"Летели качели", реж. Марфа Горвиц, Театр "Практика"

Mar 04, 2019 08:55

В "Практике" состоялась премьера спектакля по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика "Летели качели", главный герой которой вырос на песнях группы "Гражданская оборона" и Егора Летова. Название спектакля повторяет название одной из песен Летова.
Никогда не являлась поклонницей этой группы и этого автора, о его творчестве имею смутное представление, несмотря на то, что его именем недавно предлагали назвать Омский аэропорт. Но после спектакля прочитала в Википедии про него: его называют патриархом русского панк-рока.
Летели качели
Без пассажиров
Без постороннего усилия
Сами по себе...
Егор Летов
Как ни странно, в спектакле не прозвучало ни одной песни Летова. Спектакль получился тихий, спокойный, несмотря на события, в нем происходящие. Внимание и уважение к тексту, написанному живым современным языком, побуждает зрителя слушать и слышать, о чем говорят герои. Зритель становится свидетелем диалогов, постепенно превращаясь в соучастника происходящего, молчаливого собеседника, который присутствует на исповеди каждого героя пьесы. Ничто не отвлекает от слова - нет театральных декораций, только столы и стулья, место действия обозначают титры на заднике сцены (художник Ксения Перетрухина), нет музыки, хореографии, танцев (режиссер по пластике Ирина Га), изобразительные средства весьма сдержаны, одежда неброская, что-то главный герой носит с собой в походной сумке и вынимает оттуда нужный предмет одежды (художник по костюмам Шифра Каждан), ненавязчивый свет (художник по свету Сергей Васильев), практически нет посторонних звуков (саунддизайнер Дмитрий Власик). Отсутствие сильных театральных эмоций усиливает концентрацию внимания на словах. Обыденность бесстрастных диалогов побуждает задумываться о том, что стоит за словами, домысливать эмоции героев, проживать чужие чувства как свои. Неожиданно именно это вызывает ком в горле, так что по дороге к метро хочется расплакаться в голос.



Главный герой Стас (Антон Кузнецов) - мужчина четверого десятка жизни, женат, двое детей, знакомится с 16-летней школьницей Ксенией (Маша Лапшина) в интернете. Встречаются в кафе, разговаривают. Обычный мужчина, обычная девушка. Ему нужен секс. А что нужно ей, выясняется не сразу.

Она хочет, чтобы он её задушил и в лесу закопал.

Ещё есть Женщина (Ольга Лапшина), образ которой для Стаса будто навязчивый, он видит эту Женщину повсюду - работницей кафе, уборщицей в больнице, матерью Ксении.

Родство Ольги и Маши Лапшиных (мама и дочь) в жизни добавляет смысла, потому что веришь абсолютно. Оля - прекрасная актриса, которой подвластно всё, но с Машей на сцене у них особая связь, которая расширяет рамки спектакля.

Реальность повествования разбавляется воспоминаниями о прошлом, иррациональным общением друг с другом: то ужасаешься услышанному, сочувствуя Стасу, то смеёшься вместе со всеми над парадоксами происходящего.

Антон Кузнецов рассказывает историю Стаса от первого лица, штрихами обозначает его путь извилистый, как будто рисует дорожку следов на снегу от пьяного человека, шатающегося то в одну сторону, то в другую. Неприкаянный. Недолюбленный. Ни к кому не привязанный. Никого не любящий. Разрушенный внутри, с разорванной на лоскутки душой. Разрушающий снаружи - семью, ставшую безразличной жену, ненавистного отца, сданного им в хоспис, Ксению, которую попытался задушить по её просьбе, да не справившийся и с этим.

Повествование идет в одной тональности. Неспешно. Как разговор на кухне или в купе, когда один человек произносит монолог, а второй просто слушает.

Час двадцать присутствия рядом со Стасом, человеком поколения потерянных людей, не знающих, как надо поступать, чтобы жить счастливо, которым кажется, что жизнь заканчивается у кого-то, кроме них самих, да и ценность жизни невелика, как у кошек с их 9-тью жизнями: одна не получилась, переживешь набело другую.

А что же с Ксенией? Раскрывать секрет не стану, спойлер в этой пьесе страшный, кто захочет, сходит посмотреть спектакль.

Трагическая история обычных людей.

Актеры на роли подобраны удивительно точно. Антон Кузнецов, актер густых мазков, яркий, эмоциональный, сатириконовский, нарисовал своего Стаса в стиле паунтализма, точками, которые складываются в понятный образ.
Маша Лапшина, маленькая, хрупкая юная актриса, студентка-дипломница ШС МХАТ (Мастерская Дмитрия Брусникина), изобразила Ксению мягкими пастельными красками, прозрачными, тонкими.
Ольга Лапшина, напротив, густыми линиями графично начертила всех героинь, создала четкий образ Женщины, очевидно, Матери всех героев подряд, замотанной работой, пытающейся найти заработок, которой не до детей, не до мужа, да и не до себя.
Жена Стаса (Мария Рыщенкова) - набросок к картине, эскиз человека, то выгоняющая мужа, то зовущая обратно, без характера, вязкая, неопределенная.

Несчастливые люди.

Стас. Тут так всегда получается, что начинаешь рассказывать о Летове, а говоришь, в итоге, почему-то о себе. Может быть, потому, что Летов - это слишком обширное что-то, трудно обнимаемое. Пытаешься как-то формулировать то, что понял, а выходит, что ухватил какой-то свой кусочек общего мифа и с ним и носишься. У каждого Летов собственный. Так вот он был устроен, что в сети ума не попадался никогда - и не попадается до сих пор. Можно, конечно, начать что-то такое в том духе, что родился, учился, жил, играл, пел, писал стихи, употреблял всякое, будоражил сердца и умы, но всё это как попытки путешествовать пешком по политической карте мира. Одно время я считал, что Летов - это мой учитель. Но чему я, в конце концов, научился? Как не понимал ничего, так и продолжаю не понимать. А иллюзия того, что я что-то такое взял и держу, какое-то знамя тотального прозрения, давно уже выветрилась. Осталась, наверное, любовь. Уже просто к человеку. Хотя что это был за человек? Вряд ли кто-нибудь сможет утверждать, что знает. Страшный ли, великий ли, гениальный или же удачно таковым притворяющийся - я не знаю. Я про себя ничего толком сказать не могу, что уж говорить про Летова.
К. Стешик

Спектакль об экзистенциальном одиночестве человека, о невозможности найти взаимное понимание с другим, если человек толком даже себя не понимает.

После спектакля даже говорить ни с кем не хотелось. Хотелось вслед за Стасом открыть бутылку виски и забыться.

Актерские работы выше всяких похвал. Антон Кузнецов в этой роли меня потряс. Ольга Лапшина - удивительного таланта актриса. Какие она находит интонации для своих героинь, всегда поражаюсь. Благодарна ей за приглашение на премьеру - зал быт забит битком, я на приставном стуле в числе тех, кому ещё повезло, потому что несколько девушек сидели на подушках на приступочках, а кто-то сидел на выступе у стены.

Поклоны

image Click to view



Ставшее необходимым UPD. Поэтому выделенным шрифтом.
За малое время после спектакля переговорила с разными людьми - кто смотрел, кто участвовал в постановке. Считаю важным дополнить "рецензию" размышлениями.

Эту пьесу называют депрессивной. Она страшная, да.
Кто-то сначала не был готов в ней играть. Кто-то ответил мне: "Хорошо, что зашло".
Я уже взрослый человек. У меня тоже были суицидальные мысли. Я прошла через черные моменты жизни. Хотя со стороны кажется, что я как сыр в масле катаюсь.
НЕТ!

В определенном возрасте - лет до 35, у каждого по-своему, у некоторых всю жизнь, - есть ощущение напрасности себя в этой жизни.
Мне моя мама в 10 лет (я осознаю, что этот пост читают чужие люди, готовые меня обсуждать на лавке перед подъездом, но я этого не боюсь уже) в сердцах крикнула: "И зачем я тебя только родила!" У неё уже был сын, мой старший брат.
Вот с тех пор суицид - наше всё. И попытки - робкие, но всё же - были.
Поэтому и "зашло".

Но я ... живу. У меня есть семья, сын, которого я очень люблю. И когда ему было 16, я слушала, не открыл ли он окно... И говорила, насколько он дорог мне. Потому что уже понимала, что нежелание жить - наверное, есть у каждого в какой-то момент. И удерживает любовь. Знание, что ты умрешь, а кому-то будет невыносимо от этого.

Ценность жизни порой определяется мнением, оценкой со стороны, другими.

Моя школьная подруга, дочь пьющих-зависимых родителей и сама пьющая, примерно в 20 лет позвонила мне: "Оля, я выпила снотворное и бутылку водки". Я тут же перезвонила её матери (они жили раздельно), чтобы та вызвала скорую и приехала к дочери с ключами. Спасли. Подруга прожила безрадостную жизнь и спилась, но тогда выжила. Осталась дочь.

Жизнь дается человеку, чтобы он выбрался из трагедии, одиночества.
Это только его право, обязанность, терра инкогнита и всякое такое.

Дорогие мои, МОЖНО ЖИТЬ В РАДОСТИ!
Это огромный труд. ОГРОМНЫЙ!!

Вот я смотрела вчера на сцену, видела Олю Лапшину, замечательную актрису и Человека.
Была когда-то на её вечере. Она весело говорила: "Я поступала в театральные вузы 20 раз!"
Я обалдела. 20 лет?
Нет. 5 лет в 4 вуза.
И она поступила.

Николай Коляда принял на свой актерский курс девочку - Настю Панькову - которую 5 лет перед этим никто не брал. И что? Играет у него в театре прекрасно, вводится на главные роли.

А Ксению (дочь) играла Маша Лапшина, дочь Ольги Лапшиной.

У Оли и её мужа Сергея Старостина, состоявшегося и известного музыканта, есть несомненный вокальный талант. Тут уж как дети не будут талантливые и петь хорошо? Вот смотрите - я собираюсь сделать пост про студенческий спектакль, где играет Маша, но раз уж пошла такая пьянка, то и сюда запощу, послушайте, как поет это крошечная девочка-подросток, это же МАХИНА! (Олечка, не перехваливаю, Маша не загордится, и я не глазливая совсем) .

image Click to view



Понимаете, тут дело не в физических данных. Не в глотке для пения. Не в трудолюбии. Не в таланте, данном от Бога. Хотя это все тоже.

Это - ребенок, выросший в Любви.

Не всем так везёт. Мне вот так мама крикнула. Хотя она меня тоже любила, конечно.
Любила как могла. Как умела. Как научили. Как сама получила.
Это эстафета.

И это СТРАШНО, когда маме не до ребенка.
Когда нет мужа. Нет денег. Надо пахать на всех доступных работах - в кафе "Весна", в доме престарелых, уборщицей на заводе.
Поверьте, я и уборщицей работала, когда сын в 90-е был крохой и инфляция, и черте-что со страной и с будущим, и веры в лучшее нет.

Зачем все пишу? Тороплюсь успеть, чтобы кто-то заглянувший случайно, прочитал.

Я выжила.
Живу.
И нахожу радость в каждом дне. И всем неформально этого желаю.

МОЖНО! МОЖНО ВЫБРАТЬСЯ ИЗ ЭТОЙ ЧЕРНОЙ ДЕПРЕССИИ И ЖИТЬ С РАДОСТЬЮ!
Простите за капслок и другие выделения, я сама этого не люблю и обычно не употребляю.

Дорогие мои.
Вот этот спектакль - он не про депрессию. Не про черноту. Не про безнадегу.
Это не последняя капля, как мне сейчас написали, типа, кто травится таблетками, тот посмотрит и всё, уйдет из жизни.

Вот пожалуйста, верьте в СЕБЯ ЛУЧШЕГО!!

Не надейтесь, что придет кто-то и исполнит ваше желание.

Ксения просила сделать за неё страшное - убить её.
Стас не смог.
Казалось бы, не получилось - живи.

Но Стас на её похоронах разговаривает с её мамой, которая осталась одна. Была одна у родителей. И теперь снова одна. Потеряла дочь. И становится понятным, почему Ксения повесилась.

Потому что любовь - это ДЕЙСТВИЕ. А бездействие воспринимается как нелюбовь.

Спектакль не про то, что выхода нет. Что мы все умрем.
Да, мы все умрем.

Но опускать руки, смиряться - НЕЛЬЗЯ, надо жить.

Летов, не Летов. Я прочитала его стихотворение "Летели качели" до конца, все сюда постить не стала, ибо длинное, кто будет читать, кому надо? Бред, простите. Наркоманский бред человека, который не научился - взрослый ведь дядька был, когда умер, - находить вокруг радость.

А она есть.

Страшное. Муть. Дым. Туман. Пьяный бред. Сумасшествие. Насилие. Смерть.

Всё это - есть. В жизни это всё есть.

Твоя задача - раз уж ты родился, пришел в этот мир - найти себя счастливого.
Какой ты, когда ты счастлив?
Что ТЫ - ТЫ САМ - ГОТОВ ДЕЛАТЬ для СЕБЯ, для своего счастья?

Пойти посадить дерево или розовый куст, поливать, удобрять, чтобы увидеть, как на твою заботу и любовь откликается бессловесное, а значит, может и человек?

Или изменить свою фигуру, накачать пресс, красивые руки и ключицы, которые при свете свечи дают ощущение трогательности, притягательности.

Или выкормить из пипетки выброшенных новорожденных щенков, просыпаясь по будильнику каждые 2 часа, как это сделала тоже талантливая актриса Лена Лемешко, и этих щенят теперь ей нужно кому-то отдать, потому что у неё есть другие кошки и собаки и она не тянет такое количество, а других любящих сердец пока не находится.

СДЕЛАЙТЕ что-то для того, кому ещё хуже, чем вам.
И будет вам щастье.

Жизнь - это не результат. Это ПРОЦЕСС.

Длите, длите жизнь, ищите себя, СЕБЯ, я не того, кого видят другие вместо вас, сквозь вас.
Процесс обязательно ознаменуется результатом.
Просто - верьте в себя, в свои силы. Не в другого.
В себя.

А что именно Оля играет с Машей вот в ТАКИЕ "дочки-матери" - ИГРАЕТ, а не живет, - это именно в этом спектакле - несомненная удача.
Потому что именно знание, что Ольга своих детей вырастила в любви - вместе с мужем, их отцом, - отстраняет от ужаса, что выписанные Стешиком матери есть.

Осознание, что это - ИГРА, СПЕКТАКЛЬ - выстраивает дистанцию. И тогда можно не страдать, а ещё и думать, анализировать. И таким образом себя спасать.

Чувства нужно проживать. Отпускать накопленное в детстве горе признания себя ненужным, нелюбимым.
Но без разума мы все становимся животными.

Поэтому - думайте. Пожалуйста, думайте, что всегда есть другой выход.
Его просто надо увидеть.
А для этого нужно трудиться.

Берегите себя, пожалуйста. Юные и не очень - верьте в свои силы. Они есть. Они даны.
Просто чувствуйте, что они есть.

И любви вам. Не снаружи, а внутри.
Любите - себя, людей, мир.
Но прежде всего - себя.
Надевайте шапку, когда холодно.
Варите себе овсянку вместо энергетического напитка с бигмаком.
Примите теплую ароматную ванну, когда холодно и темно в декабре.
Позвольте себе поездку туда, куда давно хотели, но не с кем было.
Одиночество - не всегда сука.
Иной раз - спасение. Потому что именно в одиночестве есть возможность побыть наедине с самым близким, любящим и любимым человеком - с самим собой.

Обнимаю тебя, прочитавшего это дополнение, несмотря на капслок и жирный шрифт.

Как-то так.

А спектакль хороший. Важный.

Практика, Театр, Театр 18-19

Previous post Next post
Up