Как приятно-гордо набирать "реж. А. Логачев":))) Так же приятно-радостно-гордо видеть статьи Николая Бермана:))) И узнавать, что вот эти мальчики-девочки, которых знаешь уже 5 лет, выросли и состоялись в своих талантах... Сколько моих одноклассников-ровесников не смогли этого сделать, так и не решившись понять свои желания, а не следовать практичным рассуждениям лучше знающих родителей...
Впрочем, вернусь к спектаклю:))
Сегодня был прогон, поэтому никаких строгостей писать не буду:)) Все волновались, но к середине спектакля справились с волнением и заиграли "в полный голос", разошлись.
Текст сам по себе очень театральный, сочный.
Чуть отвлекусь на экскурс в историю:)
Впервые прочитала эту "поэму" лет в 18: дал мне текст мой одноклассник Вова Ш., который учился в физтехе, где сильны были физики-лирики, бардовская песня и прочее. Слыла я в школе девочкой-незабудкой - этакий светлый цветочек, чуть не ангел, в институте меня к тому времени прозвали "мамой-ламой" за вечную сердобольность и бросание на амбразуру переживаний, а также за гибкость заодно: называться ламой мне было приятно, а вом на "маму" я обижалась, ибо прозвал так меня Сережа, в которого я была влюблена и уж никак не хотела, чтобы он видел во мне маму.
Вова Ш. периодически ездил автостопом в Ленинград, рассказывал, как они там ночуют в каких-то студенческих общежитиях, и так это было замечательно романтично, что я мечтала вот так же, как они с друзьями и даже с девушками, рвануть автостопом в Ленинград и спать там в незнакомых общежитиях, при этом я понимала, что мама меня скорее собственноручно убьет, чем отпустит в такое путешествие, но робко представляла, что уж с Вовой Ш. должна отпустить, однако Вова на мою робкую просьбу как-то продолжительно помолчал, видимо, не зная, что ответить, а потом сказал, что подобные поездки не для меня. Уточнять я не стала, интуитивно понимая, что либо Вова мне ничего не расскажет, либо то, что он расскажет, мне совсем не понравится. В Ленинград автостопом я так ни разу в жизни и не съездила. Да и вообще автостопом никогда и никуда.
Однако "Москва-Петушки" он, слегка поколебавшись, видимо, не веря в то, что я, будучи вполне себе тургеневской девушкой, голубой героиней, смогу понять столь продвинутую вещь, все-таки доверил, хотя было видно, что с большим сомнением и явно преодолевая внутреннее сопротивление.
Надо сказать, что в школе он был в меня влюблен и даже соперничал с Женькой-одноклассником - представляли они собой смешную пару "Пат и Паташон", Женька был чуть ниже меня ростом, а в Вовке под 2 метра, но к моменту нашей встречи с творчеством Ерофеева его чувство ко мне прошло и относился он ко мне более чем снисходительно, как относятся к девушкам, которые не ответили взаимностью. Впрочем, я и Женьке не ответила взаимностью, так что обиды никакой быть не могло.
Поэтому оберегать меня от Ерофеева не стал:)
Текст этот был революционным для того времени, представить его изданным типографским способом было невозможно, так что распространялся он через самиздат, перепечатывали его от руки на пишущей машинке, подпольно, очевидно, ночами, с использованием тонкой папиросной практически прозрачной бумаги, чтобы можно было сделать лишний экземпляр - машинка пробивала не более 5-6 экземпляров, последние были практически слепые: расплывшиеся буквы читать было трудно, толстые слои бумаги, проложенной копиркой, превращали ниточки литер в канатики, так что текст выглядел так, словно у читателя близорукость.
Да и копирка была в вечном дефиците, словно КГБ усложнял любую неконтролируемую самиздательскую деятельность, поэтому текст "Москва-Петушки" в моем случае был ещё и разноцветным: машинистка использовала обычно не востребованные в работе красные и зеленые копирки.
Показывать маме этот тайный запрещенный текст я не могла, был риск уничтожения крамольных листов, поэтому читала поздно вечером за письменным столом, делая вид, что я занимаюсь, подкладывала под тонкую бумагу белый лист А4, чтобы текст выглядел поярче, и воровато оглядываясь на бабушку, лежащую в кровати, глотала необычный текст Ерофеева. Бабушка, конечно, просекла, доложила маме, та зашла поинтересоваться, что я делаю, но читать не стала, по счастью.
Поэма Ерофеева произвела на меня неизгладимое впечатление - ничего подобного прежде не читала, легкая порочность текста волновала воображение, красота алкогольной философии восхищала - Вовке Ш. была благодарна за открытие другого мира (и по сию пору, кстати:) ).
Спустя годы, когда сын был маленьким, а в стране началась перестройка, как грибы, полезли разного рода кооперативы, видеосалоны и маленькие издательства, руководители которых дорвались до текстов и возможности издавать то, что перестал контролировать КГБ, я купила сборник, в котором была издана и "Москва-Петушки": казалось, что вот-вот эта свобода пропадет туда, откуда и выросла, а книга останется, сын прочитает. А он, как сегодня выяснилось, и не читал как раз:))
Вот такая длинная предыстория получилась неожиданно.
На спектакль пришло много народу, зал был полон.
Несмотря на то, что работа полностью студенческая, как у актеров, так и у режиссера, выглядело действие по-взрослому. Очень удачный выбор актера на роль Венечки (Максим Симаков) - он играл ровно, в хорошем темпе, чувствуя текст и героя, проживая этот путь и судьбу искренно и с любовью.
Удивительно гармонично попала в образ "бланманже" и Елизавета Пащенко.
Поначалу у меня создалось ощущение, что в отличие от Кудряшовского курса, с этими ребятами педагоги занимались поменьше. При том, что Кудряши состоят из ярких звездочек, от них всегда веет командой, целым. Ребята-крымовцы разные, друг на друга не похожи, и кажется, что не каждый ощущает себя уверенной актерской личностью, не всем дали возможность почувствовать свои особенности, отличные от других. Все-таки это задача педагогов - раскрыть то, что могут увидеть только взрослые опытные люди, подметить плюсы каждого и развить их в неповторимый талант. Однако талантливы все, так что пожелаю всем Возможности и Режиссера на жизненном пути.
Постепенно актеры увлеклись происходящим настолько, что отдались игре полностью, на что сразу отреагировали зрители. Выразительно сыграли свои монологи Яна Осипова, Дмитрий Воздвиженский, Александр Матвеев, Ярослав Лось, Роман Синицин, Илья Замчалов, Сергей Аронин.
Был живой аккомпанимент и песни.
Текст сам по себе настолько сочный, что трудно удержаться на грани между тонкой иронией и пошлостью: ребятам это в основном удалось, хотя лично на мой вкус, какие-то моменты можно подсократить, лишь обозначив. Впрочем, это уже практически придирки или то, что я могла бы сказать сыну как режиссеру: понятно, что влиять на концепцию не замахиваюсь, но зрительское мнение выразить имею право:) Сын как режиссер на мои замечания порой обижается, но снова и снова показывает мне свои незавершенные работы как самому строгому критику. Надеюсь, и Алеша воспримет мои слова адекватно:))
Хочу отметить режиссерские находки, разбросанные по всему действию, по которым можно судить, что у режиссера есть свой почеркЮ свое видение и отношение к тексту: режиссура - стезя взрослых людей с жизненным опытом. Жаль, что я не записывала детали по ходу действия.
Ребята отработали на совесть, спектакль получился, принимали его очень хорошо, это порадовало.
Алешу как режиссера видела впервые, волновалась, пусть и меньше, чем он сам:) Потому что льстить не хочу, лгать не люблю, а обижать, если что, не хотелось. Рада, что ничего из этого делать не пришлось: работа достойная, с хорошей перспективой.
Алеша, поздравляю тебя!! Я получила удовольствие на твоем спектакле!!
Думала о тебе, вспоминала твой путь к тому, что сегодня увидела, и тихо радовалась за тебя.
Ты молодец!!
Так держать!!
Удачи тебе и разных шансов для самореализации!!