Тексты про сексуальность: причины, признаки и прочее

Sep 21, 2017 14:40

Оригинал взят у ajushka в Тексты про сексуальность: причины, признаки и прочее
Мой друг alienist_l поделился знаниями, полученными на семинаре, посвященном сексуальности. Разговор велся с врачами разных специальностей - психиатрами, гинекологами, урологами, поэтому в текстах используются специальные термины, однако общий смысл вполне понятен, да и тема из тех, которых волнуют практически каждого человека. Поэтому предлагаю уже опубликованные тексты вашему вниманию: если возникнет желание, давайте поговорим, ведь тема эта считается табуированной, однако именно поэтому есть непонимание между людьми в такой важной сфере, как сексуальные отношения.

Сама я часто общаюсь на очень личные темы с очень разными людьми, поэтому знания накопились довольно обширные, и хотя я не являюсь специалистом в данной теме, жизненных наблюдений хватает.
Если есть вопросы, задавайте, можно даже анонимно, я открою все анонимные комментарии для желающих на них ответить.
Надеюсь, и автор постов Василий, врач-психиатр, с интересом прочтет вопросы и захочет ответить на них.
Итак, его тексты со ссылками на первоисточник, где авторму можно задать интересующий вопрос.

Гендерное.

В конце июля в рамках служебной командировки мне довелось побывать на тренинге.Тренинг назывался "Консультирование подростков по вопросам сексуальности"
Тренинг проводился профессором-сексологом из Питера Федоровой Анной Игоревной и профессором кафедры подростковой медицины Кришталь Татьяной Юрьевной.
Скажу,что это было очень интересно и получен очень большой,массивный объем информации,который значительно расширил мои знания по этой теме, а по сути,скорее, сформировал их.
Приятно было видеть профессоров,которые по праву носят свое звание и не являются липовыми.
Для памяти и лучшего усвоения информации, а также для своих френдов и с надеждой на обсуждение, решил последовательно вывешивать информационные материалы этого тренинга.
Посты не будут иметь сколько-нибудь устойчивой структуры или порядка.Порядок будет хронологический,т.е. по дням самого тренинга.
Поскольку я печатаю очень быстро,мне удавалось в стенографическом стиле фиксировать почти все моменты тренинга,т.е. все те примеры,отступления от темы,неожиданные вопросы,свои собственные мысли и т.п. Словом все то,что часто остается за кадром любого тренинга, семинара, конференции.
И именно это кажется мне интересным.
Такие вот дела.. Начну излагать..наверное сегодня же:)) в следующем посте

Сексуальность.Начало.

Стоит в начале говорить о..начале тренинга.
Нас спросили: "Что вас интересует в данной теме?".Ответы были обобщены,убраны дубли и вывешены.Вот список интересующих тем:
-возраст сексуального дебюта.Моральные аспекты
-оптимальный возраст для вступления в сексуальные отношения.
-гомосексуализм
-сексуальные сценарии
-как говорить о сексуальных проблемах(какой должна быть речь врача?)
-сексуальное насилие и сексуальная жестокость
-мастурбация
-преждевременное психосексуальное развитие
-гендерные особенности консультирования(влияет ли пол консультанта на процесс консультирования.В особенности, если этот полы различаются)
- влияние аборта на сексуальность девушки
-как говорить о сексе(рекомендации для подростков)

Говоря о своих реакциях, могу сказать следующее: меня удивил самый первый вопрос..Он был задан гинекологом в возрасте....ммм..примерно 50 лет..Удивил не сам по себе..Скорее,вызвала внутренний протест форма вопроса.Она была требовательной, отстраняющей и по сути требовала признать раннее занятие сексом неморальными, безнравственными. Размышляя дальше, могу сказать,что этим доктором секс в целом осмысливался как что-то плохое.
Одной из интересных тем в непосредственном консультационном поле был вопрос о лесбиянках.Вот какой аспект был затронут.
Случай из практики: на гинекологический плановый осмотр пришла девушка.Перед непосредственно осмотром доктор спросила,живет ли та половой жизнью.Девушка сказала, что да,но она лесбиянка и у нее постоянный половой партнер-девушка.Основным затруднением для доктора стал вопрос: стоит ли смотреть в зеркалах девушку? ведь лесбийские сексуальные контакты не предполагают введения члена во влагалище?
Однако необходимость разрешить этот вопрос (смотреть или не смотреть в зеркалах) напрямую была связана с необходимостью прямого расспроса девушки о подробностях ее сексуальной жизни.Т.е.: когда они с партнершей занимаются сексом,то как это происходит? Что там происходит? это только петтинг и оральные ласки?или это проникновение пальцев во влагалище? Нарушена ли девственность? были и ранее половые партнеры-мужчины? Во время половых контактов что-то проникало во влагалище?Используют ли партнеры фаллоимитатор? Ну и т.п. Только получив ответы на эти вопросы,можно было решить,стоит или не стоит смотреть в зеркалах девушку.
Нетрудно понять,что такая необходимость была очень трудна доктору и в итоге влагалищный осмотр не состоялся,т.к. доктор не задал вопросы.Кроме того,боялась нарушить девственную плеву,о наличии-отсутствии которой тоже не решилась спросить.
Одним словом, подобный случай и позволил сформулировать запрос на получение знаний о расспросе лесбиянок.Интересно здесь же упомянуть о том,что похожий вопрос о технике и порядке расспроса-осмотра мужчин, состоящих в гомосексуальных отношениях не возник.
Причин такого невозникновения очень много,однако я не буду фантазировать.Не возник,значит не возник.Однако сам факт считаю необходимым отметить.

Разумеется, никто из преподавателей не ринулся тут же отвечать на эти вопросы.Ответы на них будут получены в соответствующем месте семинара-тренинга. Далее началась лекционно-теоретическая часть,которая,впрочем, не носила такого академического характера.По форме это была интерактивная лекция с перерывами на кофе,вопросами с мест "по ходу", лирическими отступлениями, примерами из практики,неожиданными вопрсоами лекторов к слушателям и т.п.

Сексуальность.Биологические основы.

Сексуальность состоит из:
1.Прокреация(деторождение)
2.Рекреация(разрядка полового напряжения,чувственное напряжение)

Не нужно путать это разделение с целями полового акта. О них будет позже.Здесь же речь идет о непосредственном разделении сексуальности как биологического объекта. Подобно тому,как какой-нибудь вид животного имеет два пола-мужской и женский.
Основные проявления нормальной сексуальности мужчин:
- половое влечение
-оргазм
-эрекция
-эякуляция

Здесь профессор сказала в принципе вполне себе обычную мысль,но мне она показалась несколько парадоксальной именно с биологической точки зрения. Если говорить о вышеприведенных биологических основах мужской сексуальности, можно легко видеть,что эти основы являются базисными функциям организма в разрезе сексуальности.
Далее мысли по ходу:Так вот,у меня в голове хранилось одно убеждение.Что,какие-то базовые,основные функции психики-ли, организма-ли являются очень устойчивыми,трудноустранимыми,а то и неустранимыми вовсе.Одним словом,чем базиснее,тем стабильнее.
Однако не так с эрекцией.Она является базисной,но и самой лабильной функцией.Это понятно на уровне не только эмпирическом,но даже на обычном бытовом.Однако с биологической точки зрения сочетания базисности и лабильности представляется мне необычным.

Нормальные проявления женской сексуальности:
-Половое влечение
-Оргазм
-Любрикация
-Эрогенная реактивность.

Мои выводы: (частично это мои мысли,частично слова Анны Игоревны,сказанные вскользь,без дальнейшего развития темы)
Как видим, картина отличается в последних двух пунктах.Однако не только в них.Отличие,например,состоит и в том,что у мужчины оргастичность и эякуляция тесно связаны и пребывают практически в нерасторжимом единстве.Да,конечно,бывает оргазм у мужчины без эякулята,однако не слышал об оргазме у мужчин без яэкуляции( с функциональной точки зрения это определенный порядок мышечных сокращений,выталкивающих эякулят из уретры).
У женщин же,в отличие от мужчин, нет такой жесткой связи между оргазмом и другими физиологическими процессами(любрикация, эрогенная реактивность).Поэтому считается,что рекреативная часть сексуальности у женщин достижима и без оргазма.

Далее был небольшой блок про женские и мужски эрогенные зоны.Обсуждалась эрогенная реактивность женщины, сравнение с мужчиной.Кстати, интересный вопрос- почему у мужчин не выделяется эрогенная реактивность в качестве биологической составляющей сексуальности?
Здесь был интересный момент в группе.В какой-то момент профессор остановилась и задала вопрос группе: "какие эрогенные зоны у мужчин?"..женщины промолчали..да и вообще группа как-то показалась мне застигнутой врасплох..Ответил уролог:)
"Эрогенные зоны мужчин располагаются по большей части в области наружных половых органов". И добавил,конкретизируя- член.мошонка, область паха в целом.Женщины промолчали. Ну ладно,можно это отнести к тому,что за мужчин отвечают мужчины.Типа,они лучше знают.Ок
Однако вопросы продолжались:) " а у женщин какие эрогенные зоны?". Интересно,что женщины..опять промолчали,хотя их было большинство.На всю нашу группу из 22 человек было...5 мужчин.Стали отвечать мужчины и тут же начали улыбаться:))
но не смущенно, а как-то..с особым смаком и удовольствием перечисляя эрогенные зоны,чуть не срываясь уже в уменьшительно-ласкательные наименования.Момент тоже показательный,поэтому решил зафиксировать.
Однако в целом группой ответы были даны верные и можно было продолжать.
Оказывается, женские эрогенные зоны бывают первого и второго порядка. Воздействие на зоны первого порядка растормаживает и подготавливает зоны второго порядка,которые находятся в области наружных половых органов естественно.Это клитор, большие и малые половые губы, преддверие влагалища, само влагалище(хотя с ним отдельная штука происходит)
Таким образом прямая и непосредственная стимуляция зон второго уровня не приводит к сексуальному возбуждению и не запускаются те самые биологические механизмы сексуальности в виде эрогенной реактивности и любрикации(увлажнения).А ведь это биологически обуславливает обязательность и необходимость прелюдии, в ходе которой происходит активация зон первого порядка,что является необходимым условием для адекватного возбуждения зон второго порядка
Здесь у меня самого возник вопрос,который я не преминул задать профессору.Озвучивать я его не буду,он мне кажется очевидным из текста.У кого он возникнет-милости прошу в комменты,обсудим:)

Сексуальность.Биологические основы,продолжение

Итак,составляющие мужской сексуальности:
-нейрогуморальная
-психическая
-эрекционная
-эякуляторная

Составляющие женской сексуальности
-нейрогуморальная
-психическая
-генитосегментарная

Дальше был очень интересный блок,но на мой взгляд,самый недоказательный,противоречивый. Речь шла о так называемом половом центре в головном мозге,точнее в гипоталамусе. Я о таком центре ранее никогда не слышал,поэтому никак не могу прокомментировать достоверность этой информации.Однако было сказано вот что. В начале внутриутробного развития, в первом триместре беременности критическое значения имеет уровень андрогенов.Причем временное "окно", в котором этот уровень андрогенов очень важен-не очень продолжительное.И уровень андрогенов на этом этапе определяет половую идентификацию, а также направленность полового влечения.Повторяю,считается что временное окно очень небольшое и дальнейший,пусть даже очень большой уровень андрогенов у плода уже не имеет решающего значения в деле половой идентификации, в деле формирования этого полового центра.
Непосредственная реализация выглядит так: в принципе,известным в биологии является факт,что внутриутробное развитие плода женского пола-это магистральный путь организма.Он не требует структурной перестройки,не требует ничего особенного..развитие идет "как бы само по себе". И только когда в дело вмешиваются андрогены,начинается развитие организма по мужскому типу.Так вот, первое на что влияют появившиеся и растущие количеством андрогены это на этот самый половой центр.Они еще "не приступили" к формированию мужских половых органов и т.п.Это и логично,ведь,развивая мужчину,первое,что нужно заложить-это чтобы он ощущал сбея мужчиной,идентифицировал себя как мужчина.И дефицит гормонов на этом этапе как бы "оставляет" этот половой центр в женском состоянии.А дальше идет другой внутриутробный период,количество андрогенов уже достаточно,развивается мальчик со всеми правильно заложенными и сформированными половыми органами.Все ок.Только вот половой центр "говорит ему- "я девочка"
И такой парень ощущает себя женским полом.Одевается соответственно, стремится к женском у и т.п. или развивается так называемый "ядерный" гомосексуализм, ведь направлено влечение на мужчин
Такая вот теория.

Продолжая разговор о биологии,нельзя не коснуться гормонов и их влияния на сексуальность.Однако здесь я буду краток,т.к. медики в основном знают о влиянии гормонов,а немедикам объяснять основы и причины слишком долго,объемно и не входит в цели этого проекта
Так вот,основные гормоны,влияющие на сексуальность:
у мужчин: андрогены(тестостерон и пр.) и пролактин
у женщин: гестагены, эстрогены,андрогены,пролактин

Пролактин и у мужчин,и у женщин снижает либидо.Поскольку у женщин пролактин обеспечивает лактацию,то можно говорить о снижении либидо в этот период как о вполне вероятном феномене.Он,конечно,не обязателен.В конце концов на либидо(особенно у женщин) влияет не только пролактин. Вместе с тем профессор отдельно заявила,что они в клинике даже не начинают работу с женщиной,которая кормит и лактирует,если она обращается по поводу сексологических проблем.Ибо уровень пролактина смазывает картину и невозможно определить,истинная ли это проблема или она существует только под действием пролактина.Короче говоря, этот гормон вносит искажения в картину.
Андрогены и эстрогены в целом синергично(однонаправленно) действуют на либидо,активируя и повышая его.Только механизмы реализации этого повышения разные.Эстрогены в основном обеспечивают эрогенную реактивность и любрикацию,увлажняя влагалище,принимают участие в повышении кровенаполнения половых органов и т.п.
андрогены обеспечивают психическую сторону либидо.
Гестагены же в целом снижают либидо.Это важно,например,при применении КОКов и чисто гестагенных контрацептивов.

Однако это все частные, несистематизированные данные о гормональном влиянии.Гораздо лучше рассмотреть совокупное влияние гормонов как интегративный показатель общего развития.
В этом месте вводится термин женской и мужской сексуальности, сексуальной конституции.
Под сексуальной конститтуцией понимают то совокупное количество сексуальной энергии,которая достпна данному конкретному человеку.Соответственно этому вводится понятие сильной и слабой сексуальной конституции.
Оценивается она как интегративный показатель.
Но об этом позже.
мне же здесь хочется записать вопрос,который я задал по ходу лекции.Он не относился к этому этапу обучения,а к гораздо более позднему,однако приведу его здесь, т.к. он вскоре пригодится для иллюстрации одной мысли.

итак вопрос: порядок и правила консультирования пациенток с подавлением сексуальности и высокой соматизацией как последствием этого подавления.

Теперь вернемся к обсуждению женской сексуальности. Ее оценивают как интегративный показатель,оценивая следующие параметры:
возраст менархе, трохантерный индекс,тип оволосения.

Сексуальность.Продолжение

Итак,женская сексуальная конституция.Бывает слабой и сильной.Оценивается как интегративный показатель по следующим признакам:
-возраст менархе
-трохантерный индекс
-тип оволосения.

в этом месте слушатели оживились.Еще бы, каждый хочет услышать и..примерить на себя:)Но не только поэтому.
В целом эти показатели косвенным образом оценивают уровень эстрогенов и андрогенов у женщины. Так вот.
Ясно,что чем больше эстрогенов,тем в более молодом возрасте будет менархе(первые месячные,кто не знает)
Сейчас средний возраст менархе 10-11 лет.Соответственно,чем позже менархе,тем слабее сексуальная конституция
Трохантерный индекс-это соотношение длины тела и длины ноги от большого вертела бедренной кости(trohanter major) до подошвы.Здесь очень интересно.Чем больше эстрогенов,тем быстрее окостеневают эпифизы трубчатых костей(бедро,голень),соответственно закрываются раньше зоны роста и тем..короче ноги и сильнее уровень половой(сексуальной) конституции
Теперь о оволосении.Помните,мы говорили об андрогенах? О том,что они у женщины напрямую определяют либидо и половое влечение? так вот,высокий(для женщин) уровень андрогенов определяет и сильное либидо,а значит, и сильную половую конституцию.А что это означает на уровне тела? А то,что если много андрогенов,то значит будут...элементы оволосения по мужскому типу!!! т.е. будут волосы на ногах, на верхней губе.
А теперь давайте представим,какой получается женщина с сильной половой конституцией?:)
это небольшая,невысокая женщина с относительно короткими ногами,вероятно с широким тазом,с ранним началом менструальной функции и с небольшими явлениями андрогенизации,что побуждает ее..брить ноги,выщипывать брови и волоски на верхней губе
Как-то это не очень соответствует общепринятому экранному образу соблазнительной девушки.Ведь в моде сейчас длинноногие,стройные с узким тазом женщины,которые представляют собой...слабый тип сексуальной конституции!!!
понимаете,какая интересная штука получается именно с точки зрения сексуальности? Таким женщинам секс нужен в меньшей степени,такие женщины позже взрослеют, медленнее проходят через все этапы психосексуального развития и т.п.
Т.е. девушка со слабой половой конституцией может в 16 лет еще не задумываться даже о половой жизни, не хотеть ее как таковую.Она созреет позже.Однако на не уже начинает давить социум в виде подружек,одноклассников и т.п.Да и парни,которые с такими девушками встречаются(а они эталон красоты сейчас,помните?) ,тоже хотят уже....
Здесь еще надо сказать вот что.Что уровень сексуальности зависит не от колебаний уровня гормонов в разные фазы менструального цикла,а от их базисного уровня.Ясно,что в разные фазы уровень эстрогенов и гестагенов меняется,однако он никогда не падает ниже определенного уровня.вот этот базовый уровень и является основным для оценки силы/слабости половой конституции.

Лиричесое отступление профессора:)
Здесь же,в этом месте можно порассуждать о контрацептивах и об одном из вопросов,заданных в начале тренинга(помните их? они в первом посте серии). В каком возрасте правильней начинать заниматься сексом?
ответ уже очевиден,я думаю.Это зависит от сексуальной конституции.Если у девушки сильная конституция,то она созреет гормонально раньше и либидо будет ее "поддавливать" на скореейшее прохождение всех фаз сексуального развития.Такой девушке лучше будет наать сексуальную жизнь пораньше и разговоры с ней стоит заводить,точно зная этап ее психосексуального развития,чтобы дать наилучшие рекомендации,не побуждая при этом к беспорядочности и прочему.
Другой интересный момент,затронутый профессором-это влияние контрацептивов на либидо и на сексуальную конституцию
Итак, во всяком контрацептиве есть гестаген, введение которого в организм может приводить к снижению либидо.Если его дать девушке с сильной половой конституции(а контрацептивы даются в монотонном режиме), то весьма возможно снижение либидо.Это один из способов удержать девушку,отсрочить по времени получение коитального опыта,а также хорошая профилактика нежелательной беременности.
И совершенно другое действие контрацептивы могут оказать на девушку со слабой половой конституцией.подавление либидо у подростков с помощью КОКов часто приводит к несформированности полового влечения,его отсутствию и соответственно,не получается получить удовольствие от секса.Не формируется необходимая положительная психофизиологическая связь. Кроме того,постепенно формируются негативные психологические установки в отношении секса(хотят мужчины,но не я, нужно поддерживать миф о своей сексуальности).

Такие вот были интересные разговоры о сексуальной конституции.

Сексуальность.Продолжение

Далее добрались до основного, до этапов психосексуального развития
их три:
1. формирование полового самосознания(1-5 лет)
2. формирование стереотипа полоролевого поведения(5-12 лет)
3. Формирование психосексуальных ориентаций(12-26 лет)

1-й год жизни.Это период формирования и принятия телесности.Это формирование психосоматических связей. Как мать прикасается к нему,как контактирует с телом.Характерна тесная,малодифференцированная психосоматическая связь.По принципу,скорее,психосоматического единства.
Последствия сенсорной депривации-это высокий психосоматический индекс.
Здесь,видимо,следует пояснить,что такое психосоматический индекс и какое отношение это имеет к сексуальности.
Представьте себе маленького,годовалого ребенка.Как он взаимодействует с миром? Правильно,почти исключительно телесно. Посредством чего возникают эмоции, в дальнейшем закрепляются и осознаются?Первый этап этого процесса-это тоже тело.Т.е. всякие приятные чувства насыщения,облегчения,прикосновения и т.п. ребенок познает телом и ощущает им же.Таким образом формируется тесная связь между психикой и телом.Да она еще недифференцированна,однако само направление,характер связи уже установлено.Так вот,здесь имеет значение уровень,частота,доброжелательность телесных связей ибо именно таким образом закрепляются положительные псхиосоматические связи,что позднее приводит к принятию и одобрению своей телесности.Если мать редко,мало и недоброжелательно-устало контактирует с ребенком,то возникает два базовых отклонения.Первое-это неприятие собственной телесности.Второе-это общее ощущение,что только с помощью сильных сигналов тела можно привлечь внимание значимого близкого.Именно это и называется психосоматическим индексом.Чем более человек реагирует телом("заболевает") на различные стрессы, на лишение матерью значимых для ребенка благ, тем выше психосоматический индекс.

Какое отношение это все имеет к формированию сексуальности? Дело в том,что сенсорная депривация на первом году жизни часто закладывает неприятие своей телесности как чего-то позитивного,безопасного,приятного. А это дает о себе знать на этапе препубертата и пубертата,когда происходит интрапсихическое столкновение со своей телесностью и осознание желаний тела. Второй момент касаемый высокого психосоматического индекса в разрезе сексуальности имеет значение тоже.Здесь сложно сразу привести адекватный пример....мммм...все дело,видимо,в низкой дифференцированности такой связи.В итоге сексуальные по сути желания часто трансформируются в различные недифференцированные неприятные телесные ощущения.Неясный зуд, боли в низу живота и т.п. Лучше всего подобные ощущения иллюстрируют фразы типа "недоеб у тебя дорогая,раз внизу живота что-то болит,тянет,а по гинекологии все в порядке:)

В этом месте я как-то внутренне остановился и озадачился.Разговор и презентация были построены так,что описывали влияние и роль матери,а про отца не говорилось ничего. т.е. совершенно не освещена роль отца в формировании и развитии сексуальности у ребенка 1-го года жизни. Я задал вопрос и получил ответ: роль отца в этом периоде заключается в поддержке и тесной эмоциональной связи с матерью.Его непосредственное влияние на ребенка в этом возрасте не нужно(разумеется,не нужно с точки зрения формирования сексуальности)
Не могу ничего сказать по этому поводу аргументированно,но как-то я озадачился и...стало обидно:) Интересно,почему так и так ли это?

Отдельным блоком Анна Игоревна выделила следующее: для девочки 1-го года жизни важно интроецировать в себя удовлетворенное и удовлетворяющее ее тело матери.По сути это означает идентификацию с женской ролью на уровне телесности.
и вот это мне показалось очень важным, очень верным и вообще ценной мыслью.вот она биологическая основа живой телесности в психике и далее в сексе.Очень важно,чтобы девочка ощущала,что мать довольна,счастлива,когда кормит грудью,что она принимает свою роль и радуется ей.В принципе,в этом смысле важно любое прикосновение,любой телесный контакт женщины с ребенком.Довольна ли она негой тела после секса,или довольна она легкостью тела после бани или еще что-то, в принципе работает все.Ребенок интроецирует это ощущение и оно становится базовой моделью поведения,обращения со своим телом.
Но важен и второй компонент-ребенок интроецирует в себя то,что именно тело матери(тело! и тело ДРУГОГО) приносит ему удовлетворение.В этой точке зарождается много базисных установок,а в разрезе сексуальности важно то,что удовлетворение для себя можно получить посредством другого тела,чего-то вне тебя.
Понятно,что удовлетворенное тело матери-это основа положительной идентификации с женской ролью.
такое вот двунаправленное интроецирование показалось мне очень важным для формирования телесности и последующей сексуальности.

На сегодня хватит:)

секс, ссылки, Гендерное

Previous post Next post
Up