Люди спорят, что такое (кто такие) балбалы, как правильно называть древние каменные изваяния, которых немало было в нашей стране, какой смысл придавали им в прошлом. Кто-то утверждает, что балбал - это
«каменный человек».
Другие говорят, что балбал - это стела или же, если грубо, столб. Причем споры идут и о назначении «столбов». То ли к ним
привязывали скакунов. А, может, балбалами отмечали на могиле воина
количество убитых им врагов.
Искать сейчас ответы - занятное дело, однако история - проститутка, и утверждать что-то наверняка по прошествии стольких лет - …
Но последним двум утверждениям о балбалах я не верю. Кто видел вблизи балбалов (мои прадеды называли этим словом именно каменных людей), тот, скорее всего, согласится. Энергетика прошлого, степная магия сконцентрирована в этих фигурах, увидев которые, почти невозможно забыть.
Так же, как и эти казахстанские древности.
Кошкартас
Кулпытас Древнее захоронение. Изображения на камнях похожи на наскальные рисунки.
Камни крупнее
Койтас Старинная мечеть «Шакен ишан» под Актобе
Сандыктас
Еще один балбал
Абат-Байтак, выдающийся памятник средневековья, находится в Хобдинском районе Актюбинской области. Это единственный мавзолей шатрового типа, который сохранился на территории Казахстана. Уникальный комплекс поразительной красоты, сложенный из обожженного красного кирпича, относится к XIV-XV векам, к знаменитой эпохе Золотой Орды. По легендам в нем похоронен батыр Абат, сын великого степного философа-утописта Асана-кайгы.
Недалеко от Абат-Байтака до нынешних дней сохранился мавзолей Кыз-аулие из сырцового кирпича. Эти два памятника были зафиксированы французским ученым Кастанье, посетившим здешние земли в XIX веке. Но до 1979 года, когда в актюбинские края была направлена экспедиция, в которой участвовал известный ученый Серик Ажигали, мавзолей официально считался исчезнувшим с лица земли.
Мавзолей пытались восстановить при Советском Союзе. В 80-х годах его «реставрировали» с помощью современного кирпича и цементного раствора, но эти работы были, к счастью, приостановлены. Полтора года назад завершилась реставрация, проведенная уже нашими современниками.
Что еще добавить? Серик Ажигали, доктор исторических наук, неоднократно выступал по поводу недопустимости «Ура-реставрации». Я тоже против огульной реставрации памятников, но за их консервацию. Потому как мне был более по душе "первоначальный вариант". Ведь, несмотря на то, что Абат-Байтак восстанавливали с учетом древней технологии, налета новизны избежать не удалось.
Уже история
У древних некрополей, простоявших многие века, сохранившихся после войн и набегов, проблемы назрели в нынешнее мирное время. Современники вольно или невольно наносят вред памятникам, вторгаясь на их территорию свежими захоронениями, отламывают частички «на память», портят своеобразие, прокладывают дороги, добывают нефть и вместе с тем непременно хотят восстановить древности до первоначального вида.
Сама наступающая цивилизация очень часто не оставляет места для прошлого. И существует риск потерять в погоне за «левым» приработком, урожаем или же нефтедолларами свое историческое наследие, воистину бесценное.
Это наша история, часть которой растащили, в лучшем случае по музеям. Честно говоря, после посещения подобных мест и объектов, остается странное ощущение. Что-то вроде безвременья, в котором за нами, мимолетными, наблюдает кто-то вечный.
снято в разное время в Казахстане: некрополи Абат-Байтак (Актюбинская область), Кошкар-ата, Калипан (Мангистауская область), города Актау и Актобе