Татьяна Тихоновец: РАЗГОВОР НА РАВНЫХ… НЕ ПО ЛОЕВСКОМУ

Dec 07, 2012 16:29


"Петербургский театральный журнал"
http://ptj.spb.ru/

«Разговор на равных. Этюды на заданную тему» - под таким названием в Пермском ТЮЗе прошла Российская творческая лаборатория. Инициатором ее стала директор театра Марина Зорина, которая давно уже ратует за приглашение молодых режиссеров, но денег у ТЮЗа, как и у других пермских театров, исключая Театр-Театр и Театр оперы и балета, просто нет ни на что. И уж тем более на приглашение молодых.

Выиграв грант Министерства культуры РФ (Программа государственной поддержки театра для детей и подростков), руководство ТЮЗа объявило конкурс среди молодых режиссеров. Заявки подали 25 участников из самых разных городов России и ближнего зарубежья. По условиям конкурса, все они предоставили пьесы и краткие экспликации. Выбрано было четыре заявки. Участниками лаборатории стали: Артем Баскаков (РУТИ, мастерская Л. Хейфеца) с пьесой «Теперь ты снова бог» Андерса Дууса, Александр Югов, выпускник Пермского института искусств и Екатеринбургского театрального института (драматургический семинар Н. Коляды) со своей пьесой «Контакт», Глеб Володин выпускник Университета кино и телевидения (мастерская режиссуры игрового кино В. Бортко и И. Хамраева), работающий в питерском театре «Комедианты», со своей инсценировкой романа А. Желябского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее», и Глеб Черепанов, выпускник режиссерского факультета театрального института им. Щукина (мастерская В. Фокина) с пьесой У. Хуба «У ковчега в восемь».



Артем Баскаков, Глеб Володин, Глеб Черепанов, Александр Югов.
Фото - архив Пермского ТЮЗа.

По условиям лаборатории только один из участников после показа отрывка (30-40 минут) должен был получить право на постановку. Но вышло все по-другому. Да и происходило все не так, как в лабораториях у Олега Лоевского, отца всех лабораторий.

Художественный руководитель ТЮЗа Михаил Скоморохов, во-первых, был категорически против полного эскиза спектакля, считая, что за три-четыре дня это сделать невозможно. Спорить было бесполезно, потому что Скоморохов считает, что иначе это будет халтура. Во-вторых, он был против малого пространства, в котором обычно проходят такие показы. Да вообще-то малой сцены в ТЮЗе просто нет. Он предоставил всем режиссерам сцену и зал, и только Артем Баскаков настоял на том, чтобы его отрывок шел в фойе театра.

А в зал стараниями педагогов было запущено такое количество подростков, что четырехсот мест не хватило, и подростки плотно стояли вдоль всех стен. Кого пригласили, те и пришли. Кто же знал, что придут все? Честно говоря, мне казалось, что все должно было провалиться. Как правило, лабораторный показ требует камерного пространства и небольшого количества зрителей. Но с самого первого показа («У ковчега в восемь») реакции зала были настолько адекватными и точными, что ни глазам, ни ушам не верилось.

Показались хорошо все четверо. Но самый большой зрительский успех и наибольшее количество зрительских голосов (ребята заполняли анкеты) выпал на долю «Контакта» в постановке Александра Югова. Его пьеса казалась мне литературной и малодейственной. Но подростковый зал реагировал на каждую реплику бурно, страстно и очень живо. Взрослые люди, не очень понимающие, какую роль в жизни современного подростка играют социальные сети, были просто потрясены. Такую реакцию можно сравнить только с тем, как раньше посвященными воспринимался со сцены эзопов язык. Подобного эффекта в пермском ТЮЗе в последние годы давно не случалось. Да и молодые артисты вдруг проявили себя свежо и неожиданно. Словом, «Контакт» будет поставлен в ТЮЗе уже в этом сезоне. Благо, Югов - пермяк, и это многое упрощает.



Зрители.
Фото - архив Пермского ТЮЗа.

«Теперь ты снова бог», эскиз которого представил Артем Баскаков, наверное, так и будет играться в фойе театра. (В ТЮЗе когда-то были спектакли в фойе, для элитарного зрителя. Чудесные были «Кандид», «Вишневый сад», но сейчас надо деньги зарабатывать - не до театральной элиты). Словом, вместо одного режиссера победили двое. Но и двух других Скоморохов терять не хочет. С ними договоры будут заключены в следующем году.

А после просмотра последнего отрывка в фойе театра с ребятами из «фокус-группы» (а это были студенты вузов и школьники старших классов) были проведены обсуждения спектаклей. Это было, пожалуй, не менее интересно, чем показы. Они говорили об одиночестве, о Боге, о дружбе, о толерантности. В общем, умные оказались подростки и примкнувшая к ним молодежь. Были и взрослые. Но им слова не давали, а они очень рвались и обижались. Все время вспоминалась строчка из Евтушенко: «Какие хорошие выросли дети…» Что же мы их всё гнобим-то?
Previous post Next post
Up