"Тарас Бульба", реж. Николай Коляда, Коляда-театр

Jan 14, 2023 15:55

Вчера начались гастроли Коляда-театра в Москве. 2 года они не приезжали, постоянные зрители так соскучились, что случился аншлаг с приставными стульями, обнимашки тех, кто всегда приходит на спектакли Коляды и уже узнает друг друга в лицо.
Начало получилось брутальным и ошеломляющим. "Тарас Бульба", написанный Гоголем в 1835 году, оказался удивительно актуальным в 2023-м. Разборки с польскими ляхами, с турками-мусульманами, вопрос выбора, с кем ты - с родителями и Родиной или с любимым человеком, чем ты готов жертвовать ради своей цели, что такое предательство, почему в одной семье дети вырастают с разными принципами, готовые воевать друг с другом, что такое русское братство, до чего может довести человека желание мстить.



На сцене - казачье братство. Молодые артисты залихватски отплясывают гопака, посылая в зал мощную мужскую энергию. Топот множества ног, демонстративная сила обнаженных мускулистых торсов, периодическое гыканье втягивает зрителей в атмосферу разгульной вечеринки "как в последний час". Наблюдая за тем, как быстро агрессия одного увлекает за собой остальных, превращая людей в безжалостную толпу, в дикое войско, которое не думает, а повинуется диким же желаниям главаря, начинаешь понимать причины происходящего ныне. Пусть вместо сабель в руках артистов обычные половники - сверкают и устрашают они не меньше холодного оружия, потому что находятся в руках людей беспощадных.



Все знали, что трудно иметь дело с буйной и бранной толпой, известной под именем запорожского войска, которое в наружном своевольном неустройстве заключало устройство обдуманное для времени битвы. (Н.В. Гоголь)

Женщины в спектакле пассивны, послушны, тихи и почти незаметны. Мощный и крупный Тарас Бульба (Максим Тарасов) таскает тоненькую и легкую жену свою (Василина Маковцева) грубо и бесцеремонно, так что ей остается лишь подчиняться да оплакивать судьбу своих детей. Василина Маковцева и Тамара Зимина, играющая Старуху, - олицетворение материнства в этом спектакле. Их сцены наполнены болью за будущее. Женское предназначение - рожать, давать жизнь. Видеть, как мужчины жизни лишают, стремятся убивать, горько. Противостоять этому невозможно, силы не равны: дикий нрав Тараса подавляет волю.

Николай Коляда обладает талантом через ритм, точно подобранную музыку и коллективные слаженные движения, вводящие и артистов, и зрителей в гипнотический транс, показывать глубинные процессы, происходящие у зрителя в душе: из глубины прорастает страх, предчувствие беды, чувство стремительно разрастающейся и всепоглощающей агрессии. Она возникает сначала у одного героя, но, как зараза, распространяется на окружающих, и вот уже одурманенные алкоголем мужики готовы идти убивать, не думая о том, что и они погибнут. Жизнь теряет ценность.



Контрастом идет на смену агрессии сцена, в которой описывают красоты степей, песни птиц. В человеке соединяются прямо противоположные качества и чувства, одно другому не мешает, но и не помогает. Любовь не удерживает от ненависти, враждебная энергия встречается с подобной, множится, как в зеркалах, установленных друг напротив друга. Гоголь не дает рецепта, как избежать подобного, он констатирует факт.

Нет, братцы, так любить, как русская душа,- любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а... - сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей :ду­ма­ют толь­ко, что­бы при них были хлеб­ные сто­ги, скир­ды да кон­ные та­бу­ны их, да были бы целы в пог­ре­бах за­пе­ча­тан­ные меды их. Пе­ре­ни­ма­ют черт зна­ет ка­кие бу­су­ман­с­кие обы­ча­и; гну­ша­ют­ся язы­ком сво­им; свой с сво­им не хо­чет го­во­рить; свой сво­его про­да­ет, как про­да­ют без­душ­ную тварь на тор­го­вом рын­ке. Ми­лос­ть чу­жо­го ко­ро­ля, да и не ко­ро­ля, а пас­куд­ная ми­лос­ть поль­с­ко­го маг­на­та, ко­то­рый жел­тым че­бо­том сво­им бьет их в мор­ду, до­ро­же для них вся­ко­го брат­с­т­ва. Но у пос­лед­не­го под­лю­ки, ка­ков он ни ес­ть, хоть весь из­ва­лял­ся он в саже и в пок­лон­ни­чес­т­ве, есть и у то­го, брат­цы, кру­пи­ца рус­с­ко­го чув­с­т­ва. И прос­нет­ся оно ког­да-нибудь, и уда­рит­ся он, го­ре­мыч­ный, об полы ру­ка­ми, сх­ва­тит себя за го­ло­ву, прок­ляв­ши гром­ко под­лую жиз­нь сво­ю, го­то­вый му­ка­ми ис­ку­пить по­зор­ное де­ло. Пус­ть же зна­ют они все, что та­кое зна­чит в Рус­с­кой зем­ле то­ва­ри­щес­т­во! Уж если на то пош­ло, что­бы уми­рать, - так ни­ко­му ж из них не до­ве­дет­ся так уми­рать!.. Ни­ко­му, ни­ко­му!.. Не хва­тит у них на то мы­ши­ной на­ту­ры их! (Н.В. Гоголь)

Тарас Бульба швыряет свою жену, мать своих детей, из угла в угол, на глазах своих сыновей.
Смотрят они на это, Андрий (Даниил Шулепин) ради красивой Панночки (Кристина Горбунова) предает отца, товарищей, Родину, - Коли человек влюбится, то он равно что подошва, которую, коли размочишь в воде, возьми согни - она и согнётся, а Остап (Иван Федчишин) погибает за страну от рук врага. Двое сыновей, одного Тарас убивает сам за предательство, второй погибает в плену.

Тарас Бульба в исполнении Максима Тарасова - мощный, властный, грубый мужлан, лишь в редкие мгновения вспоминающий о том, что он человек. Его будто несет по жизни, ведет к смерти и его самого, и детей. Максим в этой роли вырос над собой, поразил меня такой силой.

Татьяну Бунькову в роли Колдуньи не узнала!!

Сценография придумана Валентиной Галиной. Стилизованные украинские коврики и вышиванки, соблазнительные наряды у Панночки - яркие детали, радующие глаз. От праздника к скорби, от жизни к смерти - качели судьбы лучше наблюдать со стороны.

Поначалу мешало ощущение, что вижу перед собой незнакомый мне театр, столько артистов новых появилось в труппе за последние годы. Новые молодые артисты уже натренированы Колядой. Однако сердце мое радовалось вдвойне, когда видела и слушала "старую гвардию". Столько важных моментов было пережито вместе с ними, что они родные, а новенькие пока - нет.

Впереди - трехнедельные на сей раз (с 13.01 по 03.02) гастроли колядовцев, 10 спектаклей у меня, буду знакомиться-открывать. Следующий Тарас - Антон Макушин, мощный по-своему. Думаю, другой состав поможет понять спектакль ещё лучше, будут другие грани.

Приходите смотреть и размышлять.



Коляда-театр, Театр 22-23, Театр

Previous post Next post
Up