В газете "Петербургский дневник" от 21.08. на 18 стр.

Aug 24, 2015 12:01

Моя "статья" про коллекцию живописи графа Орлова в Гатчине. Если вам интересно, то я продублирую здесь.

http://www.spbdnevnik.ru/files/flimsy/pdf/774_1440139177.pdf

Итак,
"Формирование коллекций произведений искусства в Гатчинском дворце началось при первом владельце, фаворите императрицы Екатерины II, графе Григории Григорьевиче Орлове (1734 - 1783). Благосклонность великой княгини, а затем самодержавной императрицы, к незнатному дворянину, сделала из него одного из богатейших вельмож России. И молодой офицер, не получивший достойного образования, собрал в своих дворцах блестящие коллекции живописи, оружия, скульптуры.
Поэтому интерес к орловскому периоду гатчинской истории вполне закономерен. При графе Григории Орлове в Гатчинском дворце находилось значительное собрание картин самых разных жанров (пейзажей, портретов, жанровых сцен), которое было маркировано весьма примечательным способом: кусок веревки был закреплен сургучными печатями на подрамнике и тыльной стороне холста. Сказать точно, сколько картин входило в состав коллекции первого владельца Гатчины невозможно. Не сохранилось ни одной описи живописного собрания, более того, наследники графа после его смерти сожгли личный архив Григория Орлова. Поэтому не только состав коллекций «гатчинского помещика», но и подробности его бурной жизни исследователям приходится собирать буквально по крупицам.
По сведениям исследователей, граф Григорий Орлов отдавал предпочтение итальянским художникам. И даже по тем немногим картинам, о которых можно с уверенностью сказать, что они происходят из его коллекции, перед глазами встает примечательная картина вкусов эпохи.

В подборе картин сказывались не только художественные предпочтения хозяина дворца. Напомним, что Григорий Орлов был младшим братом графа Алексея Орлова, героя знаменитого Чесменского сражения, в котором русская эскадра одержала блестящую победу над турецким флотом. Неудивительно, что в собрании Гатчинского дворца оказались три полотна со сценами морского сражения кисти Якоба Гаккерта, повторения картин, написанных по заказу Екатерины II для Петергофа. При Орлове они находились в Приемной графа, а при Павле I во дворце появилась Чесменская галерея, главным украшением которой стали все три картины. К сожалению, в войну сохранилась только одна из них, и сейчас она находится в ГМЗ «Царское Село».
Из наиболее известных картин из коллекции графа, которые сейчас находятся в ГМЗ «Гатчина» - «Изгнание из рая» кисти Луки Джордано (1634 - 1705). Уроженец Неаполя, ученик знаменитого Хосе Риберы, он закончил художественное образование в Риме, позже работал во Флоренции и Париже. В Мадриде и Толедо Лука Джордано выполнял заказы испанского короля Карла II. Современники восхищались свободой, с которой художник строил композиции больших полотен, мощью напряженных человеческих тел, написанных широкой кистью, с использованием резкой светотени. Луку Джордано часто называют последним живописцем итальянского барокко. При Орлове это полотно находилось в Картинной комнате в Кухонном каре дворца.
Лука Джордано. "Изгнание из рая".


Еще один итальянский живописец, полотна которого происходят из коллекции графа Орлова, Джованни Франческо Романелли (1610 - 1652), прозванного «il Raffaellino». Он обучался в Риме у Пьетро де Кортона, выполнял заказы папы Урбана VIII, работал для патрицианских римских семей. В 1645 году Романелли переехал в Париж, к своему новому покровителю - кардиналу Джулио Мазарини. В Париже художник много работал по заказам королевского двора, до сих пор в Лувре сохранились росписи Романелли в летних апартаментах королевы-матери Анны Австрийской. В Тронной Марии Федоровны можно увидеть три картины кисти Романелли: «Скилла, дочь царя Мегарского, приносящая златые волосы отца Миносу», «Александр Македонский и побежденный царь» и «Суд Соломона».
Романелли. "Скилла,дочь..."


Из итальянских живописцев конца XVII века, трудно было найти более знаменитого, чем Питер Мулиер Младший, прозванный «Темпеста» (1637 - 1701). Жизнь этого художника, который родился в Гарлеме в Голландии, но прожившего всю жизнь в Италии, сама походит на авантюрный роман. В 18 лет он покидает родину, уезжает в Рим. Мулиер работал в Риме и Венеции. В Генуе художник был осужден на 8 лет за убийство жены. Но тюремное заключение не сломило его, более того, в это время он плодотворно работает. Конец жизни художник провел в Ломбардии, в Милане. Огромной популярностью пользовались мастерски написанные П. Мулиером бурные морские пейзажи, за которые его прозвали «Темпеста», что значит в переводе в итальянского «буря, гроза». В Тронной Марии Федоровны было три картины Темпесты из коллекции Г. Орлова: одна из них была утрачена в войну («Пророк Иона, выбрасываемый в море»), две сохранились («Приморский вид ночью», «Пейзаж с обедающими пастухами»).
Темпеста. Пейзаж с обедающими пастухами.


Гости, которые навещали «гатчинского помещика», восхищались его собранием картин, которые украшали и жилые, и парадные помещения дворца. И сейчас эти полотна неизменно радуют посетителей Гатчинского дворца".

любимое, искусство, фото, живопись, тема для размышления, цитата, просто к слову, про меня, интересное

Previous post Next post
Up