Оригинал взят у
iwia в
На каждом километре-11: Европа на пути ко Второй мировой войне, ч. 7 (2 половина 1938 г.)Начало здесь:
Европа на пути к Второй мировой войне, ч. 1 (1933 г.) Европа на пути к Второй мировой войне, ч. 2 (1934 г.) Европа на пути к Второй мировой войне, ч. 3 (1935 г.) Европа на пути к Второй мировой войне, ч. 4 (1936 г.) Европа на пути ко Второй мировой войне, ч. 5 (1937 г.) Европа на пути ко Второй мировой войне, ч. 6 (1 половина 1938 г.) В июле 1938 г., несмотря на достигнутые в мае принципиальные договоренности с чехословацким правительством о создании автономии судетских немцев (которые в дальнейшем предполагалось уточнять о создания автономного правительства), лидер пронацистской Судетско-немецкой партии Гейнлейн потребовал уже не автономии, а отделения. Сыграла в кризисе свою роль, безусловно, и дискриминационная политика чехословацкого правительства по отношению к немцам в предыдущие годы - теперь поддержка СНП в населенных немцами регионах, обхватывавших Чехию по периметру у границ с Германией и уже аннексированной Австрией, была почти полной, мелкие немецкие партии консервативного и центристского направления влились в СНП, а поддержка социал-демократов (социал-демократы немецкого происхождения в Чехословакии имели свою партию, дружественную, но организационно независимую от ЧСДП) упала. Тем не менее, "самоопределение немецкого населения" для Гитлера было, разумеется, лишь поводом захватить военные укрепления и военную промышленность Чехословакии, чтобы потом добить ее как государство.
Территориальные претензии к Чехословакии имели также Венгрия (претендовавшая на юг Словакии и ныне входящее в состав Украины Закарпатье) и Польша, требовавшая от Чехословакии передачи города Чески-Тешин (западная часть города Тешин, разделенного между Чехословакией и Польшей после Первой мировой войны) и его окрестностей.
3 августа в Прагу прибыл представитель английского правительства Ренсимен, требовавший от Чехословакии дальнейших уступок Гейнлейну и Германии; тем временем, 1 сентября Гитлер, напротив, потребовал от Гейнлейна бескомпромиссной политики, направленной на борьбу с чехословацким правительством и отделение Судет.
За поддержку Чехословакии в Англии и Франции выступали не только прогрессивные силы, но и часть правых, понимавших, что на Судетах Гитлер не остановится - так, со статьей, призывающих к совместному англо-французско-советскому давлению на Германию, призвал Черчилль (на тот момент его сторонники в Консервативной партии составляли внутрипартийную оппозицию).
Позицию же правящих сил обеих стран характеризует поступок министра иностранных дел Франции Боннэ, представившему на заседание кабинета министров доклад начальника генерального штаба Гамелена о состоянии вооруженных сил страны, выбросив из него всё то, что говорилось о сильных сторонах французской армии и оставив только обзор слабостей (против такого цитирования был вынужден выступить сам Гамелен). 12 сентября французское правительство сообщило британскому послу, что "не имеет возможности" выполнить союзнические обязательства по отношению к Чехословакии.
7 сентября гейлейновцы начали нападения на чехословацкие органы власти, 13 сентября чехословацкое правительство ввело войска и дополнительные силы полиции в регион.
15 сентября британский премьер Чемберлен вылетел в Германию для переговоров с Гитлером, который открыто грозил войной Чехословакии и тем странам, которые ее поддержат. К моменту возвращения Чемберлена в Англию (18 сентября) свой доклад представил и Ренсимен, предложения которого сводились к полной капитуляции Чехословакии перед Гитлером - помимо передачи территорий с немецким большинством, Чехословакия по мнению Ренсимена должна была заключить с Германией благоприятствующий торговый договор, а также отказаться от военного союза с Францией и СССР в обмен на военные гарантии.
18 сентября в Лондон прибыли французские премьер-министр Даладье и министр иностранных дел Боннэ, и 19 сентября Англия и Франция своей нотой потребовали от Чехословакии скорейшей передачи Судет.
19 сентября чехословацкий президент Бенеш обратился к СССР, который ответил заявлением о готовности выполнить союзнические обязательства. Тем временем власти Польши заявили, что не пропустят войска и авиацию СССР через польскую территорию и начнут войну с СССР в случае попытки прорыва.
21 сентября советский представитель выступил в Лиге наций с требованием поддержки Чехословакии - тем временем английский и французский посланники в Праге заявили Бенешу, что не намерены поддерживать Чехословакию (несмотря на то, что Франция имела с ней договор о военном союзе), если он не выполнит требование о передаче Судет. Более того, в случае войны Германии против Чехословакии и СССР англичане и французы грозили поддержать "крестовый поход против большевизма".
21 сентября кабинет Милана Годжи принял решение о капитуляции, но после этого был вынужден уйти в отставку в результате всеобщей забастовки.
22 сентября в Германию снова прилетел Чемберлен, который заявил Гитлеру о согласии на передачу Судет, в ответ же Гитлер выдвинул новые требования - об удовлетворении венгерских и польских претензий к Чехословакии. Британцы передали требования Германии чехословацкому правительству, однако чешский посланник в Лондоне Ян Масарик 25 сентября ответил на эти требования отказом.
23 сентября СССР правительство СССР заявило временному поверенному в делах Польши в Москве, что в случае вторжения польской армии в Чехословакию разорвет договор о ненападении с Польшей; в ответной ноте правительство Польши объявило свои военные приготовления на границе с Чехословакией "оборонительными".
29 сентября Гитлер, Муссолини, Чемберлен и Даладье встретились в Мюнхене (представителей СССР и самой Чехословакии на конференцию не пригласили), где 30 сентября подписали договор о передаче Германии, Польши и Венгрии территорий, на которые они претендовали, в обмен на гарантии целостности оставшейся части Чехословакии. Также Чемберлен и Гитлер 30 сентября подписали договор о ненападении между Германией и Великобританией (в декабре такое же соглашение заключат Германия и Франция).
Чемберлен, Даладье, Гитлер, Муссолини и министр иностранных дел Италии Чиано в Мюнхене 29 сентября 1938 г.
30 сентября президент Бенеш и правительство генерала Сыровы, пришедшего на смену Годже, согласились выполнить требования - возможность официально обратиться к СССР за помощью (в случае которой СССР пообещал выполнить свои обязательства - войска уже были переброшены к западным границам страны) Чехословакия так и не использовала. 1-10 октября Судеты были полностью заняты Германией, а Тешинсткая область - Польшей; 2 ноября министры иностранных дл Германии и Италии провели в Вене арбитраж по вопросу о венгерских претензиях к Чехословакии - Венгрия получила 21 % территории Словакии с городом Кошице и юг Закарпатья с его крупнейшими городами Ужгородом и Мукачево, кроме того, Германии была переданы пригороды Братиславы Девин и Петржалка.
Немалую роль в принятии такого решения сыграла позиция Польши - чехословацкий генеральный штаб
заявил правительству, что сопротивляться германским войскам Чехословакия может в течение нескольких месяцев, дожидаясь подхода СССР на помощь, но в случае одновременного нападения Германии, Польши и Венгрии Чехословакия будет быстро разгромлена.
Капитуляция также привела к приходу к власти в Чехословакии заведомо реакционных сил (Бенеш 5 октября 1938 г. ушел в отставку, до ноября обязанности президента исполнял премьер Сыровы, затем же президентом стал Эмиль Гаха, беспартийный юрист правых взглядов, а премьером - аграрий Рудольф Беран), до окончательной ликвидации чехословацкой государственности в марте 1939 г. сделавших всё, чтобы выслужиться перед Гитлером. В Словакии и Подкарпатской Руси (переименованной в Карпатскую Украину) были созданы реакционные автономные правительства Йозефа Тисо (лидер фашистской Глинковой словацкой народной партии католический священник) и Августина Волошина (также священник, греко-католик, сторонник ориентации на нацистскую Германию в противовес Венгрии, претендовавшей на всё Закарпатье).
В Словакии были запрещены все партии, кроме правящей ГСНП и партий венгерского и немецкого национальных меньшинств; в Чехии правые партии (аграрии, национал-демократы) и правое крыло центристской Чехословацкой национально-социалистической партии (партия бывшего президента Бенеша) объединились в Партию национального объединения, а левое крыло ЧНСП и социал-демократы - в ставшую единственной оппозиционной Национальную партию труда, тогда как коммунисты были запрещены.
За недолгое время существования "Второй Чехословацкой Республики" ее правительство успело также ввести цензуру, принять дискриминационные законы против евреев и цыган и начать сотрудничество с гестапо - республику это, впрочем, не спасло.
Мюнхенский сговор также привел к формальному роспуску Народного фронта во Франции - когда коммунисты выступили в парламенте против его ратификации, радикалы на партийном съезде 30 октября 1938 г. объявили о разрыва межпартийного соглашения. Сдвинулось вправо после этого и экономическая политика правительства Франции - победа реакционных сил оказалась почти всеобъемлющей.
На протяжении второй половины 1938 г. ухудшалось также положение республиканской Испании - несмотря на провал наступления националистов на Валенсию в июне-июле и начало республиканского наступления на реке Эбро, которая была форсирована 25 июля, в результате затяжных боев в ноябре националисты отбросили республиканцев обратно за Эбро.
Контролируемые мятежниками (синий) и республиканцами (красный) территории перед битвой на Эбро
Территории, занятые республиканцами в ходе битвы на Эбро (розовый)
В ноябре 1938 г. французское правительство, стремившиеся к продолжению "умиротворения" Германии и Италии, задержало в Бордо технику, закупленную республиканцами у СССР. Франко, в свою очередь, осуществил массовую закупку техники у Германии в обмен на значительную долю в добывающей промышленности страны.
23 декабря 1938 г. войска Франко начали наступление на Каталонию, имея полное превосходство в технике и личном составе.