Я давно сформулировал, что православные в одних случаях говорят о Вере, и что Бог всегда дает человеку возможность свободного выбора, в других - люди обвиняются в неверии в явные чудеса.
Однажды спрашивал в сети об этом священника, спросил, что вот есть в православии два этих подхода, они оба почтенны, вот только - они противоположны... Он как-то ответил, его ответ Тогда меня не удовлетворил, но увы Сейчас - не могу ни продемонстрировать, ни сам перечесть, он (священник) зачем-то закрыл доступ к очень многим записям в своем ЖЖ.
Незадолго до написания этого сообщения - сообразил, что в эзотерике ровно тоже самое! То - или бестолковые (а иногда и толковые) ссылки на данные парапсихологии, или "каждый может попробовать и убедиться на своем опыте" или еще варианты. То "надо верить".
Навело на мысль в общем тривиальное упоминание в книге к карточному оракулу
"Непредсказуемость волшебства выходит за пределы причины и следствия - вот почему волшебство нельзя проверить научным путем: результаты всегда будут разными".
Кассиди П. Оракул фей. Послания, которые несут нам духи природы. - СПб.: ИГ "Весь", 2021. - 240 с.: ил. - (Такое разное Таро). ISBN 978-5-9573-3149-0 // стр. 49 "Волшебство"
Само по себе это упоминание с одной стороны очень простая и скучная философия (ну и спорная...) и не стоит тщательного цитирования, с другой - я именно его прочтя, осознал то, о чем заметка.
***
Что из этого следует? Вероятно просто то, что современные и православные, и эзотерики - одинаково дети современной западной цивилизации, и вопросы о "вере и неверии" идут через одну и туже философию, и в православии и в эзотерике кому-то ближе условно говоря "подход абстрактной веры", кому-то наоборот "подход понятных чудес".
Выводы "на миллион" (о верности/неверности православия/эзотерики/иных мировоззрений) мое наблюдение естественно делать не поможет, но может оно и представляет некоторый интерес.