Этот старинный эльзасский город награждают разными, но всегда восторженными эпитетами. И действительно, у любого путешественника создаётся впечатление, будто он попал в волшебную сказку - причудливо украшенные дома, среди которых, пожалуй, преобладают фахверковые строения, мощёные улицы, фонтаны, каналы, мосты и море цветов. Подробный и тщательный рассказ об истории Кольмара - задача слишком объёмная и требует много знаний и усилий, поэтому небольшая серия моих заметок и фотографии будут скорее лёгкими штрихами к портрету города.
Вероятно, что в этих землях существовало поселение ещё в домеровинговскую эпоху, а позднее местность, где сейчас расположен город, являлась одним из доменов Империи франков. Здесь находились швейные мастерские, где трудились мужчины-рабы и свободные женщины, которые изготовляли одежду и различные предметы роскоши для королевской семьи.
Рассказывают такое предание. Карл Великий в одном из своих походов против саксов приметил двух молодых мужчин, которые показали себя храбрыми и умелыми воинами. Он их призвал к себе и спросил, откуда они. Мужчины ответили, что они родились в Кольмаре (прим.: в IX в. город назывался Columbarium). Карл не пожелал, чтобы в его личной свите были люди с небезупречным происхождением, и отправил их прислуживать в свой дворец. Воины ничего не ответили королю, но выйдя из его шатра, тут же бросились в бой с саксами и смыли своей кровью и кровью своих противников пятно рабского происхождения.
На одной из площадей города с красивым название «Площадь Шести Черных Гор / Place des Six-Montagnes-Noires » стоит памятник Жану Россельману (Jean Roesselmann). Жан Россельман, живший в первой половине XIII в., был сыном кожевенника из соседнего города Тюркайма. Ему удалось попасть в услужение к кольмарскому прево, а позднее, несмотря на своё незнатное происхождение, Жан сам стал прево города. Среди горожан Россельманн имел репутацию человека умного, порядочного и осторожного политика, и благодаря этим качествам смог принести много пользы своему городу. Однако, в 1261 г. Россельманн не смог помешать епископу Страсбургскому завладеть городом.
Россельманн был вынужден бежать, но в скором времени, заручившись помощью Рудольфа Габсбургского (будущего короля Германии), решил освободить город от власти епископа. Россельманн тайком пробрался в город и спрятался в бочонке, а ночью выбрался из своего своеобразного убежища, открыл городские ворота и поднял вверх копье, на конце которого он зажёг факел. Это был условный сигнал для Рудольфа. Войска вошли в Кольмар и вместе с городскими буржуа подняли бунт. И хотя епископские приспешники были изгнаны из города, большинству из них удалось бежать через подземный ход.
Россельман вернулся к власти, но, надо заметить, быстро договорился с епископом Стасбургским, и впоследствии вместе с ним интриговал против графа Габсбургского. Но мирная жизнь города длилась недолго: утром 25 октября 1262 г. сотня вооружённых людей под командованием синьора де Венек [ничего про него не знаю], ворвались в Кольмар. Россельман быстро поднял своих людей на защиту города, но сам был убит. Гибель прево подняла волну мщения, и враг был разбит, а всех пленённых отправили на плаху. Тех буржуа, которых уличили в сговоре с синьором де Венеком, приговорили к казни как предателей: их привязали к хвосту лошадей, протащили до места казни, где колесовали. И с тех пор имя Россельманна стало для кольмарцев символом свободы.
В Средние века Кольмар имел статус свободного имперского города, что давало ему значительные привилегии - самоуправление, относительная политическая независимость, кроме того, городским прево мог стать только житель города. Законы города, как и в других средневековых городах, регулировали правила вступления в число горожан, право собственности и общего владения между супругами, права детей на наследство, возраст совершеннолетия (15 лет), были определены меры веса, длин и жидкостей, а также наказания за разные виды преступления, нанесения увечий и травм, клятвопреступление и т.д.
Например, когда в городе обнаруживали убийство, звонили в колокол, и виновный должен был появиться перед судом.
Если вина предполагаемого преступника была доказана, ему отрубали голову. Если обвиняемый объявлял себя невиновным, то ему давали право на судебный поединок.
Если преступник бросался в бега, дом того буржуа, под покровительством которого он находился, сносили и запрещали восстанавливать его в течение года.
Если между некоторыми горожанами возникала распря, судья имел право предъявлять лишь одно обвинение каждому участнику конфликта.
Если приговорённый отказывался подчиниться вынесенному наказанию, он мог обратиться в суд других городов с подобными привилегиями (мне кажется, что это касалось не всех видов преступления).
Пришлые люди (негорожане) не имели право свидетельствовать против горожан Кольмара.
Если горожанин совершал какое-либо преступление вне города, его сограждане не оказывали ему поддержку, если он не успел вернуться в город после этого события.