Карловы Вары
Мы живём уже несколько дней в Праге, каждый день наслаждаемся прогулками по ней, но сейчас я опишу нашу поездку в Карловы Вары 6 июня 2014 года.
Автовокзал Флоренс. Берём билеты в кассе туда и обратно и, подождав немного, садимся в жёлтый автобус компании Student Agency (Студенческое Агентство). Комфортные автобусы оснащены удобными кожаными креслами, кондиционерами. В пути нам предлагают напитки (это входит в стоимость билета): чай, кофе, кофе с молоком... В автобусе работают телевизоры, желающим выдают наушники. Для любителей чтения в автобусе есть журналы и газеты, правда, на чешском языке. Расстояние от Праги до Карловых Вар небольшое, примерно 118 км; время в пути (немногим более двух часов) пролетает незаметно.
Мне очень интересны виды провинции, и я, не отрываясь, смотрю в окно: симпатичные поселения под красными крышами, нередко домики скромные, требующие ремонта, старинные; дорога незагруженная, неширокая, безупречна с точки зрения российского гражданина. Однажды заметила небольшой дефект полотна, трогательно и тщательно защищённый средствами предупреждения. А в посёлке, где я живу, есть улицы, по которым машины плывут, как корабли в непогоду - одни ямы, причём, глубокие - всю улицу нужно было бы огородить, если по чешским понятиям.
На поля смотреть приятно: ухоженные, много плантаций с хмелем, который используется в производстве пива, попадались и виноградники.
И вот мы на Нижнем автовокзале (Dolni Nadrazi) в Карловых Варах!
Перевела как "Памятник жертвам за свободу". В одном из населённых пунктов по пути в Карловы Вары
Встречаются старинные дома
Плантация хмеля
Мы приехали на Нижний автовокзал
Сразу берём курс на самую красивую, курортную зону города - именно по ней мы намерены погулять.
Карловы Вары, ранее - Карлсбад, курортный город в Чешской Республике, расположен на западе исторической области Богемия в живописной долине в месте слияния рек Огрже и Тепла. Население: 49 864 чел.
Письменная история курортного города начинается 14 августа 1370 года, когда Карл IV предоставил уже существующему поселению свободы и права королевского города. На процветание и строительное развитие курорта оказали неблагоприятное воздействие разрушительное наводнение 1582 года, пожары 1604 (сгорело 99 построек из 102) и особенно - 1759 года, когда огнём было уничтожено 224 дома. Несмотря на это, в сравнительно короткий срок последствия этих бедствий были преодолены, а после последнего пожара вместо старых построек в XVIII веке были возведены многоэтажные каменные дома с богатой фасадной отделкой и черепичными крышами.
Среди самых известных посетителей курорта следует упомянуть Иоганна Вольфганга Гёте, Фридриха Шиллера, Теодора Кернера, Людвига Ван Бетховена, Фредерика Шопена и Николо Паганини, писателей Тургенева и Гоголя, композитора Чайковского и многих других.Пётр Великий, который был первооткрывателем курорта для наших соотечественников, ввёл в моду «лечение на водах», после чего русские пациенты прямо-таки заполонили местные санатории.
После бархатной революции 1989 года наступило время предпринимательской активности, начался приток местных и иностранных инвестиций. Десятки санаториев и гостиниц в результате реконструкции вышли на уровень мировых стандартов.
В городе множество горячих источников минеральной воды, сходных по химическому составу, но имеющих разное содержание углекислого газа и температуру от 30 до 72 градусов Цельсия.
Мы спускаемся по проспекту Масарика к реке Тепла. Название реки происходит от слова тёплый. Вода в реке на значительном ее протяжении действительно тёплая из-за того, что нагревают ее горячие карловарские источники.
Вот и наша первая встреча с этой рекой, одетой в глубокие каменные берега. Это небольшая, довольно мелкая, но энергичная горная река. Здесь рубеж, отделяющий оживлённый торговый район города от курортной зоны Карловых Вар. Мы пойдём против течения по красивейшим набережным и будем постепенно подниматься к южной окраине города.
Рядом Главпочтамт, который был построен в 1903 году по планам архитектора Фридриха Зеца. В своё время это было одно из самых современных почтовых учреждений Австро-Венгрии. На высоте третьего этажа над пилястрами установлены аллегорические скульптуры, символизирующие Телеграф, Железнодорожный транспорт, Водный транспорт и Почту. Во время войны здание пострадало от бомбёжки американской авиации. В настоящее время строение используется по своему прямому предназначению и является памятником архитектуры, охраняемым законом.
Главпочтамт
Теперь пришла пора описать видный издалека санаторий "Термал". Эта тёмно-серая коробка стоит при входе в курортную зону Карловых Вар, рядом с Главпочтамтом. Из-за своих огромных размеров "Термал" получил прозвище "бетонный замок". К сожалению, при строительстве "Термала" в 1967-1976 гг. (по проекту советского архитектора Владимира Махонина) пришлось разрушить десятки старинных домов и школу. Комплекс состоит из 533-х номеров, зала фестивального кино для 1200 зрителей, пяти конференц-залов, театральных и проекционных залов на 600 посетителей, а также ресторана на 2000 мест. В ареал входит также термальный бассейн длиной 50 метров, сауна, кафе и террасы
Отель "Термал"
Проходим по компактному уютному, красивому парку «Дворжаковы сады. Небольшой водоём с крошечным фонтанчиком, окружённый различными растениями, газонами со скульптурами дополняет классический набор элементов парка (аллеи, газоны, цветники) и радует глаза. Старые деревья склоняют ветви, почти касаясь травы. Думаю, здесь можно просидеть на одной из многочисленных скамеек долгие часы. Мне слышатся даже голоса птиц.
Сады названы в честь Антонина Дворжака - великого чешского композитора второй половины XIX века, которым гордится вся Чехия. Его симфонии и оперы исполняются до сих пор, а сам композитор стал основателем чешской национальной музыкальной школы.
На аллеях парка можно заказать свой шуточный портрет
Водоём в парке Дворжака
Чтобы у посетителей Карловых Вар была возможность пользоваться многочисленными целебными источниками в любую погоду, над ними были возведены колоннады, которых всего в городе пять: Садовая колоннада с источниками Свободы, Садовый и Змеиный; Вржидельни - колоннада с самым горячим и мощным источником Вржидло, гейзером, высота которого достигает 12 м; Рыночная колоннада с источниками Рыночный и Карл IV (считается, что Карл IV лечился водами из этого источника); Замковая колоннада хранит в себе Нижний замковый источник и Верхний замковый источник; самая большая колоннада Карловых Вар - Млинская (Мельничная).
Сейчас мы вплотную подошли к Садовой колоннаде, расположенной в Дворжаковом саду перпендикулярно Мельничной набережной. Она выполнена из чугуна, но смотрится легкой и невесомой, благодаря уникальному дизайну и невероятному мастерству исполнителей проекта.
Ажурная чугунная монтированная колоннада осталась от двухмаршевой крытой прогулочной веранды и Бланенского павильона (концертного ресторана), построенных в 1880-1881 гг. Это восточное крыло бывшего променада, реконструированное в 2000 - 2002 гг. и называется сегодня Садовой колоннадой. В конце колоннады пробуем целебную воду из Змеиного источника, а потом ещё и из находящегося рядом источника Свободы. Я отношусь к этому как к познавательному процессу, мне больше нравится простая родниковая вода. Ажурная, затейливая, прекраснейшая - вот эпитеты, которыми я награждаю эту колоннаду!
Садовая колоннада
Змеиный источник
Источник Свободы
Я умолчала пока о первом впечатлении о курортной части города - это неописуемая красота, и я буду ещё не раз, не боясь повториться, говорить об этом. Главные улицы курорта Карловы Вары повторяют изгибы, образуемые течением реки Тепла. Дома стоят плотными рядами вдоль реки, смотрят в неё своими изумительными фасадами. За ними - тоже дома, они поднимаются на возвышенности, а между ними вьются красивые улицы.
Сам же город зажат в глубокой долине реки между холмами и горами, поросшими лесом. Удивительно смотрится слияние архитектуры и природы - над причудливыми фасадами и высокими крышами отелей обязательно видны горные склоны.
Архитектура Карловых Вар вызывает ощущение праздника. Здесь почти не осталось следов готики, барокко, классицизма. После перенесённых городом нескольких стихийных бедствий мы любуемся застройками ХVIII-ХIХ веков, где царит архитектурный стиль историзм, говорящий о том, что искусство этого периода обратилось за темами и образами к истории. Любой исторический период или стиль могли отныне стать прообразом для будущей постройки, в том числе и классика, но наравне со всеми. В этом и заключалось историческое значение этого стиля и его «революционная» сила. Появилась огромная творческая свобода как архитекторов, так и заказчиков. Итак, неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, модерн и другое - здесь мы видим смешение архитектурных стилей, всего лучшего, что было наработано человечеством.
Рядом с Садовой колоннадой от набережной вверх поднимается красивая улица, как мы узнали позже, с тем же названием - Садовая. Она уводит нас в гору мимо известных отелей Ульрика, Слован, Прага, Ауретта и др. Здесь мы видим поразительной красоты знаменитый православный храм во имя святых Петра и Павла (строительство его шло с 1893 по 1897 годы). Храм построен в стиле Московских и Ярославских церквей XVII века, с сенями и крыльцами, крытой галереей вокруг, сходящейся у колокольни. Центральный купол и купол колокольни, кресты, венчающие купола, позолочены. Длина храма составляет 41 метр, ширина - 14 метров, высота храма под куполом - 21 метр, высота колокольни - 40 метров. Храм является подворьем Русской православной церкви и сейчас находится на реконструкции.
Приметили ресторанчик в подвальном помещении одного из зданий: "Бернард" - было написано у входа. Спускаемся вниз, заказываем блюда,очень вкусно обедаем и благодарим обслуживающую нас обаятельную женщину.
Православный храм во имя Петра и Павла
Вот в этом подвальчике мы и пообедали!
Ну, а теперь опять спускаемся к реке и идём по набережной направо в сторону Гранд Отеля Пупп - недалеко от него находится станция фуникулёра, с помощью которого мы мечтаем забраться повыше, чтобы обозреть город.
В Карловых Варах много красивых мостов через Теплу. Мы часто переходим по ним, чтобы полюбоваться поочерёдно обеими набережными с удивительно красивыми домами.
Вот видна издали самая большая колоннада Карловых Вар - Млынская, своды которой укрывают целые пять источников: Либушин, Князя Вацлава, Русалкин, Млынский и Скальный. Она построена в 1871-1881гг. архитектором Иосифом Зитеком. С 1893 года колоннаду достроили к Скальному источнику, и её длина достигла 132 м. Крышу поддерживают 124 коринфские колонны, стены украшают аллегорические барельефы, а балюстраду верхней террасы - скульптурные изображения двенадцати месяцев.
Млынская (мельничная) колоннада
Млынская колоннада
На этом месте Курортная улица, по которой мы шли, переходит в Рынок, в прошлом представляющий собой средневековый центр города, где нас ждут интересные объекты: например, известный дом "Черный орел" на Рынке, единственный в городе, сохранивший свой прежний облик 1705 года. По этому дому можно представить себе архитектуру города 300-летней давности.
Через дом справа от "Чёрного орла" расположен роскошный дом "Завойски" - самое чистое проявление архитектуры стиля модерн в Карловых Варах. Четырехэтажный жилой дом был построен в 1900 г. венским архитектором Карлом Гайбеком на средства модного портного Феликса Завойски. Здесь располагался дом мод, который посещали все господа и дамы, прибывающие в Карловы Вары. Удачное месторасположение, приятные, вежливые сотрудники, роскошные туалеты, которые можно было подогнать по фигуре, - вот что ожидало посетительниц модного салона. А среди них были представительницы европейских аристократических родов, монархи и их супруги и просто богатые люди.
Жёлтый дом слева - "Чёрный орёл". Построен в 1705 году. Через дом справа - роскошный дом "Завойски" (с зелёными балкончиками)
Напротив - знаменитая Рыночная колоннада. Это необычная постройка 1883 года: белая, под двускатной крышей, которую с трёх сторон закрывают деревянные стены, с передней стеной в виде колонной аркады. Деревянная Рыночная колоннада должна была защищать источники Рыночный и Карла IV всего несколько лет. Но когда прошло более ста лет, а она всё ещё стояла, администрация города решила сохранить колоннаду и провести её полную реконструкцию. Вот уже без малого 150 лет филигрань колоннады не уступает лучшим образцам модерна! Как и многие другие карловарские здания, строительство этой достопримечательности осуществили венские архитекторы Фельнер и Хельмер.
Рыночная колоннада. Над ней возвышается на гранитной скале Замковая башня, сохранившаяся от некогда стоявшего здесь небольшого средневекового замка Карла IV, построенного около половины XIVвека. При пожаре в 1604 года замок сгорел, и от него осталась только башня, которая была в XVIII веке преобразована в стиле барокко.
Рыночная колоннада со стороны костёла святой Марии Магдалины
Здесь же, на Рыночной площади, напротив отелей Променад и Romance Puškin, находится Чумная колонна со скульптурной группой Пресвятой Троицы, установленная в 1715-1716 годах в знак благодарности за то, что в 1713 году большая эпидемия чумы обошла стороной курортный город.
Центральным мотивом чумной колонны является Коронование Девы Марии Непорочного зачатия Пресвятой Троицей. Скульптурная группа водружена на земной шар, вокруг которого обвился змей первородного греха. Общая высота объекта около 9 метров.
Наше внимание привлекает здесь красивая лестница вверх и оригинальный фонтан.
Чумная колонна
Взглянув на противоположную сторону, на одном из холмов по правому берегу Теплы замечаем интересное архитектурное сооружение. Как оказалось, это - башня Гёте, которая является старейшим и самым первым обзорным сооружением. Оттуда открывается один из самых живописных видов на город и его окрестности. Говорят, Иоганн Гёте частенько здесь бывал. Вокруг башни - красивый лес, а возраст некоторых деревьев достигает более 100 лет. Башня была возведена по инициативе принцессы Стефании, супруги принца Габсбургского Рудольфа в XIX веке, а именем Гёте она называется всего лишь с 1957 года.
Башня Гёте
На правом берегу Теплы, напротив Рыночной колоннады и Рыночной площади, возвышается костёл святой Марии Магдалины, памятник архитектуры высокого чешского барокко, построенный известным архитектором Диензенхофером на месте сгоревшего романско-готического костела XIV века. Здание костёла расположено на площади Свободы, в самом центре города.
Костёл святой Марии Магдалины
Костёл святой Марии Магдалины
На одном из домов на левом берегу Теплы заметили небольшую скульптуру золотого слоника. Здесь, оказывается, находится кафе "Eleрhant" - то самое, в котором Штирлиц встречался со своей женой.
А вот и Гранд Отель Пупп.Это южная окраина Карловых Вар. Мы оглядываемся на город - как красиво!
Оглядываемся на город
Поднимаемся по узкой Марианской улочке до нижней остановки фуникулёра Диана. Длина его пути составляет всего лишь 450 метров, а разность высот между первой и последней станциями - 166 метров, поэтому поездка занимает немного времени. Нижняя станция называется «Старый луг», промежуточная станция «Олений прыжок». На вершине холма, рядом с верхней станцией «Холм дружбы» находится обзорная башня «Диана». Фуникулёр способен перевезти до 365 человек за час.
Мариинская улица ведёт к нижней станции фуникулёра
Садимся в единственный вагончик, который доставляет нас на высокий холм, откуда открывается великолепный вид на город и окрестности. Для лучшего осмотра поднимаемся на 20-метровую башню.
Обзорная башня
Вид замечательный, Карловы Вары и окрестности - как на ладони. Живописная долина, в которой находится город, расположена на высоте 400 м над уровнем моря и окружена Крушными и Доуповскими горами, покрытыми прекрасным Славковским лесом. Рассматриваем город-курорт, узнаём некоторые знаменитые здания. Делаем фотографии со всех сторон башни и спускаемся. Снова садимся в вагончик, и вот мы в городе.
Теперь нам предстоит пеший обратный путь по той же набережной реки Тепла, и это очень интересно: мы немного привыкли к красоте города, она уже не потрясает нас, а радует, и мы с удовольствием обращаем внимание на людей, на разные детали жизни города, на декоративные растения, на красиво оформленные витрины магазинов. Заметно, что много вывесок пишется на русском, да и речь здесь частенько слышится на нём же: очень много русских отдыхает и лечится в этом гостеприимном городе.
Нет, как и в Праге и в других чешских городах, бездомных животных. А вот с домашними собаками гуляют по всем правилам: с пакетиками, с совочками, с поводками. Собаки любимы, ухожены и счастливы.
Мы опять в городе!
Но время идёт, и мы вдруг понимаем, что до отхода автобуса остаётся совсем немного времени. Сначала мы просто спешим по чудесным набережным и всё ещё любуемся ими на ходу, а затем мы бежим - насколько позволяют это делать наши сердца! Проспект Масарика, по нему - вверх. Я ещё нахожу силы делать снимки: вот красивый сквер с уютными фонарями и уличное кафе, вот тоже спешит в гору молодая женщина с маленькой собачкой на поводке.
На автовокзал мы успеваем прибежать, пользуясь подсказками жителей города, за несколько минут до отправления автобуса. Но это не тот автовокзал - это городской, а не межгородний! Не веря, что наши усилия закончатся победой, мы всё же бежим по новому адресу, а впереди нас бегут два молодых человека, по виду школьников-старшеклассников, горячо обменивающихся впечатлениями на русском. С радостью узнаём, что у нас с ними одна цель, просим их прибавить скорости и не забыть сказать водителю, что совсем скоро прибегут две русские бабушки, которые немного запаздывают. Собственно, не так страшны опоздания в нашем цивилизованном мире: немного позже приехали бы в Прагу, немного больше затратили бы средств и нервов. Но мы успели! На самых последних местах шикарного автобуса компании Student Agency мы пьём чай, и девушка-стюард, улыбаясь, предлагает нам ещё немыслимые услуги: наушники, газеты. Вот оно, счастье!
Ещё светит солнце, я фотографирую из окон автобуса на максимально возможной короткой выдержке дома, дорогу, пейзажи, поля...
Ветряки
Незаметно подъезжаем к пражскому автовокзалу Флоренс. Метро, гостиница, отдых...