"Бы", реж. Дмитрий Соколов, ЦСД, Екатеринбург

Jul 08, 2016 18:28



Будучи на премьере спектакля "Скажите, люди, куда идет этот поезд" по пьесе ученицы Коляды Ани Батуриной "Фронтовичка", который был показан в день юбилея Современника, познакомилась в "тусовке екатеринбуржцев" с Дмитрием Соколовым, который и рассказал, что 15 июня в ЦСД запланирована премьера спектакля "Бы" по его же пьесе с Тамарой Зиминой в главной роли. 15 июня у Тамары Зиминой день рождения. Конечно, я купила билет на этот спектакль, чтобы, как минимум, поздравить любимую актрису и с днем рождения, и с новой ролью. Считаю, что эта роль для Тамары - практически бенефис, настолько спектакль сросся с ней в моем представлении.
Посмотрела этот спектакль и во второй раз. Рассказывать о нем невозможно, если не спойлерить. Поначалу и молчала. Но всё-таки решила рассказать подробнее, потому что не так он прост, на мой взгляд, как кажется поначалу, во всяком случае, меня пронял.
Написанный мужчиной текст, производящий впечатление просчитанного, рассчитанного на успех, содержащий определенную долю шуток из разряда тех, которые кочуют по соцсетям и становятся мемами, узнаваемыми большинством и вызывающими смех. Однако этот мужской текст, написанный разумом в силу того, что мужчине не понять, что чувствует женщина, у которой есть не рожденные дети, странным образом отражает чувства несостоявшейся матери и показывает, что могли бы делать, думать её не рожденные сыновья.
Под катом - фотографии и 4 коротких ролика из спектакля без текста, где Тамара Зимина ничего не говорит, играет только музыка. Но даже в этих коротких этюдах видно, как меняется во времени её героиня.


Когда-то моя психотерапевт посоветовала мне придумать для не рожденного ребенка день рождения, возможную биографию, и представлять наше общение: по её словам, женщине дано столько материнского инстинкта, сколько беременностей у неё было, и если не каждая, в силу своих причин, закончилась рождением ребенка, то материнскую любовь надо отдавать все равно, только делать это не в отношении кошечек-собачек-подруг-друзей, а посылать тому, кому она и предназначалась. Та же психотерапевт сказала, что дети эти оттуда дарят своей матери свою любовь как ангелы. Можно в это верить, можно не верить. Однако именно поэтому спектакль "Бы" в меня попал, да и игра Тамары Зиминой делает этот спектакль острым, попадающим в сердце. Гениальная актриса.

Накануне своего 60-летия Надежда принимает в гостях своего сына Сержа... Сергея Анатольевича... Серого... Серёжу... Четверо актеров, четыре профессии, четыре характера. Одна мать. Одна обида на всех четверых: "Мама, ты не хочешь взглянуть правде в глаза". Судьба закольцевалась в одном из Сергеев: его мать отвела его девушку на аборт, так что уже и не понятно, был ли настоящий сын, настоящая его девушка, или этот аборт - единственный, но зеркально отраженный и превратившийся в бесконечную перспективу, уходящую в даль.

Что такое "правда"? От чего отворачивается героиня? Почему её сыновья чувствуют себя не любимыми, лишними? С чего начинается ощущение одиночества, непонимания, неприятия? Так ли уж виновата эта женщина с таким говорящим именем Надежда? Или она тоже жертва?

Вопросы, на которые ответы надо находить внутри себя, пьеса не дает оценок и советов.

Во второй просмотр рядом оказался польский артист, который плохо знает русский язык, а потому пытался расспросить меня, уже посмотревшую этот спектакль, про что он. Увидев на сцене фотографию молодой Тамары Зиминой, спросил, про неё ли спектакль. Не про неё, она всего лишь исполнительница. Как смогла, объяснила ему, что каждый "сын" показывает какую-то часть жизни героини. Что он понял сам из спектакля, спросить потом не удалось.

Безусловно, успех спектакля у зрителя обусловлен личностью Тамары Зиминой, которая Судьбу сыграет даже молча - в каждую свою роль она вкладывает свою душу, свой личный опыт, свои чувства. Очевидно, сама она свою героиню любит и жалеет, как может пожалеть женщина, прожившая сложную жизнь и не разучившаяся любить. Глаз не отвести от Тамары во время всего спектакля. Молодые актеры, не в обиду им всем сказано, всего лишь подыгрывают Зиминой, явно не проникнув в своих "сыновей", при том, что мне понравились оба состава. Короля делает свита. Здесь они делают Королеву.

Несмотря на некоторую снисходительность, которая проскальзывала в обсуждении зрителями этого спектакля, думаю, что у него будет успех зрительский и кассовый, т.к. все сложилось воедино: тема, близкая каждому - отношения между матерью и детьми, продуманный и рассчитанный на реакцию текст (недавно прочитала, что клише - потому и клише, что работают), музыкальное и световое сопровождение, нехитрые, но яркие декорации и костюмы, а главное, актерская и человеческая сущность Тамары Зиминой.

Дмитрий Соколов умеет грамотно представить результаты своего творчества. Накануне премьеры был фуршет с приглашенными из Москвы известными личностями, по окончании премьерного спектакля тоже состоялся фуршет, поздравления на фоне плаката с именами спонсоров. Все как-то очень по-столичному, не в духе бунтарского-пролетарского ЦСД. Но я считаю, что жизнь предоставляет разные возможности, в театр приходят за эмоциями, и не так важно, что тебя просчитали, важно, что произошло (или не произошло) в моей зрительской отдельно взятой душе. В моей душе на этом спектакле что-то произошло, за что создателям спасибо.

Режиссер Дмитрий Соколов представляет зрителям свой первый спектакль. Декорации в цветах светофора настраивают на ожидание чего-то яркого.




Появляется Тамара Зимина - Надежда. Праздничная, в роскошном белом наряде, молодая, красивая, на фоне собственной фотографии из юности, когда никто не знает, что ждет эту юную женщину дальше.




Она подходит к микрофону - молодая, ждущая любви, счастья женщина.










image Click to view



Следить за лицом Тамары - наслаждение. Она настолько кинематографична в этой роли!










Первый сын - стилист из Парижа Серж.

Александр Сысоев.
Каляся-маляся.












Павел Рыков.













image Click to view



Второй сын, Сергей Анатольевич.

Никита Борисов.










Алексей Романов.










image Click to view



Сын третий, Серый.

Константин Итунин.
















Страсти накаляются.







image Click to view



Александр Логинов, новый артист Коляда-театра, видела его пока только в этой роли.










Надежда по мере "продолжения праздника" постепенно снимает с себя аксессуары.
















В её лице уже нет надежды на лучшее. Жизнь требует расплаты по счетам.










Сын четвертый, Серёжа.
Антон Бутаков.



















Никита Борисов.




Финал. Тени сыновей: с кем она разговаривала всё это время? Кто же из Надежд умер, на похороны или на день рождения собирают деньги её подруги?













Декорации жизни Надежды сняты. Платье, украшения уже не нужны.




Праздник жизни закончился. Как и жизнь Надежды подходит к концу. В начале спектакля перед нами молодая красавица с блестящим будущим, в финале спектакля - уставшая, одинокая, несчастливая женщина со сложным прошлым.




Одна.




























На выходе каждому зрителю подарили именную вешалку "Бы": "Театр начинается с вешалки". Для кого-то режиссер расписался на ней. С почином, Дмитрий!




Пришел настоящий сын Тамары:)




Красавица:)




















Екатеринбург, ЦСД

Previous post Next post
Up