Вчера начались гастроли Коляда-театра в Москве. 2 года они не приезжали, постоянные зрители так соскучились, что случился аншлаг с приставными стульями, обнимашки тех, кто всегда приходит на спектакли Коляды и уже узнает друг друга в лицо.
Начало получилось брутальным и ошеломляющим. "Тарас Бульба", написанный Гоголем в 1835 году, оказался удивительно актуальным в 2023-м. Разборки с польскими ляхами, с турками-мусульманами, вопрос выбора, с кем ты - с родителями и Родиной или с любимым человеком, чем ты готов жертвовать ради своей цели, что такое предательство, почему в одной семье дети вырастают с разными принципами, готовые воевать друг с другом, что такое русское братство, до чего может довести человека желание мстить.
На сцене - казачье братство. Молодые артисты залихватски отплясывают гопака, посылая в зал мощную мужскую энергию. Топот множества ног, демонстративная сила обнаженных мускулистых торсов, периодическое гыканье втягивает зрителей в атмосферу разгульной вечеринки "как в последний час". Наблюдая за тем, как быстро агрессия одного увлекает за собой остальных, превращая людей в безжалостную толпу, в дикое войско, которое не думает, а повинуется диким же желаниям главаря, начинаешь понимать причины происходящего ныне. Пусть вместо сабель в руках артистов обычные половники - сверкают и устрашают они не меньше холодного оружия, потому что находятся в руках людей беспощадных.
Все знали, что трудно иметь дело с буйной и бранной толпой, известной под именем запорожского войска, которое в наружном своевольном неустройстве заключало устройство обдуманное для времени битвы. (Н.В. Гоголь)
Женщины в спектакле пассивны, послушны, тихи и почти незаметны. Мощный и крупный Тарас Бульба (Максим Тарасов) таскает тоненькую и легкую жену свою (Василина Маковцева) грубо и бесцеремонно, так что ей остается лишь подчиняться да оплакивать судьбу своих детей. Василина Маковцева и Тамара Зимина, играющая Старуху, - олицетворение материнства в этом спектакле. Их сцены наполнены болью за будущее. Женское предназначение - рожать, давать жизнь. Видеть, как мужчины жизни лишают, стремятся убивать, горько. Противостоять этому невозможно, силы не равны: дикий нрав Тараса подавляет волю.
Николай Коляда обладает талантом через ритм, точно подобранную музыку и коллективные слаженные движения, вводящие и артистов, и зрителей в гипнотический транс, показывать глубинные процессы, происходящие у зрителя в душе: из глубины прорастает страх, предчувствие беды, чувство стремительно разрастающейся и всепоглощающей агрессии. Она возникает сначала у одного героя, но, как зараза, распространяется на окружающих, и вот уже одурманенные алкоголем мужики готовы идти убивать, не думая о том, что и они погибнут. Жизнь теряет ценность.
Контрастом идет на смену агрессии сцена, в которой описывают красоты степей, песни птиц. В человеке соединяются прямо противоположные качества и чувства, одно другому не мешает, но и не помогает. Любовь не удерживает от ненависти, враждебная энергия встречается с подобной, множится, как в зеркалах, установленных друг напротив друга. Гоголь не дает рецепта, как избежать подобного, он констатирует факт.
Нет, братцы, так любить, как русская душа,- любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а... - сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей :думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусуманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их! (Н.В. Гоголь)
Тарас Бульба швыряет свою жену, мать своих детей, из угла в угол, на глазах своих сыновей.
Смотрят они на это, Андрий (Даниил Шулепин) ради красивой Панночки (Кристина Горбунова) предает отца, товарищей, Родину, - Коли человек влюбится, то он равно что подошва, которую, коли размочишь в воде, возьми согни - она и согнётся, а Остап (Иван Федчишин) погибает за страну от рук врага. Двое сыновей, одного Тарас убивает сам за предательство, второй погибает в плену.
Тарас Бульба в исполнении Максима Тарасова - мощный, властный, грубый мужлан, лишь в редкие мгновения вспоминающий о том, что он человек. Его будто несет по жизни, ведет к смерти и его самого, и детей. Максим в этой роли вырос над собой, поразил меня такой силой.
Татьяну Бунькову в роли Колдуньи не узнала!!
Сценография придумана Валентиной Галиной. Стилизованные украинские коврики и вышиванки, соблазнительные наряды у Панночки - яркие детали, радующие глаз. От праздника к скорби, от жизни к смерти - качели судьбы лучше наблюдать со стороны.
Поначалу мешало ощущение, что вижу перед собой незнакомый мне театр, столько артистов новых появилось в труппе за последние годы. Новые молодые артисты уже натренированы Колядой. Однако сердце мое радовалось вдвойне, когда видела и слушала "старую гвардию". Столько важных моментов было пережито вместе с ними, что они родные, а новенькие пока - нет.
Впереди - трехнедельные на сей раз (с 13.01 по 03.02) гастроли колядовцев, 10 спектаклей у меня, буду знакомиться-открывать. Следующий Тарас - Антон Макушин, мощный по-своему. Думаю, другой состав поможет понять спектакль ещё лучше, будут другие грани.
Приходите смотреть и размышлять.