📍 rue de la Ferronnerie, Paris
На этой совершенно будничной фотографии запечатлена одна из старейших парижских улиц. Известно, что в начале XIII в. она уже существовала как rue de la Charronnerie (Charron - каретник, тележник), а в 1229 г. король Людовик IX Святой распорядился переименовать улицу и дать ей новой название rue de la Ferronnerie, то есть Скобяная улица. Это сейчас rue de la Ferronnerie, можно сказать, очень просторная: её ширина составляет целых 16,5 м, а несколько веков назад она не превышала и четырёх метров. И именно здесь, на этой узкой и плотно застроенной улице, 15 мая 1610 г. произошла роковая трагедия, ставшая одной из поворотных вех в судьбе Франции.
Около пяти часов вечера на Скобяную улицу въехала и тут же остановилась карета - она оказалась зажатой между двумя телегами (одна телега везла сено, а другая - бочки с вином). Кортеж сопровождался всего двумя слугами, один из которых отправился разбираться с телегами, а второй отошёл в сторону. Внезапно к карете, где находились король Генрих IV и несколько его приближённых, бросился высокий человек в зелёном одеянии и нанёс королю кинжалом три удара. Второй удар оказался смертельным. Убийцей короля оказался 31-летний школьный учитель и несостоявшийся монах Франсуа Равальяк, уроженец Ангулема, который «решил оказать великую услугу отечеству, избавив его от государя, который не желает сохранить в стране мир и к тому же не является добрым католиком». Этот религиозный фанатик уже трижды пытался добраться до короля с целью покушения, четвёртый раз ему это удалось.
Charles-Gustave Housez «L'Assassinat d'Henri IV et l'arrestation de Ravaillac», 1860
В записках жившего в XVII в. Жедеона Таллемана, известного «сборщика сплетен и слухов», как его иногда язвительно называли, можно найти описание убийцы Генриха: «У этого Равальяка борода была рыжая, а волосы чуть-чуть золотистые. В общем-то он был бездельник, который обращал на себя внимание лишь тем, что одевался скорее на фламандский манер, нежели на французский. Сбоку у него вечно болталась шпага; нрава он был унылого, но как собеседник приятен».
Так и осталось неизвестным, был ли Равальяк участником какого-то заговора или действовал исключительно по собственному почину. Расследование, которое, по мнению многих, велось не слишком усердно, не дало существенных результатов - Равальяк отрицал существование каких-либо сообщников. 27 мая того же года на Гревской площади (ныне - это Place de l'Hôtel de Ville) состоялась казнь Франсуа Равальяка. Палач раздробил ноги и прожёг тело Равалька раскалёнными щипцами, заливая ему раны расплавленным свинцом и смолой. После этого преступника подвергли четвертованию лошадьми, а разъярённая толпа довершила экзекуцию, растерзав его останки на части. И с этого момента начался не самый весёлый период французской истории - на долгие годы власть прибрали к рукам королева-регентша Мария Медичи и её фавориты супруги Кончини, бессовестно разорявшие страну семь лет.
Знак на мостовой Rue de la Ferronnerie на месте, где был убит Генрих IV