Город тысячи огней. Часть 1

Feb 05, 2019 10:51

Ну ладно, разойдёмся спать!
Слуга, свечу! Да проводи нас,
Чтоб не споткнуться где неловко.
Освальд фон Волькенштейн, Немецкая кабацкая песня, нач. XV в.



Площадь Св. Оппортуны / Place Sainte-Opportune, Paris

Луч света в тёмном царстве.
Три светильника на весь Париж



Сигнальный огонь на Нельской башне [Source: wiki]

Сегодня сложно представить себе визит в Париж без вечерней прогулки по улицам, паркам или поездки по Сене, то есть в тот час, когда город в романтичном сиянии тысячи разноцветных фонарей видится нам совсем иным, чем в дневные часы. Как же нам, живущим в XXI-м столетии, повезло, что мы можем наслаждаться ночным городом во всей его красе.

А ведь когда-то передвижение по Парижу после заката солнца было не только трудным, но порой и смертельно опасным предприятием. Как только солнце скрывалось за горизонтом, средневековый Париж погружался в кромешную, непроглядную и зловещую тьму. И лишь слабый лунный свет мог помочь редким запоздалым путникам найти верную дорогу и то, если ночь была ясной... В ночное время улицы были пустынны - добропорядочные горожане при наступлении темноты старались лишний раз не высовывать носы за пределы своих жилищ. А вот с кем могли столкнуться одинокие прохожие, так это с разбойниками, ворами и прочими лиходеями. И повезёт, если они только срежут кошелёк или отнимут плащ, тут уж главное живым остаться.

Если на улицу и выходили, то обязательно брали с собой фонари, сделанные из металла или дерева и обтянутые тонкой тканью, свиным мочевым пузырём или пергаментом. Можно попытаться представить какой свет давали эти фонари, но это лучше, чем ничего. Такие светильники производились ремесленной корпорацией фонарщиков (любопытно, что эти же мастера наряду с фонарями делали гребёнки и другие мелкие предметы из дерева и кости). Позднее изготовлением светильников также начали заниматься бондари и жестянщики.



Вид на Большой Шатле, 1800 г. [Source: wiki]

Первые лучи света, практически в буквальном смысле этого слова, забрезжили на улицах Парижа в январе 1318 г., когда был выпущен королевский указ, который обязывал в течение ночи поддерживать огонь на свече, установленной перед в вратами в Большой Шатле, крепости, защищавшей подходы к Большому мосту через Сену и служившей одновременно судом и тюрьмой. Ещё один светильник располагался на Нельской башне, возвышающейся на левом берегу Сены, - это был большой сигнальный огонь, указывающий водный путь корабельщикам. Третий ночной огонь, существовавший в то время, зажигался на кладбище Невинноубиенных и призывал припозднившихся прохожих помолиться за души успоших.

Итак, эти три светильника и стали первым общественным городским парижским освещением. Так оставалось довольно долгое время, хотя в исключительных случаях (например, в период больших народных волнений) власти города приказывали жителям зажигать светильники у своих дверей.

Свеча простая, восковая, и старомодность вековая.
Первые парижские фонари



Дом Николя Фламеля, возведённый в 1407 г.

В 1504 г. власти города призвали домовладельцев ставить по ночам свечи на окна, выходящие на улицы. Но это начинание не возымело никакого эффекта. Да и какой толк от одинокой свечи в непроглядной мгле?!

Следующей важной вехой в «световой» биографии города должно было стать постановление Парламента от 29 октября 1558 г. (при Генрихе II): «На углу каждой улицы зажигать фонарь с 10 часов вечера до 4 часов утра. А там, где улицы такие длинные, что свет двух фонарей не может осветить от одного её конца до другого, посередине зажигать ещё один фонарь или больше». Однако, эта великолепная задумка - осветить ночной город - потерпела фиаско: ни сам Парламент, ни король, ни простые горожане не пожелали оплачивать эту странную и дорогую затею. И ровно через год в соответствии с новым распоряжением Парламента все неустановленные фонари, а также фонарные цепи и крючки были распроданы с торгов.



Миниатюра 1425 г. [source: www.nuernberger-hausbuecher.de]



Миниатюра 1536 г. [source: www.nuernberger-hausbuecher.de]

К вопросу общественного освещения вернулись только через полвека - в 1594 г. Новые городские беспорядки побудили полицию распорядиться установить по несколько светильников в каждом квартале и избрать нотаблей, следящих за тем, чтобы светильники исправно горели. По мнению жителей города нововведение помогло хотя бы в какой-то степени сократить количество нападений в ночное время суток. Однако и эта попытка осветить город постепенно сошла на нет.

Передвижение по ночным улицам по-прежнему оставалось делом рискованным и небезопасным. И, как и много столетий назад, состоятельные горожане брали с собой слуг с факелами или фонарями, а остальные довольствовались лунным светом. Разве что некоторые предприимчивые тавернщики снабжали за несколько монет своих засидевшихся посетителей факелами. Но городские власти наложили на эту торговлю запрет из-за угрозы пожаров.

Французский историк и литератор Эмиль Мань так писал о Париже начала XVII-го века: «Такой оживлённый днём, город, едва закрывались лавки, превращался в мрачную пещеру с многочисленными закоулками, где - на солидном расстоянии один от другого - слабо мерцали дымящиеся фонари. О том, что надо как-то организовать освещение, только-только начинали подумывать. Движение экипажей полностью прекращалось, разве что можно было увидеть - кое-где и иногда - большую карету, сопровождаемую эскортом лакеев с факелами. Припозднившиеся пешеходы торопились попасть домой, зная, какая смертельная опасность поджидает их на каждом углу, потому что вооружённые до зубов «ночные охотники» после захода солнца завладевали улицами и, подобно злым духам, скользили вдоль стен, чтобы легче было подстеречь добычу. Каждый перекрёсток становился их вотчиной, они устраивали засады на каждой улочке, в каждом тупике. И ждали: когда же он появится, этот неосмотрительный дурачок?».



Миниатюра 1451 - 1500 гг. [source: gallica.bnf.fr]



Миниатюра 1400 - 1425 гг. [source: gallica.bnf.fr]



Миниатюра 1401 - 1500 гг. [source: gallica.bnf.fr]



Миниатюра 1480 - 1496 гг. [source: gallica.bnf.fr]

Мы люди неплохие, фонарщики лихие.
Служба фонарщиков

В марте 1662 г. выходец из Италии Лаудати Караф получил королевскую привилегию на создание особой службы: отныне жители Парижа в ночное время могли нанять себе за определённую плату сопровождающего с факелом или светильником. Эта служба была ориентирована в первую очередь на тех горожан, кто не имел личных слуг.

При создании службы постарались учесть самые разные нюансы:

• все факелы маркировались гербом города и должны были покупаться у парижских лавочников за 1,5 ливра;
• каждый факел делился на 10 частей - наниматель платил по 5 су за каждую сгоревшую часть, включая ту, которая начала гореть, но ещё не догорела;
• если использовались светильники, то нужно было заплатить по 1 су за каждые 100 туазов (~ 195 м);
• сопровождающего со светильником могли нанять не только пешеходы, но и те, кто передвигался на носилках или в карете, - в этом случае каждая четверть часа стоила 5 су;
• каждый фонарщик и факельщик имел личный номер и был облачен в специальную униформу, а, чтобы точно отмерять время к его поясу прикреплялись песочные часы, также маркированные парижским гербом.

Бюро Карафа, получившее название «Центр факельщиков и фонарщиков Парижа», располагалось на улице Сент-Оноре, буквально в двух шагах от знаменитого рынка Ле-Аль, а сами фонарщики/факельщики прохаживались в наиболее многолюдных городских кварталах или толпились перед домами, где давался бал или приём, чтобы найти щедрого клиента. Надо заметить, что сама идея оказания услуг по найму человека с переносным фонарём или факелом была настолько удачной, что оставалась востребованной вплоть до Революции, то есть до 1789 года!



Современный фонарь на стыке двух старинных парижских фахверковых домов - дома под вывеской Жнеца и дома под вывеской Овцы

Часть 2

париж в изо, 14 век, поэзия и проза, живопись, париж, 17 век, гравюры и рисунки, улицы парижа, Париж, миниатюры, 16 век, париж средневековый, средние века

Previous post Next post
Up