Средневековый город

Jan 02, 2017 14:30


Средневековый европейский город (речь пойдет о периоде с  XI по XV вв.) представляет собой хаотичную застройку, лишённую логики и единообразия. Он редко строится по чёткому и продуманному плану (я вот так сходу не могу придумать подходящий пример, но, говорят, такие были - по идее, это должны быть военно-оборонительные поселения). Город окружен защитной стеной с несколькими воротами, которые на ночь запираются. Торговцы, путешественники и жители, покидающие город по собственным надобностям, стараются успеть до закрытия ворот, чтобы не остаться ночевать за городскими пределами. В военное время оставляют открытыми только одни или двое ворот, а остальные просто замуровывают. Рядом с городской стеной обычно проводятся народные гуляния и военные состязания.



Hôtel du Bol d'Or (1513 г.), г. Витре

На узких, извилистых улицах жилые дома с сильно нависающими верхними этажами плотно жмутся друг к дружке. Даже в самый ясный день солнечные лучи не могут полностью осветить улицу. Крючковатые улицы то сужаются, то расширяются, но их ширина редко превышает несколько метров. В иных местах с трудом протиснется одна телега, куда уж разъехаться двум. Возле некоторых домов установлены специальные каменные «тумбы», которые защищают стены от ударов проезжающих мимо повозок. Днем здесь жизнь бьёт ключом, улица заполнена всеми возможными звуками: колокольный звон, оповещающий жителей о времени и разных важных событиях, громкий шум и стук, доносящийся из ремесленных мастерских, голоса торговцев, крики животных, грохот телег. А ночью в городе властвует непроглядная темнота, ведь искусственного освещения еще нет. Если в Париже только в XIV в. стали по ночам зажигать всего несколько факелов и светильников, то что говорить о других городах!



г. Вильфранш-де-Конфлент

Между жителями и властями постоянно возникают противостояния на почве городского благоустройства. Лотки с товарами и навесы, защищающие их от дождя, грязи и солнца, загромождают улицы города. И по одну сторону «баррикад» оказываются торговцы жареным мясом, суконщики, шляпники, башмачники и многие другие, кто раскладывает свой товар, занимая большую часть уличного пространства и мостов, а по другую - городское управление и покупатели, которые одновременно жалуются на то, что из-за лотков ни пройти, ни проехать и что под навесами нельзя хорошо разглядеть товар. Пересечения улиц образуют кривенькие площади. Иногда на площади можно увидеть городской фонтанчик или колодец. Всё довольно строго и аскетично - очень мало городских украшений. Они появятся на улицах несколько позже, в эпоху Возрождения, а сейчас их можно увидеть, в основном, на соборах или при входах в очень богатые особняки. Фасады обычных домов оживляют резные изображения святых или самые разнообразные вывески. Зато улицы «украшены» позорными столбами и виселицами, где в назидание другим виднеются тела грешников и преступников. Со временем городские власти идут навстречу жителям, отчаянно протестующим против таких красот, и переносят места казни за городскую черту, хотя кое-где эти инструменты правосудия остаются. Как же без них?!

В средневековом городе практически нет названий улиц, нет нумерации домов, жители ориентируются по церквям, кузницам и вывескам, причём последние имеются далеко не на каждом доме. Власти и жители находятся в постоянной конфронтации относительно и этого вопроса: сборщикам пошлин необходимо точно определять нужные им дома, а горожане, понятное дело, хотят ровно обратное. Что касается Парижа, то к концу XIII в., город всё же разделяют на округа, а улицы постепенно обретают свои названия. И, как известно, многие названия происходят от профессий людей, населявших эти улицы. Цены на недвижимость зависят от «престижности района»: возле городской стены, в новых кварталах или в часто затопляемых местах дома стоят гораздо дешевле, чем в центре. Большинство построек - деревянные. Дома, выстроенные целиком из камня, встречаются нечасто, только состоятельные буржуа и высокородные дворяне могут себе позволить такую роскошь.



г. Витре

Дома, а еще лучше сказать дворцы, принадлежащие знати, поражают своими размерами и роскошной отделкой. Такая резиденция запросто может занимать территорию несколько десятков обычных домов. Зато в ней имеется всё необходимое для полноценной жизни - помимо жилых помещений есть сад, двор, галерея для игры в мяч, молельня, часовня, пекарня, продуктовые склады, баня, оружейная и другие хозяйственные постройки. В таких домах стены обшиты дорогой древесиной, пол выложен плиткой, в окнах блестят витражные стекла, кровля покрыта черепицей или шифером, а фасады здания украшает мрамор и резной камень. К слову сказать, эти городские резиденции, за некоторым исключением, не имеют военно-оборонительных укреплений. «Простые» богатые горожане стремятся обустроить свои особняки, подражая в своем размахе знатным господам, но в любом случае, их дома выглядят попроще. Дома, где живут и трудятся торговцы и ремесленники, обычно двухэтажные. Дерево, штукатурка, солома, смешанная с глиной - вот материалы, из которых сооружены эти здания. Вместо стекол - промасленный пергамент. Первый этаж, как правило, торгово-хозяйственный. В комнате, выходящей на улицу, работает хозяин с подмастерьями, продавая через открытое окно свой товар. Самые бедные жилища имеют всего лишь одну комнату, где проживает несколько человек.

Люди множества профессий населяют город: булочники, мельники, мясники, мерщики зерна и жидкостей, торговцы овощами, фруктами, рыбой, сукном, льном, веревочники, булавочники, глашатаи, ножовщики, замочники, кольчужники, кабатчики, ювелиры, шляпники, каменщики, мисочники, штукатуры, портные, банщики, живописцы, резчики, сапожники, седельщики, перчаточники, красильщики, изготовители пряжек, шнурков, золотых и серебряных нитей, чёток, пуговиц, кошельков, наперстков, ящиков... Я не могла удержаться, чтобы не перечислить такое количество профессий. Мне кажется очень интересным, чем занимались городские жители. Возьмём в качестве примера шляпников. В XIII в. разные шляпы делают разные мастера. Бытовало такое разделение или, как бы мы сейчас сказали, специализация:

изготовители шляп из хлопка;
изготовители шляп из цветов;
изготовители меховых шляп;
изготовители шляп, вышитых золотом и серебром;
изготовители шляп из павлиньих перьев.

Жители ещё не имеют фамилий. У них только данные при крещении имена и прозвища, которые дают представление о характере занятий человека или о его происхождении. Фамилии появятся примерно в XIV в. Вот несколько реальных имен жителей Парижа: Рену Башмачник, Агата - сестра Каменщика, Ришар из Уельса, Жилон из Витри, Гийом из Костонна, вдова Археуса из Монтрея, Эврар Плотник, Ришар Штукатур, Фирмин Каменщик, Николо Ломбарда книготорговец, Берто Лотарингец, Жерве Писарь, Изабо Костоправка, Амелен Маслоторговец, Алиса Белошвейка, Жаклин Вивьен - жена галантерейщика. Интересно, а как бы нас с вами тогда звали? :-)

Наряду с тесными кварталами обычных горожан, аббатствами, добротными домами состоятельных горожан и роскошных жилищ знати в городе раскинулись поля и сады, где пасут скотину и выращивают фрукты-овощи. Жилые дома соседствуют с курятниками, свинарниками, конюшнями. Животные бродят по улицам, оставляя «следы» на своём пути. Ароматы, витающие в воздухе, оставляют желать лучшего. Кузницы, гончарные, кожевенные и красильные мастерские выделяют вредные испарения, дым и неприятные запахи. Мясники забивают животных и выбрасывают потроха рядом со своими лавками. Жители сваливают весь мусор либо в реку, либо прямо на улицу, где он так и остаётся. Отсутствие правильно организованной канализации и стоков довершает безрадостную на наш современный взгляд картину. Использованную воду сливают на улицу через специальные отверстия, пробитые в стенах домов, поэтому по центру улицы течёт грязный ручей, который часто бывает забит мусором, что не добавляет очарования городскому пейзажу.



г. Лион

Водоснабжение - одна из сложнейших задач городского благоустройства во все времена, тем более в Средневековье, когда чистая вода была дефицитом. В некоторых крупных городах, как, например, в Марселе, использовали античную систему акведуков, а источниками чистой воды служили несколько городских фонтанчиков. Если взять Париж, то он снабжался питьевой водой посредством двух акведуков которые доставляли воду к шести городским фонтанам, построенных между 1182 и 1400 гг. Конечно, шести фонтанов на 200 тыс. жителей было недостаточно, поэтому горожане прибегали к услугам разносчиков воды, которым было разрешено брать воду только из Сены. В городах также были колодцы - либо общественные, либо частные. Обеспеченные горожане оборудовали колодцы в подвалах или во дворах своих домов, правда, не везде это было возможно по объективным причинам. Но воду из колодцев и рек всё же старались не пить, так как она считалась грязной из-за близости к отхожим местам и выгребным ямам. Её использовали для полива грядок, стирки белья и мытья посуды, этой водой поили скотину. А вот для приготовления пищи и питья брали дождевую воду, собирая ее в бочки, установленные под водостоками.

Надо отметить, что и высшая аристократия, и городские власти и сами жители не оставались безучастными к проблемам чистоты и опрятности своих городов. Их заботил и грязный воздух, опасный для здоровья, и мусор, который мешал перемещению людей и доставке товаров. Поэтому начиная с XII - XIII вв. делаются первые шаги в сторону благоустройства городов. Издаются ордонансы, обязывающие мостить и убирать улицы, а также ремонтировать их, так как мостовую разбивали прогоняемый скот и проезжающие повозки. В XIII в. король Филипп-Август распорядился замостить основные улицы Парижа, что должно было способствовать уборке мусора и поддержанию чистоты. В соответствии с этим приказом в направлении с севера на юг замостили улицы Сен-Дени и Сен-Жак, а с востока на запад - улицы Сент-Антуан и Сент-Оноре. Порядок на остальных улицах вменялся в обязанность их жителям. Каждый должен был мостить часть дороги перед своим домом, убирать её и чинить, а также нанимать повозки для вывоза мусора. Берега Сены отдали под контроль гильдии водных торговцев. И, наконец, начиная с XIV в. парижан обязали выплачивать специальную пошлину за вывоз мусора. Кстати, в связи с этими реформами появились новые профессии - мостильщик и мусорщик.

Но, как говорил наш современник, хотели как лучше, а получилось как всегда. Горожане, что в Париже, что в других городах, где издавались подобные распоряжения, не спешили их выполнять. Жители, конечно, не приветствовали грязь на улицах, но поскольку мощение финансировалось из их кармана, они не хотели разоряться ради каких-то там дорог. Описан случай, когда в 1391 г. подали в суд на монахов из Сен-Мартен-де-Шан, которые уклонялись от обязанности мостить улицы под тем предлогом, что они-де, как служители церкви, должны быть избавлены от таких тяжких обязательств. Что касается вывоза мусора, сама идея была полезная, но её исполнение зачастую хромало: тачки порой теряли на своем пути больше мусора, чем довозили до мест назначения - пригородных полей. Нельзя не упомянуть один оригинальный способ защиты окружающей среды. Поскольку прохожие не стеснялись справлять нужду прямо на улицах, на стенах домов стали рисовать кресты. Это останавливало людей от нехороших действий: ведь осмелившиеся покуситься на святость, считались богохульниками, что было серьезным преступлением по тем временам.  Кроме всего перечисленного запретили выпас домашнего скота на городских улицах, а также постепенно перенесли кладбища за пределы городов.



г. Динан

Процесс сооружения канализационных стоков и водопровода также потихоньку (очень потихоньку) двигался вперед. Пара слов о том, как это происходило в Париже. Как уже было сказано, с начала XII в. вода поступала в Париж из Бельвиля и Пре-Сен-Жерве по двум акведукам. Она предназначалась для Лувра и обеспечения городских источников для нужд населения. А предприимчивые знатные господа отводили большую часть этого потока в свои дома в ущерб горожанам. И в ответ на недовольство жителей был издан указ, запрещающий знати делать отводы, за исключением принцев. В середине XIII в., во время правления Людовика Святого, соорудили сточно-очистительные каналы от Марэ до реки Бьевр - одного из притоков Сены. Но к XIV в. Бьевр настолько сильно загрязнился, что снова пришлось принимать меры на государственном уровне. Для очистки реки были специально выделены средства, как сейчас бы сказали - целевое финансирование. Но, как бы сейчас сказали, было выявлено нецелевое расходование этих средств: деньги ушли на ремонт Шатле у Малого моста, который находился в ведении парижского прево и часто использовался в качестве тюрьмы. И так как проблема с рекой становилась все серьезнее, деньги были найдены и реку всё же привели в относительный порядок.

В конце XIV в. при Карле VI был издан приказ на запрет выброса отходов в проточные воды. Кроме того приказ обязывал всех ремесленников (красильщиков, дубильщиков и пр.), деятельность которых загрязняла окружающую среду или распространяла токсичные отходы, устраивать свои мастерские за чертой города, ниже по течению реки. В 1374 г. Карл V издал указ оборудовать в городских домах туалетные комнаты, которые были соединены со сточным канавами или ямами. Их часто оборудовали на чердаках, иногда в проходе между двумя домами, чтобы ими могли пользоваться одновременно жители обоих домов. Но, конечно не всем хватило средств выполнить королевский указ, поэтому "удобства" для большинства простых людей были в виде деревянного настила, обшитого досками. Богачи делали себе роскошные комнаты, обшитые досками и покрытые бархатом, отапливаемые и проветриваемые. В качестве средств персональной гигиены люди побогаче использовали хлопковую или льняную ткань, люди победнее - листья растений и пучки травы, бумагу стали использовать лишь с XVI в.



г. Аннси

Несмотря на принимаемые меры, благоустройство города продвигалось не слишком быстро: Париж и другие города всё ещё имели довольно неприглядный облик, а жители упорно игнорировали королевские указы. Они, как и прежде, не торопились мостить улицы, уклонялись как могли от выплаты «мусорного» налога и продолжали выбрасывать отходы на улицы и в реки. В 1374 г. Маргарита Бургундская жаловалась на свой город: «Дижон так полон грязи и навоза и другого мусора, что по нему трудно передвигаться пешим и конным». А в начале XV в. Мобер - одна из главных торговых площадей Парижа того времени - была настолько завалена, что потребовался отдельный ордонанс, принуждающий к уборке территории. Тем не менее, в XV в. эти усилия получают ощутимый результат. К этому времени подержание городского порядка в Париже было поручено самому прево. За чистотой на улицах следили смотрители королевских дорог. В их ведение входил контроль за выполнением единых правил в отношении использования и содержания улиц. Смотрители имели право приговаривать к штрафу несознательных подданных. Но это было не таким уж и простым делом - не всякому феодалу или просто богачу осмелишься вкатить штраф и сделать замечание, а с бедняков много не вытрясешь. Но порядок в городе - это не только чистота, это еще и безопасность, которая поддерживалась силами патруля. На улицах города и на прилежащий к городским стенам землям можно было увидеть конный патруль. А поддержание правопорядка в тавернах-кабачках, общественных и торговых местах была поручена пешему патрулю.



г. Вильфранш-де-Конфлент

Источники:
Marie-Anne Polo de Beaulieu «La France au moyen âge»
Jacques Le Goff «La civilisation de l'Occident médiéval»
Marcelin Defourneau «La vie quotidienne au temps de Jeanne d'Arc»
Joris-Karl Huysmans «Les vieux quartiers de Paris. La Bièvre»
Léo Moulin «La vie quotidienne des religieux au moyen âge: Xe - XVe siècle»
Simone Roux «Paris au Moyen Age. la Vie Quotidienne»
Edmond Pognon «La Vie quotidienne en l'an mille»
и др.

12 век, 14 век, 11 век, средние века, 13 век, 15 век

Previous post Next post
Up