Воропанов
Мария Зорина
Дарья Калмыкова
Юрий Квятковский
Сергей Лазарев
Александр Матросов
Павел Мисаилов
Агния (Дарья) Мищенко
Дарья Мороз
Артем Назаров
Алена Райнер
Алексей Розин
Анастасия Скорик
Екатерина Соломатина
Александра Урсуляк
Алексей Черных
Варвара Шулятьева
Щедрин Сергей
Денис Ясик

Сидела я посередине 1 ряда, сцена в ШС МХАТ довольно высокая. На сцене - прекрасные молодые артисты. Пока никто из нас не знает, что ждет каждого впереди, широкой публике никто из них пока не известен.

Сашу Матросова выделила сразу. Он играл со всей юношеской страстностью, его герою верила абсолютно, переживала и за героя, и за артиста.

Понравилась и Мария Зорина с величественным королевским профилем. Но вообще все были хорошие, что говорить. После этого спектакля я так подсела на студентов-мхатовцев, что за этим выпуском последовало ещё 18 подряд, ходила потом в ШС МХАТ много лет и знала всех выпускников. Долгие годы была самым преданным зрителем Учебного театра ШС МХАТ, писала про ребят посты, разбирая подробно спектакль, как его увидела, писала про тех студентов, которых выделяла особо.

Но в 2003 году ещё не было интернета, соцсетей, ЖЖ я завела только в июле 2005 года, а потому записей о том курсе не осталось, фотографий и подавно, никто не снимал спектакли за отсутствием и телефонов с камерами, и фотоаппаратов.

Это уже позже все это появилось, я уже снимала студентов на память, и фотографии, и видео, и тексты писала большие, за что студенты были благодарны. Память осталась :)

Однако спектакль "Мизантроп" был настолько энергетически мощным, что память вместо фото хранит "кадры" того спектакля.
Вот Саша Матросов в черной майке или футболке с короткими рукавами, демонстрируя прекрасную физическую форму, буквально летает по сцене, иногда присаживаясь в метре от меня, что позволяло увидеть такие детали, которые запали на всю жизнь.
Вот Даша Мороз прижалась к черной неровной стене сцены, повернув голову вбок к зрителю, и такой пронзительный у неё взгляд, будто в будущее свое заглядывала.

Вот Мария Зорина ходит горделивой походкой, с прямой спиной, с царской осанкой.
Лет 8 назад на Чеховском фестивале я увидела её в очереди в гардероб. Подошла, поздоровалась. Она холодно посмотрела на меня - артисты устают от фамильярности незнакомых зрителей.

- Я помню вас в "Мизантропе", - сказала ей с улыбкой.

О, как изменилось её лицо :) В нем появилось тепло, благодарность и ностальгическая нежность.
В антракте я проходила мимо неё, мы встретились глазами, она снова заулыбалась.

А Сашу Матросова я приняла глубоко в душу. Это была смесь женского интереса, материнского участия и зрительского восхищения, преклонения перед талантом. И не важно, что тогда он был ещё неизвестен: я-то знала, что он будет великим русским артистом, поверила в него сразу же.

Спустя примерно год я купила билет на спектакль, который шел на малой сцене Театра им. Пушкина. Купила букет цветов. И написала письмо :) Тогда же не было соцсетей, куда мы все можем написать, что приходит в голову :) Письмо было от руки, бумажное, в конвертике.

На поклонах подошла, подарила цветы, шепнула на ухо то, что мне тогда казалось важным - для него. Такую благодарность за то, что он есть.

Потом мы немного общались уже в соцсетях. Он все помнил. Предлагал пригласительные на свои спектакли, говорит, если надо, сделаю. Но мне всегда было неловко, я стеснялась просить. Ведь это был уже не студент, а известный и популярный артист.

Но на спектакли его ходила.

Однажды пригласила на его спектакль свою подругу детства, девушку прагматичную и не совсем театральную. Места купила близко к сцене, был 2 ряд у прохода, самый центр. Перед спектаклем рассказала подруге историю, как я узнала Сашу Матросова. Мы выпили шампанского для настроения - в честь встречи и спектакля.

Вот начинается спектакль. Саша играл маргинала, пьющего персонажа.
Для начала он стоит в центре сцены, метрах в 3 от нас, чуть выше, и знакомит со своим героем зрителей.
Рассказывает, что ничего у него нет, типа, несчастный я парень и пр.

И вдруг моя подруга довольно громко в тишине зала произносит:
- Да ладно!

Саша это слышит, конечно же!
Но не раскололся :)
Вот что значит профессионализм :)
Секундная пауза. Ни один мускул не дрогнул в его лице. Хотя в глазах смешинка показалась :)
Однако он достойно выдержал провокацию :)

Это была не первая выходка моей подруги. Она так на спектакле "Док.тор" в Театре.Док меня тоже подставила. Дело было в подвале в Трехпрудном, крошечный зал, 2 ряда, мы сидим напротив двери, из которой выходят артисты. Прямо на нас двигался один из артистов, глядя прямо мне в глаза. Ирка моя толкнула меня в бок локтем и громким шепотом произнесла: "Смотри, он с тебя глаз не сводит" :) Это был ужас :) Я густо покраснела, благо, в темноте не видно было.
Артист тут же отвел глаза :)

Потом была ещё одна театральная история, после которой мы с ней и вовсе расстались. Театр оказался фильтром :)

Вчера на поклонах я подошла к Саше, протянула подарок и сказала коротко:
- Привет из времен "Мизантропа".
Саша живо отреагировал, оценил, поблагодарил. Одно слово, а так много значит для него.
И для меня :)

За 20 лет он возмужал. По-прежнему в отличной физической форме. Прекрасно поет. Его уважают режиссеры и любит публика. Он нежнейший отец. Он проехал по Америке, если мне не изменяет память, на мотоцикле. Много играет. В его глазах отражается его жизненный опыт.

А я помню, с чего все это начиналось. И из темноты зала посылала ему и женский интерес, и материнскую нежность, и зрительское восхищение. Смотрела на опытного артиста, а видела того юношу, пылкого и лучезарного.

Такой вот вчера для меня был чудесный вечер воспоминаний - и о спектакле "Добрый человек из Сезуана" на Таганке, который меня потряс, и смешного воспоминания из того же вечера, когда Семен Фарада был среди зрителей и показывал свое мужское восхищение молодыми зрительницами, в число которых и я попала, чем была немало смущена (мне было 19 лет, была домашняя девочка), и 20-летней давности воспоминаний о спектакле "Мизантроп" и артистах, ставших за прошедшие десятилетия известными.

UPD. Комментарий Александра под моим постом в ВК:
Спасибо огромное, Ольга, за Вашу столь горячую любовь к театру!
С ума сойти! 20 лет с выпуска! Эпоха!
И конечно же я помню, да как такое забудешь - "Да ладно!" из зала!

ШС МХАТ, Театр, Воспоминания

Previous post Next post
Up