15 апреля 2016 года Театру "Современник" исполнилось 60 лет.
Этот юбилей "Современник" отметил премьерой спектакля "Скажите, люди, куда идет этот поезд..." по пьесе "Фронтовичка" ученицы Николая Коляды Анны Батуриной, поставленного режиссером Мариной Брусникиной. Брусникина охотно берется за современные тексты, видит в них то живое, которое имеет корни в настоящем, но направлено в будущее, она превращает новые молодые тексты в классику театра, доверяя зрителю рассмотреть лучше сегодняшних молодых, познакомить с темами, которые волнуют именно молодых, сближает отцов и детей.
В этом спектакле заняты сплошь молодые актеры, что также делает спектакль устремленным в завтра. Современный "Современник" сохраняет традиции оставаться актуальным и молодым даже в почтенном возрасте.
Спектакль был сыгран в рамках XVI открытого фестиваля искусств «Черешневый Лес», проходящего в этому год девизом «Юбилейное искусство. Вкус юбилея», поэтому в зале было много известных людей: Валентина Матвиенко, Борис Грызлов, Михаил Швыдкой, Владимир Познер, Вячеслав Зайцев, семейная чета Стриженовых, Валерия и Иосиф Пригожин, принесший огромный красивый букет для Галины Волчек, Олег Табаков с супругой Мариной, конькобежец Иван Скобрев, Михаил Ефремов, Гарик Сукачев, Владислав Флярковский, Лариса Рубальская, Ирина Антонова, Ильдар Жиндарев, Борис Берман и другие.
Сценограф Николай Симонов как будто намеренно избежал примет времени, в котором происходит действие пьесы - первые послевоенные годы. История любви каждый раз происходит уникальная, вне зависимости от эпохи.
Война закончилась, героизм в боях больше не нужен, люди возвращаются к мирной жизни. Сержант Мария Небылица, переболевшая тифом и потерявшая поэтому ребенка, отправляется на Урал к матери своего любимого Матвея, чтобы дождаться его для мирной жизни. Родных у неё не осталось, образования - год хореографического училища. Девушка гордая, независимая, с характером своевольным, но именно она так нуждается в тепле, нежности, заботе, преданно ждет, когда Матвей вернется к ней и заживут они в любви да согласии, ведь и его мать приняла её как родную.
Мария начинает преподавать хореографию девочкам. Матвей возвращается, но не один... Мелодрамы не получается, драма готова перерасти в трагедию.
Война закончилась, живи да радуйся - так видится всем в эйфории Победы.
Два человека любят друг друга, случилось несчастье - потеряли ребенка, но для любви разве это может быть помехой?
Что делать с чувствами, которые возникают, словно дождь или снег, так же прекращаются, бывает? Управлять, и то не всегда, можно проявлениями чувств, но сами они приходят и уходят, не спрашивая разрешения.
Предательство любимого - за что, почему? Пережить тяжело, но возможно: страна большая, сердце щедрое, жизнь не заканчивается.
Это третья "Фронтовичка", которую я видела: первым пьесу поставил Николай Коляда в "Коляда-театре", недавно видела спектакль из Улан-Удэ, теперь московская премьера. Текст один, а спектакли получились разные.
Спектакль Брусникиной почти аскетичный, начиная со сценографии - на сцене под уклоном нечто вроде палубы корабля, там же и класс для занятий танцами, внизу под этой "палубой" - жилые помещения, в которых происходит действие.
Марина Брусникина сделала спектакль продуманный, городской, текст у неё приобрел какое-то интеллигентное звучание. Она аккуратно ушла от конкретной истории отношений в философскую высоту, бережно сохранив суть происходящего.
Спектакль Николая Коляды - страстный, эмоциональный, бьющий наотмашь, откровенный, горький.
Спектакль Марины Брусникиной - сглаженный, думающий, деликатный, дающий надежду.
Неожиданно мало в этот раз у Брусникиной музыки, песен. Музыка, подобранная Брусникиной и её верной соратницей Алёной Хованской, тоже деликатная, неяркая, сопровождающая. Акцент сделан на отношения между людьми.
Мир таков, каким ты его видишь.
Спектакль играют два состава. Матвея сегодня сыграл Илья Лыков, заявлен на эту роль и Никита Ефремов из династии Ефремовых: интересно будет посмотреть, как он покажет своего героя, в нем есть отчаянность, безбашенность, размах, возможно, и спектакль зазвучит по-другому.
Марию Небылицу сыграла Виктория Романенко, незнакомая мне молодая актриса, сыграла отчаянно, эмоционально, её танец-венгерка растрогал до слез.
На сцену выходят девочки разного возраста, что придает происходящему достоверности и обаяния.
Сегодня у всех было много волнения. Аня Батурина тоже волновалась, хотя на сцену ей не выходить. Обстановка была праздничная, торжественная.
После спектакля все зрители встали, чтобы поприветствовать главных именинников - Театр "Современник" и Галину Волчек.
Олег Табаков и Галина Волчек сказали торжественные слова. Сергей Гармаш выкатил на сцену огромный торт от спонсора фестиваля Михаила Куснировича,
Михаил Куснирович бросает букет Олегу Павловичу Табакову и Галине Волчек в ложу
основателя "Bosco di Ciliegi" и пригласил зрителей отведать кусочек этого торта в фойе.
Я порадовалась, что бизнесмены так вкладываются в искусство. Праздник удался на славу.
Оставаться я не стала, порадовалась, что увидела Анечку и других причастных к Николаю Коляде и Коляда-театру.
Спектаклю желаю долгой и счастливой жизни. Обязательно схожу в новом сезоне посмотреть обжившийся спектакль, возможно, в другом составе. И поближе:) Потому что с бельэтажа, куда я купила билет, видно было не очень хорошо.
Найди охранников Валентины Матвиенко и Бориса Громова, сидящих в самом центре зала (их тоже узнаете?:) ).
Марину Зудину я не узнала!
Кто эти люди, которых снимали фотографы, не знаю, но улыбчивые и раскованные:)
Борис Громов и Юрий Башмет.
Роскошный букет для Галины Волчек от Иосифа Пригожина.
Среди зрителей - сестра Марины Брусникиной Юлия.
Пришел поддержать супругу Дмитрий Брусникин.
Зрителей щедро угощали клубникой, шампанским и чаем-кофе.
Click to view
Click to view