"Дуэль", МХТ. им. Чехова, реж. А. Яковлев

May 26, 2010 15:26



МХТ во главе с Табаковым запустил к себе нового режиссера Антона Яковлева - я так всю жизнь коллекционировала всякое-разное: чтобы всю серию :)
Не могу понять, насколько это мой режиссер. Бывает так - запал в душу, и будешь смотреть всё, что сделано, становишься преданным поклонником. Как с Брусникиной, с Колядой, с Серебренниковым, Райкиным и другими. Яковлев вызывает интерес, но какой-то раздражительный местами. Совпадение, да не полное. Пытаюсь понять, в чем дело - уже хорошо. Когда тебе важно разобраться, что свербит.
"Крейцерова соната" - перечитала: выходит, есть нечто общее.
Как там герой Пореченкова вызывал сомнения в достоверности, так и тут Лоевский Белого вызывает недоверие. Вроде бы БЕЛЫЙ, какая фальшь может быть? А вот в первом действии видится такая снисходительность по отношению к герою - каким бы он ни был, когда актер любит героя, находит в нем страдающее-доброе, лучшее, всегда ярче видны и его проблемы, ставящие перед зрителем вопросы. А тут какое-то поверхностное обозначение поверхностности, как масло масляное. И это ощущение - отношение к зрителю, как к глупышу какому, который сам-то не допетрит, что к чему, его носом ткнуть надо - выставляет дистанцию. При том, что некая стебность в отношению к тексту, к другим героям не напрягает: Марья Константиновна (Ольга Васильева) - шаржевый персонаж у Яковлева, впрочем, это вполне оправдано с точки зрения современного зрителя, уж такими она устаревшими штампами рассуждает, что мама_не_горюй.
Лоевский же - нет, их диалоги с фон Кореном отнюдь не утратили актуальности: что есть сила, кто имеет право, твари ли дрожащие. Чехов не был бы Чеховым, если бы отдал победу "сильному" Корену.

Белый же вполне реабилитирован в моих глазах вторым действием, где он сыграл на разрыв аорты.

То ли это задача режиссера - сыграть ВОТ ТАК, чтобы спровоцировать зрителя почувствовать себя умным-снисходительным, дабы он стал Лоевским, а потом бабахнуть выстрелом в тебя самого, чтобы и ты задумался.
То ли премьерное волнение - и спектакль начался почти на полчаса позже, в зал не пускали.

Да только трудно поверить, чтобы такой ас, как Белый, сломался вдруг на премьере, тем более, слышала мнение, совпавшее в отношении него с моим.

Но во втором действии катарсис был, да :)

Обаял, как всегда, Дмитрий Назаров (Самойленко). Вот уж сочно, по-настоящему, от души и тела, богатой натуры :)

Ярко сыграл Дьякона Валерий Трошин - особенно с учетом его личной глубокой набожности. Новая отличная работа актера, к которому отношусь с великим уважением.

Хороши обе исполнительницы женских ролей - Елена Панова (Надежда Федоровна) и Ольга Васильева. Панова сыграла и кокотку, и несчастную страдающую женщину, любящую нелюбящего её мужчину.

Немного карикатурными и схематичными показались фон Корен Евгения Миллера и Кирилин Алексея Агапова - слишком однозначными, в лоб. Вообще, самыми живыми для меня были герои Назарова и Трошина.

Зал был полон. Мешал мужик с низким голосом, вслух комментировавший происходящее на сцене, в частности, на слова "наш Христос" ухмыльнулся "не наш!", будто его мнение важнее мнения Чехова. Так и хотелось стукнуть его по башке, ей-богу. Даже хуже звонков, ибо знает, где звуки проивзодит.

Сценография интересная, костюмы стильные (всё - Николая Слободяника), музыкальное оформление Александра Маноцкова (он же оформлял некоторые Серебренниковские спектакли) - отличное, свет (Слободяник и Яковлев в тандеме) выставлен хорошо.

Как нельзя вовремя пришелся это спектакль. В точку попал.

Театр 9-10

Previous post Next post
Up