Три линии раскола

Dec 12, 2019 15:23

Весной 1988 года раскол в руководстве СССР становился все более ощутимым. До прямых конфликтов дело не доходило, но разногласия по мере продвижения перестройки  становились все более очевидными и даже острыми.  В Политбюро, Секретариате ЦК, правительстве работали разные люди, с разными взглядами.

Их четко можно разложить на три категории (члены политбюро и Секретариата).

Сторонники ликвидации социализма и ликвидации СССР

Сторонники создания планово-рыночной экономики и сохранения СССР

Сторонники сохранения социализма и сохранения СССР

М. Горбачев

Н. Рыжков

Е. Лигачев

А. Яковлев

А. Лукьянов

А. Громыко

Э. Шеварнадзе

Г. Разумовский

М. Соломенцев

В. Чебриков

В. Воротников

Л. Зайков

В. Долгих

А. Бирюкова

В. Никонов

Н. Слюньков

В. Щербицкий

С первой группой разрушителей все более менее ясно  - они целенаправленно убивали социализм и СССР.
Вторая, это сторонники рыночного социализма, капитализма «с человеческим лицом». Анатолий Лукьянов рассказывал так:
«На каком-то этапе и Николай Иванович Рыжков, и я - мы разделяли тот план перестройки, который, я повторюсь, был намечен вовсе не Горбачевым. Я свидетель, что такой план изменения экономической политики был разработан еще Косыгиным, которого я до сих пор считаю одним из самых серьезных политиков в нашей стране. Он понимал, что такое экономика, именно плановая экономика, он был человеком, который знал директоров всех крупных предприятий страны, - вот такой он был, Косыгин.
Косыгинская «реформа» была подготовлена, но потом и «похоронена» прежде всего чехословацкими событиями. Но линия на усиление роли предприятия, материальной заинтересованности, на использование прибыли - все это идет именно от Косыгина. И все эти материалы были положены в основу работы комиссии по преобразованиям, которая была создана руководством СССР. Сначала ее возглавлял Андрей Кириленко, и в течение 11 лет он занимался этой проблематикой.»




Николай Рыжков был во главе группы «косыгинцев» -- они хотели создать в СССР рыночную экономику с сохранением плановых инструментов

Ну и наконец третья группа сторонников социализма, главной фигурой среди них был Егор Лигачев. Он высказывал все большее недовольство реформами. Против него давно вел интриги.Сам Лигачев далее вспоминает:
«В приемной моего кабинета с утра до вечера были люди. И вовсе не потому, что я их «мариновал», - принимал всех, как правило, в порядке живой очереди, делая исключение лишь для тех, кто приехал издалека, их пропускали ко мне быстрее. Но посетителей записывалось на прием много, очень много, а потому около моего кабинета вечно был народ. Конечно, не обходили меня и первые секретари обкомов, крайкомов партии. Приезжая в Москву, они обязательно поднимались в кабинет № 2, и я их принимал в любое время.

У меня есть немало оснований предполагать, что это людское кипение в моей приемной кое-кто тоже преподносил Горбачеву вполне определенным образом. Я работал - работал трудно, много и напряженно, решая с посетителями множество конкретных, жизненно важных вопросов, в конце концов это был мой практический вклад в перестройку. Но кто-то, видимо, принялся внушать Горбачеву мысль о том, что Лигачев слишком много берет на себя, что он «обрастает» слишком сильными связями в партии, среди членов ЦК. В печати начали поговаривать о «заговоре» Лигачева в ЦК.»



Егор Лигачев был самой крупной фигурой в среде консерваторов, сторонников социализма

Перед большими реформами следовало нанести мощный удар по позициям консерваторов. И он был нанесен.

Н. Слюньков

Политика перестройки

Previous post Next post
Up