Наверное бессмысленно писать отчет по технической части объекта - все равно коллегу первопроходца я врятли переплюну, а повторять одно и тоже не интересно. Поэтому я ограничусь общими впечатлениями о полазке и описанием того, что на снимках. В далеком 2007 году , перерывая космоснимки гугля я нашел 3 идентичных здания , с окружностью на крыше , одно из них на полуострове Рыбачий , а два других под Выборгом и под Котласом. Здания небыли никак подписаны , но явно были остатками некой антенной системы, круг сначала я принял за основание огромного шара-РПУ. Но чем являлся объект оставалось загадкой. И вот в 2008 году группа товарищей въехала на территорию где некогда располагался один из этих загадочных объектов - позицию на полуострове Рыбачий , самой северной точки Кольского полуострова. Объект во всю пилили на металл, но даже частично уцелевшая аппаратура приводила в восторг. Из остатков документов стало ясно что перед нами РЛС П-70 (5Н117) или же "Лена-М".
Антенны там уже не было по этому пройдя по зданию и сделав несколько фотографий мы уехали восвояси. Прошел наверное год или два , когда случайно в ЖЖ семейной пары путешествовавший по Русскому северу на лодках я не увидел фото этой РЛС, только антенна у нее была цела,а рядом значилась мало кому известный населенный пункт АМДЕРМА... С тех пор я загорелся идеей во что бы то ни стало побывать там...
Шли годы, но реальных способов попасть на край света было мало, самолет летал 1 раз в 2 недели , то есть надо было провести там половину отпуска и не спиться, вариантов прилетел-посмотрел-улетел не было, рассматривали и аренду вездехода из Воркуты, и аренду легкомоторного самолета или вертолета в складчину, но все не складывалось, либо стоило как эта РЛС. В 2013 году появился шанс, была найдена фирма которая возит туристов и рыбаков в те края на охоту-рыбалку, мы связались с ними , рассказали про наш интерес, и они помогли нам получить пропуска и приобрести билеты (оказывается туда посменно летает самолет и вертолет, про вертолет только мало кто знает кроме местных)
И вот в августе 2013 года , 3 человек сдали багаж и амуницию в аэропорту и решили перекусить перед дальней дорогой , 2 минуты опадания и "посадка на ваш рейс окончена" - мечте не суждено было сбыться. Самолет на Архангельск улетел без нас. Даже если бы мы улетели на другом рейсе - борт в Амдерму уходил рано утром и мы на него никак уже не успевали. Прошел 2014 и 2015 год, и два других участника уже не горели желанием лететь черти куда , на берег Карского моря, а я? а я хотел. И вот обломавшись с планами весной этого года несколько человек отправили заявку на пропуск в погранзону, мы решили не связываться с фирмой и попробовать все сделать сами. Пропуска пришли во время , но вот с билетами была полная жопа, не смотря что там край света поток пассажиров туда и оттуда огромный , местные летают к родне и отдыхать на юг, туристы , рыбак и и охотники летят туда. Нужного билета не было и не предвиделось , к тому же авиакомпания владелец вертолета наотрез отказывалась продавать билет частникам не через кассу в Нарьянмаре. Но так или иначе удача мне улыбнулась, нужный билет был взят, увы только один, второй человек в эту дату лететь уже не мог.
И вот погожим августовским вечером, уставший от долгих перелетов, маршброска в несколько километров и бессонной ночи , 7 лет спустя с момента как я узнал об этом месте, я вошел в гостеприимно распахнутые ворота последней уцелевшей РЛС этой серии.
Ну здравствуй Лена, я так долго шел к тебе!
Я скидываю рюкзак и просто смотрю на застывшее навеки творение человеческого разума в лучах заходящего солнца. Зеркало радара собрано из силуминовых трубок и посажено на сборный стальной каркас, который уже вращается на катках. Годы бездействия, мороз, снег, ветер и брызги морской воды сильно разрушили конструкцию зеркала радара. С моря набегает порыв ветра , он проникает в тысячи трубок радарного полотна , заставляя их гудеть и вибрировать - Лена начинает свою песнь, дикая смесь Органа и Варгана. Я считаю это приветствием , надеваю рюкзак, включаю фонарик и вхожу внутрь...
Системы вентиляции станции
Замысловатые изгибы и хитросплетения труб воздушного охлаждения передатчиков
Зал где размещались установки передатчиков и вспомогательная аппаратура
Высоковольтная аппаратура для питания ламп, выпрямители, трансформаторы , конденсаторы - рай для фанатов Н. Теслы))
Аппаратура выходных контуров передатчиков
2 этаж, механизмы перестройки каскадов
Моторы и редукторы приводов поворота антенного полотна
через передачу вращают валы проходящие через 2 этаж на крышу
Шкафы управляющие скоростью вращения
За дверью пост управления приводами, здесь выводится информация о текущем азимутальном повороте антенны, ветровой нагрузке, кренах, погодных условиях
Главный распределительный щит
Мозги и сердце комплекса
Последняя накопленная энергия ушла на трубки чтобы вспыхнуть на миг и погаснуть навсегда
Это вам не витую пару обжимать)))
Пора на свежий воздух
Поднимаюсь на крышу
Вид на поворотный круг и катки
Вывод одного из валов привода
Тундра до горизонта
Остатки поворотного вывода фидеров
Лезть на саму антенну не рискую - конструкции не внушают доверия
Наше свидание длиться уже около суток, пора бы и честь знать..
На последок захожу в гараж у ворот - ничего интересного, только запасные катки для антенны
Ну вот и все, я успел на свидание с "Леной" , но опоздал куда-то еще..
Пора уходить, бросаю последний взгляд на радар, накидываю рюкзак и иду прочь по дороге. Я ушел уже далеко когда сильный порыв ветра донес до меня завывания и вибрации антенны как прощальную песню. Вернусь ли я сюда? я не знаю, может быть пройдут годы, и со мной будут другие люди, а может быть этого никогда не случится. Слишком тяжелой для меня выдалась эта поездка и слишком неоднозначны воспоминания о ней. И где-то у одного из входов пока будет цело здание, тупым концом ложки будет выцарапано слово вертевшееся в те дни у меня на языке, и сколько времени бы не прошло и как бы далеко я не находился в порывах ветра мне всегда будет слышаться какофония звуков услышанная на берегу Карского моря этим летом...