Храм каменных зеркал.

Feb 01, 2012 01:32

Слово “ухт” на армянском имеет два значения - “верблюд” и “ритуал поклонения”. Слово “сар” - только одно -”гора”.
Как перевести название горы “Ухтасар ” каждый решает для себя сам.
В любом случае не ошибется.




Дорога к Поклонной горе не бывает легкой…
И в этом мы убедились сполна. Так как времени на съемку было не очень то много - на все один день, решили не идти пешком, а взять старенький УАЗ-ик.
За деревенским клубом колхоза имени Ленина, как гордо гласила надпись выбитая на фасаде, дорога взяла и закончилась.





Сидящая впереди, рядом с водителем журналистка тщетно через лобовое стекло старалась разглядеть дорогу, видимую одному лишь богу да водителю.




Старенькую машину нещадно подбрасывало на бесконечных ямах и ухабах, и наша съемочная группа летала по кабине, не зная, держаться самим или держать аппаратуру.
Еще до поездки к горе Ухтасар, я, чтобы вооружиться знаниями о горе, порылся в интернете, поднял кое-какую литературу, а также побеседовал со знающими людьми.
Одним из них был Ашот Авакян, местный художник, директор Сисианского художественного училища и просто интересный человек. Оказывается название горы, интересовало и его тоже, и он даже провел целое расследование, стремясь установить истину
Согласно академическим источникам, название горы “Ухтасар” - расшифровывалось как “Гора-верблюд”, но данные которые собрал Ашот разговаривая с седыми стариками, давали право и на иную версию. Многие старики помнили еще с детства, что их родители в определенные дни года, а точнее 15 августа в день Навасарда (древнеармянский новый год), собирались и ехали к озеру чтобы именно там, принеся в жертву ягненка, встретить первые лучи солнца.
Как в точности все это делалось.. никто не помнил. Сам ритуал почти забыт. Даже слова, произносимые во время обряда никто не помнил. Старики помнили лишь обрывки бессвязных слов на непонятном языке, смысл которых невозможно было понять. Помнили еще и то, что этот ритуал обязательно надо было выполнять каждый год.
Паломники просили у гор дать им здоровье, хороший урожай, обеспечить обильные дожди и благополучие. И как только первые лучи солнца освещали молящихся, горы давали им свое благословение.




Да, такое вот непростое и загадочное место. Наш УАЗ-ик уже карабкался по крутому склону, цепляясь колесами за малейшие неровности почвы. Водитель Мартик, невозмутимо крутил баранку-для него это уже давно не приключение, а скорее обычная работа.
Вытянув довольно крутой и продолжительный подъем, машина остановилась. Все, приехали.




Нашему взору открылось небольшое плоскогорье с небольшим озером, окруженным большими валунами. За озером возвышалась гора с двумя вершинами. Ну чем не верблюд! А вот и морены - излюбленное место творчества древних! Именно на них чаще всего и бывают наскальные изображения! Доисторические художники выбирали как правило ровную плоскую сторону камня, покрытую синевато- перламутровым «горным загаром».



















Сердце забилось чаще от охотничьего азарта! Удивительно, казалось бы “детские каракули на камнях” почти везде в Армении выглядят одинаково…и должны были бы надоесть. Но это лишь на первый взгляд. Когда присматриваешься начинаешь различать даже различную технику рисунков и даже разные “школы”. И чем больше смотришь, тем больше разыгрывается фантазия и тем больше затягивает в поиски новых петроглифов.




Я начинаю медленно, чтобы не пропустить ничего интересного, обходить валуны. Что изображено на камнях? По этому поводу мнения сильно расходятся. Археологи - видят в картинах бытовые , ритуальные и охотничьи сценки, биологи - успешно определяют виды животных, населявших эти места, экзотерики - устройство вселенной и мистические знаки.










И действительно помимо фигурок человека, кстати изображенных тоже по-разному, много изображений безоаровых козлов, муфлонов даже оленей, есть собаки или может волки, представители кошачьих. Есть совершенно непонятные, не подпадающие ни под одну из категорий изображения. Например петроглифы, которые мы окрестили как “Воздушный змей”. А может это просто работа абстракционистов того времени?




























Каждый находит в них что-то интересное для себя. Они как зеркало, показывают человеку то, что у него в душе! И такие «зеркала» здесь повсюду. Каменные зеркала для души… Именно за это я так люблю петроглифы.







Где им быть, как не здесь, месте, куда каждый год происходят за очищением и благословением! То что в горы нельзя ходить с плохими мыслями я слышал еще давно, ну а в храм под открытым небом тем более!!!













Здесь чувства человека, огражденные от шума и суеты цивилизации,обострены и все воспринимается несколько иначе. А мысли непосредственно передаются ввысь. Ведь здесь ближе к Богу.
Подъехал еще один УАЗ-ик, с иностранцами. Как я выяснил позже - поляки.
По их широко открытым глазам и возбужденным лицам я понял, что и на них подействовала энергетика места! Они передвигались от камня к камню, возбужденно жестикулируя и переговариваясь. Но самое интересное было позже, когда водитель второго УАЗ-ика встал на камень с петроглифами. Туристы возмущенно зашикали на него, и согнали с камня, как будто он встал на полотно великого художника!







Я подошел к знаменитому камню с “Адамом и Евой”. На камне изображены мужчина, женщина и змей. Сюжет классический! Какие могут быть сомнения!!! Многие сразу, не задумываясь, подгоняют увиденное под знакомые сюжеты. Так рождаются сенсации.
На самом же деле, самое интересное спрятано тут же, на тех же самых камнях!!!
Разве не менее удивительно то, что например все животные изображенные на камнях изображены в соразмерных пропорциях по отношению к изображенному человеку. А змеи нет! Они намного больше!!! Сразу приходят на ум легенды о гигантских Вишапах - змеях стерегущих источники воды в горах. Никаких подтверждений о существовании таких больших змей в Армении нет (хотя недавно в СМИ прошли слухи о гигантских 6 метровых змеях убитых на армяно-грузинской границе). За достоверность фактов ручаться не могу, но кто знает…а вдруг?
Ведь видел же что-то древний художник, он же не просто так изобразил их такими большими!




Есть еще версия что это молнии. Но в таком случае почему они изображены вместе с животными? И у многих есть голова.
Продолжая осмотр я спустился к озеру. На мокром песке была отпечатана “медвежья лапа” и рядом подпись…”Здесь был Миша”! Решив немного пошалить, я стер надпись и криком подозвал ребят:
-“Смотрите!!! След медведя!!! Он еще свежий!!!”-
Реакция была предсказуемая : первое что сделали ребята, стали снимать диковинный след на камеру, даже не удосужившись в его подлинности.
Страсти разгорелись нешуточные, и я решил не разочаровывать ребят. Миша так и остался неразоблаченным.




Еще один прикол был настолько явным, что просто бросался в глаза - какой-то “умелец” выбил на одном из валунов какое-то длинношее животное, не то лань, не то жирафа. Но в отличие от безобидной шутки «Миши», это выглядело скорее как ”Здесь был Вася”.




Погода стала меняться на глазах. Совершенно голубое небо буквально на глазах заволокло темными, свинцовыми тучами. Черноту грозных туч, постоянно прорывали гигантские зигзаги молний. А может действительно не змеи а молнии???







Все. Аудиенция закончена. Гора намекнула нам, что пора уходить…
Едва я собрал аппаратуру, как полил дождь, который через минуту перешел в крупный град. В кабине можно было оглохнуть от грохота градин, барабанящих по металлической крыше. Но снаружи явно было намного «веселее». Наш УАЗ-ик медленно, скользя по градинам, стал осторожно спускаться вниз. “Дорога” и без того не легкая, на глазах превращалась в месиво. Единственным вариантом не слететь в ущелье- было съехать с дороги на целину и там, среди сухой травы и камней, пробивать новую.
Не успели до конца спуститься вниз, как ливень хлынул сильнее. Просто в воздухе повисла стена дождя!!! Дворники на лобовом стекле просто не успевали разрывать пелену воды!
Не знаю что видел водитель через стекло, но лично я ничего не мог разглядеть. И тем не менее, мы медленно но верно двигались вперед. Ливень закончился так же внезапно как и начался.
И как ни в чем не бывало засияло солнце! Я попросил остановиться на минуту.
Обернувшись я увидел поистине фантастическую картину! Мир стал похож на негатив: темно-свинцовое небо сверху и ярко-желтая, почти белая трава внизу. Визуальный центр тяжести у этой картинны неуютно висел вверху, над головой, и все время казалось что мир сейчас перевернется с ног на голову. Прямо мифические Елисейские поля загробного мира!







Грозная картина напомнила об оставшейся группе туристов, и я спросил водителя о том как же они выберутся - позади все было черно, и тем кто там остался явно было не сладко. Он достал сотовый телефон и набрал номер водителя второго УАЗ-ика. Через минуту мы узнали что все в порядке, и вторая машина миновав опасный участок уже приближается к нам. Вот теперь все в порядке







Так непросто мы добрались на аудиенцию к горе и так непросто она нас отпустила. Уже по дороге в Ереван, глядя на краски безумно красивого заката, я поймал себя на мысли, что паломничество состоялось! Я увозил с собой в душе удивительное спокойствие и умиротворенность подаренное этим чудесным местом.
Теперь даже сумасшедший ритм города не скоро сможет подмять меня под себя! И я надеюсь что этого ощущения хватит надолго …до следующей встречи.






горы, Армения.Ухтасар, путешествие, петроглифы, фотографии, доисторический, фоторепортаж

Previous post Next post
Up