Спектакль поставлен по пьесе Григория Горина, который умеет из любой истории создать притчу. Джонатан Свифт, увидевший в своем воображении Гулливера, великанов, лилипутов, был священнослужителем, всё, что у него было, оставил в наследство душевнобольным, похоже, понимая, что происходит в душе, которая болит. Какой же дом построил такой Свифт в представлении Горина и Писарева?
На сцене - огромная перевернутая серая чашка, похожая на свод дождливого неба, люди, одетые в мрачные серые и коричневые одежды, которая вдруг вызвала ассоциации с 50-60-ми годами прошлого века, когда в Советском Союзе люди ходили в платьях и пальто столь массового производства, что казались серой массой, человеческим морем цвета шторма.
Дом Свифта наполнен героями его фантазий - два лилипута спорят, кто из них выше, есть великан, которому придется уменьшится до размеров человека, есть лапутянин, судья, епископ, губернатор, ученый, две прекрасные девушки, которые благородно и без ревности любят Джонатана. Отделить реальность от вымысла сложно, потому что в придуманных сценах отражается реальная жизнь, не важно, лилипуты рассуждают о любви или реальные люди.
Меня потрясла сцена, в которой констебль в исполнении Александра Матросова вдруг узнает, что во всех предыдущих жизнях он делал одно и то же - стоял на страже возле тюрьмы, где сидят много невинных людей. Он был настолько поражен этим открытием, что открывает двери тюрьмы и выпускает заключенных на волю.
Буквально за 10 минут до этого в антракте мы говорили с подругой о том, как важно менять что-то в своей жизни, не бояться выйти за рамки привычного, прислушаться к своему внутреннему голосу и внезапно для окружающих резко повернуть свою жизнь, пойти туда, где ты познаешь себя другого, обнаружить новые свои грани. Не важно, что о тебе подумают друзья и близкие, важно, что ты сам о себе думаешь, кем ощущаешь, на что способен.
Александра Матросова впервые увидела ещё студентом ШС МХАТ в 2003 и сразу была поражена силой его таланта, эмоциональностью, с какой он показывал своих героев. В этой сцене он сыграл маленького человека, этакий винтик в махине государства, который вдруг способен вырасти в того самого великана, способного на мужественный поступок, который дремал внутри много жизней подряд. Сумасшедший поступок дал ему ощущение силы, свободы, полета.
Во время действия спектакля не раз приходится отвечать себе на вопросы: что важнее, долг или любовь, как бы ты поступил по совести, а не по научению, в том или ином случае.
Евгений Писарев вместе с Гориным умудрился перевернуть вверх ногами не только чашку, но привычные истины, расширить внутреннее пространство человека. Иной психолог так не проведет человека по закоулкам души, как сделает это театр через образы, музыку, энергетику актеров.
Только что лилипут (Игорь Теплов), пытаясь зачерпнуть чая для любимой женщины, тонет в чашке, и вот уже его выплескивают из этой чашки на пол, спасая его тем самым от смерти. Всё в мире относительно, всё связано невидимыми узами.
Джонатан Свифт в исполнении Андрея Заводюка, находят в центре событий, молчит, будто наблюдает их со стороны - то ли создатель, то ли участник. Заговорит только к финалу пьесы, но зритель уже подготовлен к тому, чтобы услышать сказанное как обращенное лично к нему, как разговор глаза в глаза.
Как хорош Григорий Сиятвинда в роли великана Глюма!
Я смотрела на сцену, узнавала не только Александра Матросова-студента, но и студентов Антона Феоктистова, Игоря Теплова, Александра Дмитриева - каждого видела на сцене Учебного театра МХАТ в свое время, каждого отмечала как талантливого человека, так радостно видеть их на сцене театра взрослого, видеть, как они растут, набирают мастерства и опыта человеческого, который переплавляется в профессиональный.
Каждый раз, присутствуя на студенческих спектаклях, думаю о том, что ребята горят желанием играть, но не каждому будет предоставлена такая возможность, представляю, как увижу их состоявшимися актерами.
Помню, шла со студенческого спектакля к метро по Дмитровке, передо мной шел тот самый Александр Дмитриев, а я шла сзади и думала, что вот никто его пока не знает, а я уже знаю, что иду за талантливым актером, и он этого тоже не знает. К нему подошла девушка, спросила, где тут кафе АртеFAQ, которое теперь закрыто, и он сказал, что проводит и покажет, они перешли на другую сторону улицы уже вместе, беседуя о чем-то. Почему мне это запомнилось?
Спектакль получился, для меня лично, очень мужским спектаклем, не только по составу - на сцене было большое количество мужчин, - но и по восприятию. Горинский тонкий юмор, многослойные размышления о смысле жизни в маленьких притчах про каждого героя, трепетное уважительное отношение к женщине - всё это дало ощущение, будто случилась теплая доверительная беседа с умным, образованным, думающим и неравнодушным другом.
Кричала "браво" с последнего ряда балкона!
Спасибо моей подруге Катюшке за возможность посмотреть этот спектакль.
Click to view