"Селестина", реж. Н.В. Коляда, "Современник".

Jul 15, 2009 22:18



Жарко, душно, пыль летит струйкой. Испания! Детское счастье - пыль из руки в руку пересыпать и мечтать о дальних странах, в которых можно будет побывать, когда вырастешь. Начало мира - рождение. Начало жизни - Испания. Начало детства - дорожная белая пыль. Николай Коляда.
Спектакль выпущен в 2002 году, 7 лет назад. Читала тогда многочисленные рецензии, хотела сходить на премьеру, но именно рецензии это желание отбили: авторы писали про народность пьесы средних веков, про вульгарность, площадный язык, что Коляда - чернушник и матерщиник; в жизни этого и так хватает, подумала я, и решила не ходить. Мало того, так и запомнила, что Коляда - человек, к которому на спектакли лучше не ходить:)
Кто бы знал, что жизнь рассудит совсем иначе, спустя несколько лет научит, что любовь не подвластна никаким рецензиям, мнениям, что судьба выведет меня на этого человека вовсе не как на художника, а прежде всего как на человека, а потом уже я буду захвачена его творчеством подобно подростку-фанатке, но очень зрело-разумно:)
Накануне посмотрела диск с записью "Селестины", которая была Николаем поставлена у себя в театре, в старом ещё здании на Ленина, где вместо задника сцены - реальная жизнь в окошках, машины едут, прохожие идут.

Смотрела диск, видела незнакомые лица актеров, из тех, прежних, остался только Сергей Колесов, и вместо Селестины думала о Коляде. О том, что за эти годы он сильно вырос как режиссер, при том, что приемы узнаваемы. Думала о том, как много людей с ним соприкасается, и не все остаются рядом. Думала, как велика личность этого человека, его магнетизм, который притягивает или отталкивает, вытягивает из человека суть, которой кто-то радуется, а кто-то испытывает отвращение, желание уйти, спрятаться - от себя, но кажется, что от показанного Колядой извне.

С диска - ничего не поняла про Селестину и спектакль:) Подумала: буду в театре, сосредоточусь и всё пойму.

Народу было - полный зал, битком, несмотря на лето и будний день. Когда на сцену вышла Лия Ахеджакова, зал зааплодировал. Маленькая сухенькая женщина стала центром притяжения для актеров и зрителей.

Сводница, через руки которой прошли все девственницы города. Не сваха, но сводница, лукавая, пожившая, познавшая все радости плотских утех старуха, помогающая в этом познании девушкам и скрывающая их грехи с помощью иглы или пластыря, дабы мужья не почувствовали подвоха.

Что есть театр? Зачем он нужен? Чтобы звать человеческую душу к высотам духа? Способны ли обычные люди, приходящие в театр, вознестись сразу и беспрекословно, как надеются наши школьные учителя, пичкающие нас шаблонными устоями и правилами по принципу "что такое хорошо и что такое плохо"? Можно ли, думая о высоком, забывать об обычной жизни, о телесной любви, без которой и духовная чаще всего не существует?
Можно, конечно. Стоит ли?

Спектакль на самом деле - вовсе не о плотской любви. А об умении понять свои желания. Понять маленького шаловливого ребенка внутри себя, который хочет радости, хочет любви, хочет принятия самого себя таким, какой он есть - с плотскими желаниями тоже, чтобы его не осуждали, не пугали будущим, не корили, чтобы можно было не делать вид, что ты недоступна, в тот момент, когда тебе так хочется прижаться к этому мужчине в поисках тепла и нежности, чтобы не оттолкнули тебя люди за эту бесхитростность и открытость, чтобы люди рядом с тобой были так же доверчивы, как и ты по отношению к ним.

Коляда говорит, что ставил эту пьесу про нашу жизнь, сегодняшнюю, про то, как легко разрушить себя, свой мир.

Лукавство Селестины против хитростей других: кто кого, есть проигравшие, но нет выигравших.

Убили Селестину, погибли испанские ромео и джульетта, склеенные красным современным скотчем - кровью, цепью, любовью.

Яркие костюмы - колядовские коврики, но с парчой и блестками - столичный блеск вперемешку с нищетой.
Выразительная музыка, как всегда у Коляды. Разве что пляски не его:) И выясняется, что этой дикости, шаманности, колдовства чуть, да не хватает.

Зато в компенсацию другие возможности - большой сцены и столичного известного театра: огромная конструкция-тарелка, взлетающая в коробе-"ступе" ведьма Селестина, смешные ослики-лошади, в которые "впрягаются" герои, игра света, чудные с ударениями в любом месте костюмы с башмаками - то ли средние века, то ли новая Россия с окупечившимися бывшими итееровцами да учителями, оказавшейся неустойчивой интеллигенцией.

Думала о том, что театральная Москва много теряет от того, что редко зовет режиссера Коляду на свои площадки. Да, пьесы его иногда ставят - в Современнике, у Виктюка. Но как режиссер Николай Коляда настолько неисчерпаем - в этом убедилась в Екатеринбурге, когда смотрела "Башмачкина" в театре кукол, и вчера в Современнике тоже. Дама из театра кукол рассказывала: "Коля при постановке спрашивал "а вот так можно?" - "можно" - "а вот так?" - да пожалуйста!", и он радовался, как ребенок, этим возможностям". Ведь у себя в театре он сильно ограничен, а с его задумками, потеницалом, фантазиями и чувствами да на простор большой сцены с хорошими техническими возможностями, светом, деньгами - это было бы похлеще всяких Серебренниковых, недаром во Франции они ценятся наравне (с Карбаускисом ещё), при том, что их постановки совершенно разные.

Расточительство, правда - иметь в стране такого режиссера в таком крошечном театре вдалеке от театральной столицы. Ну, пусть дома балуется-играет в свои детские фантазии, будет хозяином во всем, но прям сердце замирает, как хочется, чтобы его позвали в МХТ, к примеру:)) Или в МХАТ - ведь пришел к ним Белякович, а они оба - такие мудрецы лукавые-харизматичные:)))
А уж в Сатириконе он бы развернулся, да со способностями гибкой талантливой молодежи, да с их энтузиазмом!!

Молодец Волчек, что зовет его к себе, ставит и дает ставит самому.

В антракте слышу слева парень девушке говорит: "Да, сумбурно как-то, но что-то есть." Нравится мне, как человек, не сказав ничего, высказал мнение-отношение:)

Финал, красивый донельзя, бьющий по нервам, сдавливающий горло. Девушка-соседка утирает обеими ладошками слезы с лица, я делаю то же самое, сзади женщина прерывисто вздыхает. Парень с любовью смотрит на взволнованную девушку - любовь Коляды пошла кругами по воде, люди заволновались:)

А я смотрю на этот огромный по сравнению с Коляда-театром зал в центре Москвы, на сцену с уставшими, но улыбающимися актерами, на маленькую Ахеджакову, слезы которой видны из дальней половины зала, вспоминаю, как тело её героини уносит в темноте статный мужчина, и так это трогательно, что уносят - как ребенка, на руках, и что не сама актриса уходит, а вот так, по-настоящему даже в темноте, и думаю о Коляде:

Какое счастье, что есть этот человек. Большой. Мудрый. Ребенок при этом совершенный - обидчивый, ранимый, открытый, не наученный жизнью и болью хитрить и выгадывать, умеющий тем не менее защищаться, давать сдачу, бороться за то, что ему важно и дорого - любыми доступными ему методами. Потому что - за правду. Потому что - за дело всей своей жизни, за ТЕАТР!!

Думала: вот ну надо же, дал же Бог человеку не только талант - писать и ставить, но и иметь такую тонкую, хрупкую, неосязаемую власть над другими людьми, умение вытащить из человека спрятанную далеко внутрь способность сочувствовать другому, жалеть другого: сколько в этом огромном зале людей, какая энергия сейчас ото всех идет положительная, сколько своей боли люди выпустили наружу, чтобы почувствовать боль других и стать лучше, чище, выше.

И сколько любви и понимания в самом Коляде к этим грешным людям, неправильным с точки зрения нравственности, но искренним с точки зрения любви.

Позвонила ему сегодня, и слушала его голос, и думала, какое счастье, что такое возможно, и плакала тогда, и плачу сейчас, потому что в этом человеке столько любви к людям, любви, принимающей такими, какие мы есть, умеющим увидеть красоту, и искренность, и лучшее, что в тебе есть, и так хорошо умеет он донести эту любовь до других, что это - счастье, что такой человек живет рядом:)))

Дай Бог ему здоровья и долгих счастливых лет жизни:)) Он хочет 300 лет прожить, мне-то, честно, кажется, что станет скучно, но, наверно, не ему, бесконечному ребенку, так что пусть живет столько, сколько захочет:)))
P.S. Услышал, что полный зал, что так принимали хорошо, про слезы, про Ахеджакову: "Сейчас Лие позвоню, расскажу." Тут же делится хорошим, чтобы Лия знала, что не впустую, не напрасно, что вот оно - действие любви.

Коляда, Современник, Театр 8-9

Previous post Next post
Up