Бутусов за время просмотров его спектаклей стал близким, не просто теплым, но горячим человеком для меня, излучающим огромное количество энергии. Его подход к произведению, к работе с актерами и зрителем - потому что это работа с каждым потребителем его энергии, к собственным возможностям - уникален. В какой-то мере Бутусов совпадает в моем представлении с Николаем Колядой - даже в выборе музыки к спектаклям, но главное - на сцене столько импровизаций, рожденных в репетициях, в свободном полете актеров, в их возможности преодолеть свои личные и актерские границы, страхи сделать не так, что репетиции с таким режиссером становятся открытиями личностными в первую очередь, и благодарность за открытое знание своей сути переплавляется во вдохновение, в рождение свободно парящего в выси нового существа. Когда актеры отыграли в свою свободу быть собой, как говорит Коляда, "мама ушла на работу, превращаемся в детей", типа, всё можно, что внутри есть, показывай, не бойся, тогда рождается уникальное сообщество раскованных людей, создается талантливая картина: вот тут уже, по получении результата, будь добр, не отходи от рисунка роли - только в финале "приготовления спектакля" воля режиссера становится четко закрепленной позицией.
Спектакль идет более 5 часов, включает 4 действия, 3 антракта.
По дороге в театр читала в метро "Макбет" Шекспира по совету подруги, типа, так будет легче разбираться в происходящем, ибо Бутусов все сцены перепутал.
В первом действии практически засыпала, чего со мной в театре обычно не бывает. Тягучее, без четкой линии для меня, не захватило совершенно.
Но, зная Бутусова, понимала, что это специальная затравка: кому не нравится - свободны, можете идти, не досиживать до конца.
Дальше понеслось. От действия к действию ритм усиливался, выброс энергии со сцены через танцы уводил не то в транс, не то в подобие наркотической ломки, не то в медитацию.
Бутусов - фейерверк фантазий, фонтан образов, вулкан энергии.
Кто, как не женщина, способна впитать всё выпущенное на уровне чувств, а не мыслей?
Кто, как не женщина, под влиянием этой энергетики впадает в транс и отдается чувствам?
Кому, как не женщине, хочется перестать слышать слова, а смотреть, наслаждаться увиденным и открывать собственные ощущения, слушать, что происходит и внутри?
Спектакль Бутусова по воздействию практически сравним с сексом - есть прелюдия, есть нарастание возбуждения, есть оргазм и эякуляция партнера, есть возможность задуматься, а зачем это всё вообще происходит.
Щедрость режиссера не ведает границ.
Как уравновесить страшную историю, полную коварства, зависти, желания власти и денег, порочную, но современную, несмотря на века, прошедшие со времени написания истории и происходящих событий?
Только красотой и иронией.
Красивого в спектакле "Макбет. Кино" с избытком.
Почему вдруг кино?
Да картинка потому что. Визуальные образы сильнее других воздействуют на чувства, потому что каждый за конкретным образом увидит то, что присуще только ему самому, что соответствует его личному опыту, вытаскивает из зрителя что-то особенное, уникальное.
Бутусов видит и показывает своё, актер - своё, зритель видит что-то своё из единственно возможного для него прошлого.
Сцены не просто перепутаны: они повторяются в течение спектакля, сыграны каждый раз иначе, будто в этой ситуации оказываются разные люди в разные времена, вкладывают разные чувства. Какими бы не были поступки людей, причины и следствия имеют свою нюансы в зависимости от личности каждого человека: интонации, мимика, настроение - страх или желание поиграть в "а что получится, если?", что отлично показал в "Отелло" Трибунцев-Яго, ведь, похоже, он не только злодей, но и экспериментатор - получится или нет добиться своего, давай попробуем?
Бутусов показал многовариантность зла. Многовариантно ли добро в его понимании, я не поняла. Его "Доброго человека из Сезуана" не видела, надо смотреть, чтобы лучше понять Бутусова-человека. Похоже, разброс доброты человека так же велик, как и разброс зла человека, потому что они уживаются в каждом логично, не противореча одно другому, если понять, что именно побуждает каждого совершать те или иные поступки.
Леди Макбет принимает участие в убийстве Дункана из желания стать королевой для себя или из желания видеть своего мужа королем для него?
Она не может убить Дункана потому, что спящий он похож на её отца, или внутри неё есть готовность убить любого, и отца в том числе, чтобы получить то, что она хочет получить?
Однако в какой-то момент я, захваченная завораживающим зрелищем, вдруг открываю, что мне не важно, что произносят вслух актеры, мне не важны слова, не важен язык, на котором говорят или могли бы говорить актеры: я погружена в те образы, которые летят со сцены со скоростью того самого ветра на сцене, который играет людьми, поворачивая их то так, то сяк, разбрасывая их по своему велению, как, бывает, и судьба бросает людей непредсказуемо в ситуации, из которых им приходится выбираться в соответствии с глубинными желаниями, а не с требованиями морали и нравственности.
Происходящее напоминает немое черно-бело кино с его утрированными образами, которые поймет любой. Мать и сын, руководительница и послушный подчиненный, наушники на двоих, соединяющие нитью, и потеря ориентации, когда связь эта разрывается: наушник выпал из уха, музыка исчезла, вокруг шум улицы и растерянность от лишения отчасти привычного комфорта внутренней жизни, отчасти связи с той, кто за тебя решит и сделает.
Стробоскопический эффект, силуэты-тени на заднике в прямоугольнике света - проекция живых людей в кино, от которых остается только картинка без наполнения, и ты эту картинку, образ наполняешь своим содержимым, оживляешь собственной жизнью и судьбой.
Спектакль опьяняет свободой самовыражения, позволяет забыть о рамках и условностях в жизни, чтобы впитать условности Театра, прожить за эти 5 часов возможные чужие судьбы, расширить свое внутреннее пространство до космоса, наполненного другими планетами с их атмосферами, глубинами и тайнами.
Click to view
Щедрый подарок Бутусова и Со. Энергетический напиток и подзарядка чувствами и мыслями.
Актеры прожили свои образы потрясающе.
Лаура Пицхелаури заворожила собой.
Click to view
По сути, этот спектакль - не по Шескпиру, не про Макбета, а про нас всех, откровенный разговор Бутусова с каждым, кто захочет поговорить.