Практическое созидание предметного мира, переработка неорганической природы есть самоутверждение человека как сознательного - родового существа, т.е. такого существа, которое относится к роду как к своей собственной сущности, или к самому себе как к родовому существу.Животное, правда, тоже производит. Оно строит себе гнездо или жилище, как это делают пчела, бобр, муравей и т.д. Но животное производит лишь то, в чем непосредственно нуждается оно само или его детеныш; оно производит односторонне, тогда как человек производит универсально: оно производит лишь под властью непосредственной физической потребности, между тем как человек производит даже будучи свободен от физической потребности, и в истинном смысле слова только тогда и производит, когда он свободен от нее; животное производит только самого себя, тогда как человек воспроизводит всю природу; продукт животного непосредственным образом связан с его физическим организмом, тогда как человек свободно противостоит своему продукту. Животное строит только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету присущую мерку; в силу этого человек строит также и по законам красоты. Поэтому именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство есть его деятельная родовая жизнь. Благодаря этому производству природа оказывается его произведением и его действительностью. Предмет труда есть поэтому опредмечивание родовой жизни, человека: человек удваивает себя уже не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире. Поэтому отчужденный труд отнимая у человека предмет его производства, тем самым отнимает у него его родовую жизнь, его действительную родовую предметность, а то преимущество, которое человек имеет перед животным, превращает для него в нечто отрицательное, поскольку у человека отбирают его неорганическое тело, природу." К. Маркс «Экономико-философские рукописи 1844 года»
Разумеется, если "просто" раздать всё в частную собственность, то изначально ситуация сильно не изменится - большая часть будет бессмысленно разбазарена (приватизация - хороший пример), но даже и "крепкие хозяева" всё равно в итоге долго не продержатся (и крупные игроки сожрут преобладающую часть т.н. "мелкого бизнеса" с хрустом) - так что колхозы (при всех их недостатках) были, пожалуй, единственным рабочим вариантом (по крайней мере - на переходный период).
Поэтому именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство есть его деятельная родовая жизнь. Благодаря этому производству природа оказывается его произведением и его действительностью. Предмет труда есть поэтому опредмечивание родовой жизни, человека: человек удваивает себя уже не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире. Поэтому отчужденный труд отнимая у человека предмет его производства, тем самым отнимает у него его родовую жизнь, его действительную родовую предметность, а то преимущество, которое человек имеет перед животным, превращает для него в нечто отрицательное, поскольку у человека отбирают его неорганическое тело, природу."
К. Маркс «Экономико-философские рукописи 1844 года»
Разумеется, если "просто" раздать всё в частную собственность, то изначально ситуация сильно не изменится - большая часть будет бессмысленно разбазарена (приватизация - хороший пример), но даже и "крепкие хозяева" всё равно в итоге долго не продержатся (и крупные игроки сожрут преобладающую часть т.н. "мелкого бизнеса" с хрустом) - так что колхозы (при всех их недостатках) были, пожалуй, единственным рабочим вариантом (по крайней мере - на переходный период).
Reply
Leave a comment